Новые кураторы регионов оставили полпредов президента без работы
Восемь вице-премьеров России, назначенных кураторами регионов, фактически оставили без работы полномочных представителей президента. Полпредам по сути удалось сохранить лишь административные функции, оценивают реформу эксперты. В регионах считают, что реформа с новыми кураторами продемонстрировала, кто в стране набирает выиграл аппаратную борьбу и усилил влияние.
По поручению президента Владимира Путина 19 июля премьер Михаил Мишустин закрепил своих замов за федеральными округами: Юрий Борисов — УрФО, Дмитрий Чернышенко — ПФО, Виктория Абрамченко — СФО, Татьяна Голикова — СЗФО, Дмитрий Григоренко — ЦФО, Александр Новак — СКФО, Юрий Трутнев — ДФО, Марат Хуснуллин — ЮФО. Озвучивались опасения, что они будут дублировать полпредов. 23 июля, пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков во время конференц-колла прокомментировал URA.RU, что между полпредами и вице-премьерами «не будет пересечения и проблем».
Между тем, высокопоставленные источники URA.RU в регионах воспринимают реформу, как однозначное ослабление института полпредств. «Федералы говорят, что вице-премьеры не заберут влияние у полпредов. Что Мишустин хочет навести порядок в гонке губернаторов-лоббистов. Дескать, в последние 20 лет губернаторы ходили по министерствам и что-то просили, но не было единой базы, кто, что и куда направляет. А теперь вице-премьеры будут накладывать свои резолюции на эти просьбы и отчитываться перед премьером о том, какие территории что получают. В реальности же у полпредов забрали почти все, оставив координацию силовиков и политику», — объясняет собеседник из ПФО.
Другой инсайдер из региональной власти заявил, что ждал другого. «Был вариант, что полпреды получат новые полномочия и статус членов правительства. По аналогии с [единственным вице-премьером — полпредом в ДФО Юрием] Трутневым. Тем более, что среди них есть сильные экономисты вроде [полпреда в УрФО Владимира] Якушева, который был губернатором [Тюменской области] и министром [ЖКХ России] или [полпреда в ПФО Игоря] Комарова, руководившего крупными компаниями [„Автоваз“, ОРКК, „Роскосмос“]», — добавил источник.
Этого не произошло из-за аппаратной победы Мишустина, уверен собеседник в правительстве уральского субъекта. «Всегда есть аппаратная борьба, например, между правительством и администрацией президента. Ее участники придумывают разные механизмы, чтобы взять под контроль как можно больше сфер и усилить влияние. И реформой с кураторами регионов Мишустин заявил свои права на доминирование. Ведь чем больше твоих людей контролирует ресурсы, тем устойчивей твоя позиция. Если ты не борешься за ресурсы, не ставишь загранотряды, то рано или поздно тебя сметут. А так ты выводишь борьбу на уровни ниже. А себя ограждаешь забором. Это вопрос не столько поглощения нового, сколько выживаемости», — объясняет он.
Собеседник уверен, что институт полпредства в любом случае сохранится. «Это политическая история. Но многое зависит от персоналий. Например, Трутнев совмещает посты полпреда и вице-премьера и никого на свою поляну не пустит. Это показывает его личное аппаратное влияние, близость к людям, которые принимают решение. А в другие округа Мишустин теперь будет приезжать в сопровождении не только полпреда, но и вице-премьера. Губернаторы живут не политикой, а ресурсами. И они будут тянуться не к полпредам, от которых ничего не зависит, а к вице-премьерам, которые обладают ресурсами», — добавил источник.
Эксперты подтверждают мнение региональных чиновников. «Песков сказал, что у полпредов останутся социальная, административная и силовая сферы. Но социалка тесно связана с экономикой, на нее влияют те, у кого есть деньги. Они есть у вице-премьеров, а у полпредов нет. Поэтому на социалку будут влиять вице-премьеры. Силовые структуры напрямую подчиняются Москве. Остаются только административные вещи.
В этом смысле Песков прав — никаких пересечений не будет, потому что вице-премьеры обладают аппаратной субъектностью, а полпреды уже не обладают», — говорит политолог Павел Салин.
Еще более категоричен политолог Аббас Галлямов. «Конечно, новый институт ослабляет полпредов. Но их время объективно истекло, этот институт себя исчерпал», — считает эксперт.
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает, что у полпредов небольшие аппараты и лишь «контрольные функции», поэтому они и не смогли бы в нынешнем виде курировать экономику в регионах, как вице-премьеры «Сейчас, во время пандемии коронавируса, губернаторы получили большие полномочия по борьбе с нею, но и требования к ним повышенные. И полпреды должны отслеживать, сообщать в Москву о любых проблемах, помогать решить их. Поэтому они вполне задействованы в жизни регионов, им не до экономики», — полагает политолог.
Директор департамента региональных программ Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Дарья Кислицына считает, что пока сложно сделать однозначный вывод. «Я не вижу подмены одного властного института на другой. Это, скорее, разграничение предметов ведения. Думаю, это история, за которой всем нам еще надо последить, потому что она новая», — резюмировала эксперт.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!