Внимание! На Ямале началась борьба с «демшизой»
В ямальском медиапространстве разорвалась настоящая бомба. Именно такой эпитет дают местные СМИ последствиям статьи известного оппозиционного журналиста Юлии Латыниной по итогам ее поездки в Новый Уренгой. Пока обозреватели и репортеры ямальских редакций в ICQ и форумах делятся друг с другом ссылками на репортаж их московской коллеги, в газовой столице России проводится неофициальная масштабная проверка, которая задела всех: чиновников мэрии, местных силовиков, управленцев «Газпрома» и даже функционеров «Единой России». Не исключено, что поисками виновных, пропустивших корреспондента «Новой газеты» в святая святых империи «Газпрома», дело не закончится. Учитывая, что подобные проколы были и раньше, закрома Родины по типу Ямала и Югры вообще могут оказаться закрытыми от глаз «не аккредитованной» прессы. Подробности – в материале «URA.Ru».
В медийном пространстве Ямало-Ненецкого автономного округа неспокойно. Уже который день местная журналистская среда гудит, обсуждая нашумевший репортаж обозревателя «Новой газеты» и ведущей программы на радио «Эхо Москвы» Юлии Латыниной. Материал был подготовлен по итогам ее поездки в Новый Уренгой и опубликован в ряде федеральных ресурсов и изданий, таких как «Новая газета», «Ежедневный журнал», «NewsRu.Com» и т. д. Кроме того, сама Латынина поделилась впечатлениями от командировки и в эфире «Эхо Москвы», в программе «Суть событий».
Справка «URA.Ru»:
Латынина Юлия Леонидовна. Кандидат филологических наук, известный журналист и писатель. Обозреватель «Новой газеты». С 2003 года – постоянный автор и ведущая еженедельной программы «Код доступа». Была научным сотрудником Института экономики переходного периода, экономическим обозревателем газет «Сегодня», «Известия», журнала «Эксперт», ежемесячника «Совершенно секретно» и «Еженедельного журнала». Вела передачи «Рублевая зона» на канале НТВ, была соведущей программы «Другое время» на ОРТ, автором программы «Есть мнение» на ТВС. Сейчас является сотрудником «Новой газеты», колумнистом «Ежедневного журнала», комментатором газеты «Коммерсантъ». Член Союза российских писателей. Автор известных экономических триллеров. Лауреат премий имени Меир, Александра II за работы в области экономической журналистики, Ассоциации русскоязычных писателей Израиля. В 1999 году признана «Человеком года» в номинации «Журналистика» Русским биографическим институтом, лауреат премии имени Герда Буцериуса «Молодая пресса Восточной Европы».
Действительность сурового северного региона известный оппозиционный журналист отразила явно не характерным для этих территорий стилем, позволив порассуждать на такие темы, которые негласно считаются в местной среде запретными. Вероятно, это и породило такой интерес к материалу и ажиотаж, который он вызвал в местной среде массмедиа.
Как рассказала в беседе с «URA.Ru» сама Юлия Латынина, на Ямал она поехала для того, чтобы собрать материал для своей новой книги «Не время славы», работу над которой она почти закончила и готовится отдать в издательство в начале октября. «Книжка не имеет практически никакого отношения к Северу, опосредованное отношение она имеет и к теме газа. Она про Кавказ, – рассказывает журналист. – Но все же некоторая часть ее посвящена теме нефти и газа. Я отправилась на Каспий, где побывала на шельфе. Была на предприятиях ЛУКОЙЛа. Но для полной картины решила съездить в Новый Уренгой, где пробыла неделю. Здесь я увидела сердце России и поняла, что ничего с нашей страной страшного не произойдет, пока добывается газ в Новом Уренгое. Нам не страшен никакой кризис на фондовом рынке, никакое закрытие телеканала «2х2» или убийство издателя «Ингушетия.Ru».
Вот некоторые цитаты из репортажа Латыниной: «Город Новый Уренгой не должен был существовать. Не в том смысле, что это – плохой город. Наоборот: это город замечательный, даже великолепный. Здесь ровные улицы, отличные дома, здесь социализм и зарплата у буровых мастеров – 200 тыс. рублей в месяц… Здесь фантастически красиво – пару недель в сентябре, когда зима еще не началась, а мошка уже кончилась и тундра похожа на другую планету: красные клумбы брусники посреди бирюзового мха и желтых березок. Зима и мошка – это два времени года в Новом Уренгое… Новый Уренгой стали строить потому, что когда начальник обустраивает месторождение – это один статус. А когда начальник обустраивает целый город, с домами, унитазами, чешским хрусталем, телевизорами, холодильниками – это же совсем другое дело. Новый Уренгой стали строить потому, что арктический способ производства не предполагает строительства буровой. Он предполагает завоз, в дополнение к буровой, чешского хрусталя, который потом едет обратно».
А вот рассуждения известного журналиста об эффективности работы «Газпрома»: «Считается, что Россия – великая газовая держава. А США – тьфу. Это не так. Россия производит 560 млрд. куб. газа. А США – 480 млрд. кубометров. При этом Россия продает газ по цене от 50 до 250 долларов за тыс. кубов и больше ничего с этого газа не имеет: он уходит за рубеж или сгорает. В США весь газ уходит в сеть по цене 700 долл. за тысячу кубов. То есть доходы совокупного американского «Газпрома» от продажи газа в 3-4 раза выше доходов нашего «Газпрома», при этом американский газ часто является сырьем для производства продукции пятого и шестого уровня передела, в которой стоимость исходного газа ничтожна.
По пути в Ямбург, километрах в ста северней Уренгоя, за Полярным кругом, проезжаем вышку.
– Что делает эта вышка? – спрашиваю я.
– Капремонт. Консервируют скважину.
Километров через десять мы видим неработающий УКПГ (установка комплексной подготовки газа – Ю.Л.) в зеленых цветах ЮКОСа.
– Что это? – спрашиваю я.
— Новехонький УКПГ ЮКОСа. Он ни дня не работал. Пока ЮКОС банкротился, все растащили.
Чуть дальше стоит аккуратная немецкая вышка, бурит новую скважину, и рядом – отличный вахтовый поселок, тоже в зеленых цветах ЮКОСа.
– Что это?
– ENI. Они бурят новую скважину.
Все эти три объекта – старая скважина, новая и разграбленный УКПГ – это памятники неудавшейся реформе арктического способа производства. Кости врага, гниющие в тундре».
Этот абзац, скорее всего, приведет в гнев не одного топ-менеджера монополии в центральном офисе: «Чтобы контролировать арктический способ производства дистанционно, питерцы изобрели хитрый способ: они лишили местных права подписи. Закупки теперь идут через «Газкомплектимпекс», который в Москве. То есть местный не может сам пойти и купить у поставщика то, что надо. Он должен послать бумажку в Москву, а оттуда ему придет деталька. По какой цене она придет – это дело Большого Газпрома. Коренные менеджеры Уренгоя шепотом жалуются на «Газкомплектимпекс». Они жалуются и нервно оглядываются в поисках соглядатаев «Газкомплектимпекса». Они сетуют, что «Газкомплектимпекс» покупает российские и союзные товары, даже если есть более дешевые и качественные западные. Их истории о ценах и сроках поставки тянут на местный фольклор».
Текст, как признаются ямальские журналисты, читают запоем все более или менее активные пользователи Интернета, интересующиеся политикой. В то же время, как стало известно «URA.Ru» из источников в силовых ведомствах Нового Уренгоя, на днях руководство одной из правоохранительных структур дало негласную директиву и поручило разобраться, как и кто организовывал поездку московской журналистки в город. Более того, неофициальным внутренним проверкам подверглись и предприятия «Газпрома», на территории которых бывала Латынина. В мэрии Нового Уренгоя тоже не спокойно. Здесь, по слухам, глава города собрал экстренное совещание, на котором дал нагоняй местным чиновникам. Правда, в чем глава города Иван Костогриз мог обвинять подчиненных, если это было на самом деле, непонятно.
«Была же хорошая идея – закрыть к чертовой матери округ от въезда посторонних, как раньше, – сетует один из собеседников «URA.Ru», близкий к муниципальной администрации. – А то ездят всякие, как тут уследишь. Потом вот позорят город, регион на всю страну». Но более серьезная ситуация по итогам поездки обозревателя «Новой газеты» в среде силовиков. «Я вообще не понимаю, как эта Латынина проехала сюда! Теперь нас всех будут иметь за этот прокол…», – негодует один из местных милиционеров.
Пикантность ситуации еще и в том, что город Новый Уренгой считается родиной депутата Госдумы РФ от «Единой России» Натальи Комаровой и вице-губернатора Ямала Виктора Казарина, которые в свое время возглавляли здесь администрацию. Так что удар по позитивному имиджу территории был нанесен серьезный.
Эффект от статьи Латыниной в смысле идеологического урона можно сравнить разве что с публикацией в глянцевом журнале GQ несколько лет назад. Осенью 2006 года один из самых известных российских гламурных журналов посвятил целую тему номера Новому Уренгою. В репортаже было все – проститутки на вахте, напиток «Торчок», флаги с Че Геварой и рассуждения о «цивилизации дерьма». Но если тогда это можно было расценить как впечатления поколения «Пепси» от увиденного и лишь посмеяться над ничего не видевшими столичными тинэйджерами, то здесь – ситуация гораздо серьезней. В случае с заметками Латыниной, как выразился в беседе с нашим агентством один из новоуренгойских «единороссов», видна угроза проникновения на Ямал «демшизы». К слову «демшизой» активисты партии власти и лояльных им движений неофициально называют сторонников оппозиционно настроенных либералов.
Как бы то ни было, но местные наблюдатели не исключают, что после нескольких таких «проколов» и упущений местные власти могут сделать для себя важные оргвыводы и постараются вовсе закрыть доступ к информации иногородним, «не аккредитованным» журналистам. Во всяком случае, в соседнем с Новым Уренгоем Ноябрьске уже были случаи, когда редактора оппозиционной властям газеты «Вольный город» Алексея Кунгурова по прибытии в город на перроне встречали милиционеры.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!