Создан новый план спасения России — в пику премьеру Мишустину
Пока правительство РФ переписывает план восстановления экономики, первую версию которого президент отправил на доработку, стране была представлена альтернативная стратегия выхода из кризиса. Ее авторы — экс-советник президента РФ Сергей Глазьев и бизнесмен Константин Малофеев — предлагают радикально сменить экономический курс. Наблюдатели уже заметили в их предложениях новый политический манифест.
Альтернативный правительственному план вывода страны из кризиса был представлен Малофеевым и Глазьевым 9 июня, но документ оказался практически незамеченным СМИ. За неделю с момента презентации плана в сервисе «Яндекс.Новости» о нем появилось 13 сообщений, причем девять из них были опубликованы телеканалом «Царьград» (принадлежит Малофееву).
Сергей Глазьев, ныне занимающий пост министра по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии, является давним критиком экономического курса правительства и Центробанка. В апреле ЦБ даже просил Минэкономики сдержать медийную активность Глазьева. Константину Малофееву в свою очередь давно приписывают планы по созданию собственной политической партии.
В своем плане Глазьев и Малофеев предлагают:
- Остановить вывоз капитала из России, прекратив все спекуляции валютой в стране. По мнению авторов документа, это обеспечит стабилизацию курса рубля;
- Перейти к протекционизму в экономике. Одна из мер — предоставлять доступ к недрам и госсубсидиям только российским гражданам и предприятиям;
- Повысить привлекательность национальной валюты. Перевести на рубли торговлю с партнерами, а также все акции и облигации на фондовом рынке;
- Сделать кредит дешевым для предприятий — под 1-3%. Обязать Центробанк отвечать за экономический рост в стране;
- Запустить опережающее развитие экономики, в частности через углубление переработки сырья.
Первая редакция правительственного план выхода из кризиса, которую премьер Михаил Мишустин представил президенту Владимиру Путину 2 июня, не предлагает столь радикальной смены финансово-экономической политики. Как ранее писало URA.RU, план кабмина включает в себя многие меры, которые уже действуют и не являются реакцией на кризис. Для восстановления экономики правительство собирается:
- Увеличить реальные доходы граждан и восстановить занятость;
- Развивать индивидуальное, малое и среднее предпринимательство;
- Улучшить деловой климат;
- Провести цифровизацию государства и экономики;
- Увеличить экспорт и поддержать импортозамещение;
- Поддержать отдельные отрасли экономики;
- Поддержать деньгами регионы.
URA.RU сравнило два конкурирующих плана по параметрам, которые фигурируют в обоих документах. Правительство к концу 2021 года обещает добиться роста ВВП в 2,5% в год, Глазьев и Малофеев — в 8%. План кабмина предполагает рост зарплат на 2,5% в год, а конкурирующая стратегия — на 7%. Через полтора года правительство готово снизить бедность до уровня 2019 года, а его конкуренты — ликвидировать ее полностью за три года. На реализацию плана кабинет министров планирует потратить 5 трлн рублей. Подсчитать расходы на реализацию стратегии Главзьева/Малофеева невозможно, так как авторы не конкретизируют расходы по каждому предложению. Однако только лишь на два пункта плана — импортозамещение и льготное кредитование — планируется потратить 11 трлн рублей.
Доктор экономических наук, профессор МГИМО Валентин Катасонов объясняет, что сравнивать два плана напрямую затруднительно, так как они написаны в разных жанрах. «Во-первых, документ Глазьева и Малофеева — очень компактный [в 10 раз меньше плана правительства — прим. ред.]. Во-вторых, по своему формату это не экономическая программа, а политический манифест, в котором нет никаких расчетов. У Глазьева и Малофеева была политическая мотивация», — считает экономист.
По мнению Катасонова, альтернативный план мог бы вызвать более широкий резонанс, если бы Глазьев и Малофеев адресовали его не властям, а широкой публике: «Документ следовало доработать и упростить, сделав его более понятным широким массам, и переадресовать народу России».
Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников не удивлен, что стратегия Глазьева и Малофеева оказалась больше похожа на политический манифест. «В данной ситуации можно говорить о планах, которые не столько руководство к действию, сколько манифестация направлений, в котором хотели бы видеть развитие экономики России те или иные политические силы», — отметил политолог.
Журналист URA.RU направил вопросы Константину Малофееву и Сергею Глазьеву через их представителей. Оперативно получить комментарии не удалось.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!