«Нынешняя статья за „репосты“ позволяет Пушкина посадить посмертно»
15 ноября Госдума в первом чтении рассмотрит законопроект о «декриминализации репостов». Президент России Владимир Путин инициировал поправки в 282 статью Уголовного кодекса, которые отменят уголовную ответственность за репосты экстремистских материалов. Если такой репост был сделан впервые — за это больше не посадят. О том, почему власти решили смягчить действие закона и почему по ней можно посмертно осудить Пушкина, «URA.RU» рассказал депутат Госдумы от КПРФ, писатель Сергей Шаргунов. С идеей смягчить 282 статью он выступал на протяжении нескольких лет. Последний раз он громко заявил об этом в июне 2018 года, во время «прямой линии» с президентом Владимиром Путиным.
— Депутаты наконец-то рассматривают поправки, о необходимости которых вы говорили годами. Как думаете, почему это происходит?
— Депутаты поддержат эту инициативу, потому что ее выдвинул президент. Я очень рад, что удалось добиться серьезного прорыва. Лично мне это лишний раз доказывает, что нельзя сдаваться, нужно проявлять последовательность и упорство до конца. На власть повлияло огромное количество резонансных уголовных дел за репосты, которые были в этом году.
— Как бы вы могли оценить общественные последствия от нынешней редакции закона?
— 282 статья буквально запугала наших молодых людей. Они не понимали, какой мемасик или какая песенка может стать очередным поводом для посадки. Кроме того, эта статья дает большие возможности для преследования за инакомыслие. По ней кого угодно можно привлечь за высказывание на митинге, за неосторожную фразу в статье, за пост в соцсетях. Когда не знаешь, в чем обвинить, а посадить хочется — в ход вступает 282 статья. Как я уже говорил во время «прямой линии» с президентом, по ней можно было посмертно привлечь Пушкина, Маяковского и Есенина. Я очень рад, что мы идем в сторону ее смягчения.
— Вам кажется, что люди, которых сажают за экстремизм, не представляют общественной опасности?
— Люди разные. Я знаю огромное количество историй, когда под каток попали невинные и неравнодушные граждане. Прямо сейчас в Бутырке сидит мой приятель политолог Петр Милосердов (его обвиняют, дословно, «в создании экстремистского сообщества с целью дестабилизации конституционного строя республики Казахстан» — прим. ред.). Только начали выходить из тюрьмы люди по делу мухинцев (в честь лидера Юрия Мухина), которые предлагали провести референдум «за ответственную власть». Долгие годы эта статья, в том числе и ее часть, посвященная репостам, была поводом для борьбы с инакомыслящими.
— Я правильно понимаю, что после третьего чтения всех, кто сидит в тюрьме за репосты, начнут освобождать?
— Эти люди имеют право требовать пересмотра своих дел. В данном случае закон имеет обратную силу. Кроме того, позитивный процесс уже начался. После того, как президент внес инициативу в Госдумы, новые дела начали разваливаться. Я надеюсь, что это только начало.
— А те, кто уже отсидел, получат право на реабилитацию? Они смогут требовать компенсацию? Некоторые ведь потеряли в тюрьме годы жизни.
— Вряд ли. Хотя я готов поддержать этих людей. Большое значение имеет то, что власть наконец-то оценила абсурдность многих дел, которые лепились на наших глазах. Очень важно оградить людей от новых посадок, чтобы мы все смогли дышать свободней. Лично я во время рассмотрения законопроекта буду требовать с трибуны Госдумы, чтобы амнистировали вообще всех, кто сидит по статье 282.
— 15 ноября законопроект будут рассматривать в первом чтении. А когда, на ваш взгляд, его примут окончательно?
— Я думаю, все пройдет очень быстро. Надеюсь, что полностью закон примут уже в этом году.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!