Почему Медведев разозлился на Росселя
Президент Медведев презентовал новый вид общения со страной – дал развернутое интервью «России», а заодно передал «приветы» трем губернаторам. Один из них – на Урал, Эдуарду Росселю. Медведев считает, что Свердловская область медлит в борьбе с безработицей. Учитывая, как легко президент теперь увольняет губернаторов, – это вызов. Ответственные чиновники в Екатеринбурге опешили: соответствующая программа была утверждена еще 14 января, а полный пакет документов не подписан только из-за медлительности федеральных бюрократов. «URA.Ru» решило выяснить, кто подставил Средний Урал: начали с наших чиновников – дошли до московских. Заодно узнав о тоске губернатора Приморья и интересном образе мыслей нашего президента.
«Я, кстати, хотел бы сказать, что регионы должны подходить к этой работе исключительно ответственно, это важнейшая вещь. Нельзя допускать никакого замедления в принятии этих программ. Большинство регионов с этими задачами справляются. Но, к сожалению, в ряде случаев действуют медленно, нерасторопно. Я могу сказать, что, по тем данным, которые мне представило правительство, и на Дальнем Востоке с этим есть проблемы – в Приморском крае, и в Рязанской области, и в Свердловской области. Я хотел бы, чтобы как можно быстрее эти решения были приняты, потому что от них зависит судьба тысяч людей. Этим шутить нельзя». Дмитрий Медведев смотрит прямо в объектив, как будто говорит даже не миллионам зрителей итоговых «Вестей», а трем губернаторам.
Что это? Предупреждение? Черная метка? Сигнал для того же Игоря Баринова, что можно не бояться и открыто конфликтовать с Эдуардом Росселем? Что за данные правительства, с главой которого еще недавно встречался свердловский лидер, и, судя по официальной стенограмме «белого дома», произвел положительное впечатление? Вопросов масса. Тем более каждый получатель пресс-релизов свердловского департамента информационной политики знает – региональные власти подготовили свою программу еще в январе, а премьер Виктор Кокшаров даже заявил о получении 608 млн. бюджетных рублей (его первый зам Михаил Максимов, правда, позднее дезавуировал это выступление). Что случилось?
«Все документы рассматриваются на рабочих группах у заместителя министра Минздравсоцразвития Топилина, но у нас все в порядке, - заверяет замминистра экономики и труда Свердловской области Анатолий Шмулей. – 9 февраля нашу программу рассматривали первый раз, сделали несколько замечаний, предложения высказали, и сегодня должны рассмотреть повторно. Так у всех. После одобрения у Топилина должно рассмотреть федеральное правительство, а затем подписывается соглашение. Сбоев никаких у нас нет. Какие замечания высказали? Это лучше в департамент государственной службы занятости узнать – они авторы программы».
Так появляется первый кандидат в стрелочники, тот, кому придется ответить на претензии президента страны.
Но все не так просто. Общаюсь с сотрудницей департамента ГСЗН, но называть ее имя не могу: официальные заявления делает только директор структуры, а он уже неделю в Москве. «В прошлый понедельник защищал нашу программу, и сегодня снова на комиссии, - признаюсь, что удивлен замечанию Медведева, ведь постановление свердловского правительства №5-ПП с программой по борьбе с безработицей принято еще 14 января. - Мы тоже удивились. Я сама не видела передачу с Медведевым, но сегодня ее все обсуждают. Думаю, что все пройдет нормально: наш департамент очень много работы сделал, чтобы эту программу разработать. Это очень хороший документ, по нему уже начата работа».
Звоню в пресс-службу Минздравсоцразвития РФ. Девушка с уверенным голосом, по которому чувствуется – она в теме, сообщает: да, сегодня у Максима Анатольевича Топилина рассматривается несколько программ. «На доработку отправляют много программ, но тут не надо волноваться, - успокаивает сотрудница Минздравсоцразвития. – Вряд ли мы передавали в правительство или администрацию президента какие-то списки с отстающими регионами. Хотя это информация для служебного пользования. Пока до финала – подписания соглашения между Рострудом и руководством субъекта Федерации - дошли только восемь программ. Заявок 77». И тут все спокойно.
Контрольный звонок коллегам по несчастью. «Только что с совещания у губернатора – как раз это интервью обсуждали, - делится давний знакомый из приморской администрации. – Это какой-то бред. Мы программы по борьбе с безработицей приняли еще 15 января, у нас в эту субботу Шувалов был и сказал, что мы – молодцы, первыми среди регионов Дальневосточного федерального округа вышли на правительственную комиссию».
Он признает, что с первого раза утвердить программу не удалось – в Москве потребовали увеличить расходы областного бюджета. «Мы довели их до 100 млн. рублей. Не Татарстан, конечно, но больше чем у кого бы то ни было (Татария дала 119,8 млн. – Прим. ред.). Но для увеличения же надо было столько согласований провести: это же переговоры с работодателями, разработка новых мероприятий. У нас человек неделю уже в Москве сидит, ждет согласования».
Собеседник «URA.Ru» бодрится, но все же признает: интервью президента испортило администрации настроение. Во вторник губернатор Приморья Сергей Дарькин улетает на Сахалин, где ждут Дмитрия Медведева. С собой глава региона берет подборку документов по борьбе с безработицей, будет доказывать третьему президенту России, что ни в чем не виноват.
Последний этап – Рязань. «Точные данные я вам предоставить не могу, - сразу признается сотрудница пресс-службы губернатора области. – Но у нас ничего страшного не происходит, уровень безработицы не высокий. Ваши давно программу отправляли в Москву? Мы тоже. Очень давно, не скажу когда даже».
Что послужило причиной для громкого заявления президента на всю страну, остается непонятным. Один из собеседников «URA.Ru» предположил, что из правительства РФ Дмитрию Медведеву поступил план на новую неделю, и в нем три региона были указаны как очередники на рассмотрение программ: «Может, он уверен, что к середине февраля все программы должны быть одобрены, увидел три региона и решил, что это отстающие». В это сложно поверить – не могут же так заявления на столь высоком уровне делаться, опираясь на подобные выводы. Тем более что на следующий день после интервью президент отправляет в отставку четырех губернаторов, а провал программы по безработице – прямая причина сменить и еще трех.
Но к концу расследования эта версия выглядит очень правдоподобной: помимо Свердловской области комиссия Максима Топилина в понедельник рассматривала и заявку Приморского края. Ее одобрили. Только быстро подписать соглашение не удастся – впереди обсуждение на комиссии вице-премьера Александра Жукова, которая соберется только через неделю, а то и через две (она проходит по понедельникам, а 23 февраля – выходной день). Знакомый чиновник-юрист уверен, что так и есть. Он напоминает, что у президента также юридическое образование: «Юристы – люди документов. Видит бумагу из Минздравсоцразвития, считает, что это отстающие; а за бумагой может быть блокада чиновничья, может быть желание списать на регионы провалы в работе федеральных бюрократов. Да все что угодно».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!