Зачем масоны со всей России съезжаются в Пермь
Впервые за 300-летнюю историю масонства в Перми пройдет главное собрание Великой Ложи России — Торжественная Ассамблея. Вольные каменщики из всех регионов страны, а также гости из ближнего и дальнего зарубежья соберутся в июне 2018 года. Помимо обсуждения внутренних вопросов тайного общества они посетят главные достопримечательности края и даже отметят вместе с пермяками День города. Бывший Досточтимый Мастер пермской Ложи «Золотой ключ», Великий Инспектор Великой Ложи России Алексей М. согласился поговорить с «URA.RU» и ответить на наши вопросы.
— Почему Ассамблея пройдет именно в Перми? Чем наш город заслужил такую честь?
— Два года назад Великий Мастер Великой Ложи России Андрей Богданов объявил Достопочтенным Ложам, работающим в разных городах России, о том, что они имеют возможность заявиться на право проведения Торжественной Ассамблеи на своей территории. Уже тогда Ложа «Золотой ключ» рассматривалась, как говорится, в шорт-листе возможных хозяев проведения этого большого события наряду с масонскими организациями Москвы и Санкт-Петербурга. Этому способствовало, полагаю, несколько причин: качество работы Ложи в Пермском крае, активное участие пермских масонов в жизни Ордена в России, некоторые международные инициативы.
Учитывая, что в 2018 году будет праздноваться 235-летие масонства на Урале, мы посчитали возможным предложить Братьям Великой Ложи России провести Торжественную Ассамблею в нашем городе. Большинством голосов заявка Перми была поддержана. Для нас это большая ответственность, определенный позитивный вызов и оценка деятельности. Свою роль также сыграла поддержка руководства Ордена в России и лично Великого Мастера ВЛР Андрея Богданова.
— Вы упоминали, что уральскому масонству 235 лет, можно ли узнать подробнее историю вольных каменщиков на Урале? Кто был первым уральским масоном?
— Надо сказать, что материнской Ложей для «Золотого ключа» стала петербургская Ложа «Ора», основанная в 1774 году. Многие Братья-основатели «Золотого ключа» были оттуда. Первым руководителем Ложи стал Иван Иванович Панаев, пермский губернский прокурор, писатель, отец известного в свое время поэта Владимира Ивановича Панаева.
Численность пермских Братьев была немногим больше 20 человек. Члены Ложи были достойными людьми, работавшими в органах государственной и муниципальной власти, в судейской и прокурорской системах. Среди Братьев были врачи, заводчане, военные — те, кто участвовал в создании Перми и других городов губернии. Со временем братья разъехались в разные города и продолжили работу в других Ложах. Панаев, например, возглавил Ложу «Восходящего солнца» в Казани. В прошлом году она также была пробуждена.
— Много ли в Ложе «Золотой ключ» человек? Можно ли узнать их имена?
— Сейчас в «Золотом ключе» состоят несколько десятков Братьев из Пермского края, Кировской области и Москвы, которые работают в разных сферах. Среди нас есть представители бизнеса, ученые, банковские служащие, адвокаты, врачи, журналисты, чиновники. Наши правила не позволяют разглашать имена Братьев, поэтому я не могу их назвать.
— Почему многие скрывают свою принадлежность к масонству, а в то же время, например, Андрей Богданов открыто говорит об этом?
— Это связано с традициями. Кто-то заявляет о своей принадлежности к Ордену, кто-то считает нужным скрывать членство. Но есть ряд масонских должностей, которые не могут быть анонимными. Одна из них — должность руководителя масонской юрисдикции. Все Великие Мастера в мире являются публичными персонами. Если вы посмотрите сайты Великих Лож, то сможете обнаружить имена и других офицеров.
Сложившееся в странах вокруг Ордена общественное мнение тоже влияет на публичность масонов. В России много сторонников конспирологических теорий, и объяснять каждому, что «всемирный масонский заговор» невозможен, прежде всего потому, что каждая Великие Ложи независимы друг от друга, не имеет смысла.
— В нашем регионе, как и во многих других, скоро выборы губернатора. Вольные каменщики как-либо участвуют в них? Влияют на них? Есть ли у вас фаворит среди пермских кандидатов?
— Орден Вольных Каменщиков фактически является одним из первых примеров успешного существования общественных организаций. Изначально Орден строился на ветхозаветной и христианской морали и этике и многие годы в члены Ордена принимались только христиане. Сейчас масонами могут стать все, кто разделяет веру в Бога и в бессмертие души. Масонство — это философское, историко-культурное явление. Для кого-то это клуб по интересам, для кого-то — экспертное сообщество.
Но к чему регулярное масонство не имеет отношения — это к влиянию на политическую повестку. Традиции Ордена запрещают обсуждать в Ложах вопросы политики и религии. Это вредит гармонии между Братьями.
Масон в личной профессиональной деятельности может заниматься всем, что законно. Ордену нет дела до политической и гражданской активности Братьев, если это не вредит государству и Ордену.
Действующим президентом РФ является Владимир Путин. Исполняющим обязанности губернатора Пермского края является Максим Решетников. Это все, что мы можем сказать про президентские и губернаторские выборы.
— Как вы относитесь к волне протестов, в которой стала активно участвовать молодежь?
— Мы не относимся к молодежи, участвующей в протестах, как не относимся к протестам, в которых участвует молодежь. Интервью про масонство, давайте не будем обсуждать политику.
— Хорошо, но что тогда вы тогда обсуждаете на своих собраниях и Ассамблеях, если не политику и религию?
— Планы работы в Ложах, кадровые назначения, представляются научные и исследовательские доклады, проходит знакомство представителей разных организаций — обсуждаются организационные, правовые вопросы и вопросы стратегии развития Ордена.
— Деятельность масонов тесно связана с архитектурой, как я понимаю. В Перми существует большая проблема с рядом важных архитектурных объектов: нового здания галереи, оперного театра. Почему эти проблемы возникают, как вы считаете? И где, по вашему мнению, стоит разместить эти здания?
— Некоторые из нас, конечно, являются и архитекторами, и строителями, но по большей части мы строители в духовной и мыследеятельностной сферах. Как жителю Перми мне кажется, что основная проблема в определении здания для галереи и строительства нового здания оперного театра в том, что на самом деле никто не собирается заниматься вопросом нового обустроенного здания для художественной галереи и строительством нового здания для театра оперы и балета. Денег в бюджете нет. Имитация бурной деятельности вокруг этих вопросов идет уже несколько десятилетий.
При этом следует отметить, что вероятность переезда куда-нибудь Пермской художественной галереи благодаря усилиям митрополита Пермского и Соликамского Мефодия значительно выше вероятности строительства нового здания театра оперы и балета. Буду рад ошибиться.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!