Как получилось, что Порошенко создал собственную церковь
Президент Украины Петр Порошенко накануне объявил о создании новой церковной структуры — Автокефальной поместной православной церкви Украины, — появление которой стало результатом прошедшего в Киеве «объединительного собора». Это событие политик назвал окончательным получением независимости от Москвы и «катастрофой» для России, сравнимой с распадом СССР.
«Украина уже не будет пить, говоря словами Тараса Шевченко, „из московской чаши московский яд“», — заявил Порошенко по окончании собора. Однако произошедшее можно считать катастрофой не для России, а для Украины, считает декан богословского факультета православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Павел Хондзинский. «Самое страшное, что могут начаться гонения на священников УПЦ МП — начнут отбирать храмы, монастыри. Как это предотвратить человеческими силами, непонятно», — отметил он в разговоре с «URA.RU».
С последствиями «объединительного собора» придется столкнуться Украине, а не России, согласна один из лидеров антимайдана Запорожской области Екатерина Уманец. «Конечно, верующие канонической УПЦ не признают то, что произошло — все прекрасно знают, как свозились люди автобусами на это мероприятие, их заставляли там стоять на морозе. Совершили православный майдан, захватили власть», — рассказала активистка. По ее словам, Порошенко таким образом нарушил конституционный закон — статью 35, согласно которой на Украине церковь отделена от государства и оно не может вмешиваться в ее дела. «Я надеюсь, что найдутся юристы, знающие свое дело, и подадут в суд на Порошенко — но на самой Украине скорее всего не разрешат этого сделать, придется обращаться в европейский суд», — заявила она в беседе с агентством.
Запорожский общественный деятель Владимир Рогов отметил, что на мероприятие должен был прилететь константинопольский патриарх Варфоломей, но в итоге он «кинул» Порошенко и не явился. При этом сам собор проходил в закрытой форме. «Был полный запрет на освещение данного мероприятия журналистам неугодных СМИ, стояли глушилки на мобильную связь, а у делегатов забирали телефоны и любые средства аудио- и визуальной фиксации», — поделился Рогов.
Украинский общественник отметил, что на собор пришли только двое из 97 представителей канонической УПЦ — «давний раскольник и митрополит без прихода» Александр (Драбинко) и митрополит Винницкий Симеон (Шостацкий), на которого «собран компромат в СБУ еще с 1990-х годов». По словам Рогова, силовики считают митрополита Винницкого «подельником» Владимира Гройсмана (премьер-министр Украины), который больше 20 лет назад был директором Винницкого рынка. «Деньги рынка обналичивались именно через приход этого митрополита», — рассказал общественник. Он добавил, что сторонников предоставления церкви томоса (указа предстоятеля поместной православной церкви) об автокефалии на Украине «не зря называют „томосеками“, а сами украинцы накануне стали „свидетелями ‚ПУПЦА‘.
«То есть „ПУПЕЦ“ — порошенковская поместная единая церковь — то, что мы получили в итоге», — заключил Рогов.
Протодиакон РПЦ Андрей Кураев считает, что последствия произошедшего в Киеве события будут видны только через несколько месяцев. «Нужно посмотреть, насколько эта новая структура будет обладать внутренней устойчивостью, просто привлекательностью, будут ли границы у административного-полицейского восторга украинских властей по этому поводу — начнут ли туда сгонять силой (а такие попытки только умножат сопротивление)», — высказался богослов.
Украинский «объединительный собор» между тем уже раскритиковали Белорусская и Болгарская церкви. Так, председатель Синодального информационного отдела Белорусской православной церкви протоиерей Сергий Лепин назвал новую церковную структуру раскольнической, а болгарский митрополит Видинский Даниил (Николов) заявил о «неканоничности» прошедшего мероприятия.
Некоторые эксперты полагают, что прошедший собор только усилил раскол среди представителей церкви, и дробление раскольничьих структур на Украине может продолжиться. «Для Украины это означает, что Петром Порошенко проведена еще одна линия раскола. На самом деле ведь не получилось объединения верующих — получилось расколоть атеистов», — отметил экс-депутат Верховной рады от «Компартии Украины» Спиридон Килинкаров.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!