Все регионы
18:35   25 февраля 2009

Полпред президента послал Росселю срочную телеграмму

«Молния» от губернатора не заставила себя ждать. Как все было – в репортаже «URA.Ru»
Полпредство находится по адресу: Екатеринбург, площадь Октябрьская, 3, правительство Свердловской области – в соседнем доме – площадь Октябрьская, 1; может, в качестве эксперимента, попробовать общаться напрямую, без депеш?

Федеральные власти обнаружили в Свердловской области семь проблемных предприятий. Как стало известно «URA.Ru», накануне в региональный «белый дом» поступила телеграмма полпреда президента Николая Винниченко с требованием разобраться с положением дел на этих заводах. Учитывая статус автора послания, свердловское правительство взялось за дело с невероятной скоростью. Сегодня утром антикризисная комиссия кабмина обсудила, как помочь самым интересным активам региона: Ураласбесту, УОМЗу, дочке РЖД, Уралмашзаводу, оборонному заводу и другим. Корреспондент «URA.Ru» проник на этот разбор полетов и готов рассказать читателям, что напишет свердловское правительство в ответе полпреду.

Повестка сегодняшней антикризисной комиссии свердловского правительства была сформирована совсем не в «белом доме». Собственные источники нашего агентства утверждают, перечень вопросов поступил в кабмин из аппарата полпредства. Хотя какой это перечень вопросов – это был список предприятий, по ситуации на которых у представителя президента Николая Винниченко есть вопросы. Какие? Почему именно по ним? Такие объяснения до начала мероприятия не могли дать даже министры. Неофициально говорилось что-то о жалобах директоров в Москву, о больших долгах по зарплате, о предбанкротном состоянии, о социальной значимости обозначенных предприятий. В общем, о том, что в списке самые-самые. Конечно, попасть на подобный разбор полетов было делом журналистской чести.

Особо интересным мероприятие стало за две минуты до начала, когда в зал вошел новый секретарь свердловской «Единой России» Виктор Шептий. Его интерес не был праздным – еще в пятницу на заседании МКС Шептий и его коллеги из других уральских регионов получили новые установки по антикризисной политике. Им нужно стать новыми центрами разрешения экономических проблем, следить за действиями областных властей.

«У нас сегодня предельно конкретная повестка», - лишь уточнил в самом начале первый вице-премьер по экономике Михаил Максимов, как будто подтверждая информацию о том, что тематику определил не «белый дом» (до просьбы полпреда на комиссиях рассматривали не отдельные предприятия, а отрасли: строительную, металлургическую и другие). И тут же передал слово первому докладчику. Им оказался заместитель генерального директора «Ураласбеста» Валентин Ушаков. Почему его предприятие вызвало интерес Николая Винниченко, ясно – это основной комбинат на территории Асбеста, и ситуация там не ахти.

«В январе отгрузка асбестовой продукции составила только 60% от уровня января 2008 года, а по нерудным стройматериалам – 0%. В феврале наши мощности по асбесту были загружены на треть, а по нерудным стройматериалам – на четверть, - описывал непростую ситуацию Ушаков. – Для экономии мы были вынуждены перейти на режим работы в ночное время и на выходные. Это позволило сэкономить на оплате электроэнергии». О помощи он не просил – 28 января ситуацию на предприятии уже обсуждали, и команда губернатора Росселя свела «Ураласбест» со Сбербанком, договорившись о выделении комбинату нового кредита.

о

Валентин Ушаков дал более свежие данные о том, как проходит переоценка активов для кредитования. «Давайте мы поможем вам в получении федеральных гарантий. Это решает Министерство экономического развития», - предложил Максимов. Представителю «Ураласбеста» этот вариант понравился. Он пообещал в марте вернуть на работу большинство работников, пока отправленных в вынужденные отпуска.

Следующим был Уральский оптико-механический завод. Из речи его представителя Александра Стасюка сначала было не понять, чем УОМЗ привлек внимание полпреда. Мне рассказывали о том, что в телеграмме Винниченко говорилось о предбанкротном состоянии предприятия. Это было бы скандалом – УОМЗ включен в программы визитов всех гостей федерального уровня.

Но из речи начальника планово-эконономического департамента завода становилось ясно, до банкротства УОМЗу еще далеко: Стасюк обещал сохранить в 2009 году основные параметры 2008-го, в том числе и рост зарплаты на 25%. Он говорил, что мощности предприятия загружены и оснований для сокращения рабочей недели нет. «Нам бы хотелось получить увеличение спроса на медицинскую технику. Область поддерживает это начинание, но хотелось бы большего», - объяснил причины своего появления на заседании представитель завода. Такой поворот удивил всех: УОМЗ попросили представить свои наработки по увеличению продаж внутри области.

Дали слово первому заму гендиректора Уралмашзавода Вадиму Дадыке. Это было интересно: к Уралмашу давно накопилось много вопросов, задавать которые напрямую многие стесняются – все-таки не только завод заводов, но и часть холдинга мегавлиятельного Алишера Усманова. «Ситуация на рынке заставила нас корректировать бизнес-план с 6,5 млрд. на 2009 год до 3,8 млрд. рублей, и этот прогноз также вызывает у нас сомнения, - другие директора, говоря подобное на правительстве, уже бы дрожали, но Дадыка говорил уверенно, понимая, что с ним спорить не станут. – Ситуация на заводе стабильно тяжелая. Непроизводственный персонал переведен на четырехдневную рабочую неделю, те подразделения, что загружены заказами, работают в штатном режиме или на четырехдневной неделе, кто не загружен – переведен на трехдневную. Мы заморозили программы по модернизации, инвестициям, ремонтируем оборудование по системе от поломки до поломки. План по декабрю не выполнен на 50%, в январе мы подводили план под фактическое выполнение».

Первый зам генерального рассказал также, что Уралмаш прекратили кредитовать все банки, кроме Газпромбанка, и сегодня директор УЗТМ Назим Эфендиев обсуждает выдачу кредита в 1 млрд. рублей. «По российскому рынку мы не питаем никаких иллюзий, - признался Вадим Дадыка. – И сейчас ориентируемся на заказы иностранных клиентов, но там необходимы или банковские гарантии исполнения, или гарантии банков по авансовым платежам. Мы работаем с «Газпромбанком» и ВЭБом».

Как помогать такому гиганту, оставалось непонятным. Михаил Максимов вспомнил, что у области есть соглашение с ВЭБом, и правительство может подсобить с выдачей кредита. «Пока все идет в штатном режиме», - подытожил Вадим Дадыка. Разговор был завершен.

Четвертым интересным для полпредства заводом оказался первоуральский ДИНУР. Его технический директор Александр Гороховский просил помочь с продажей огнеупоров свердловским металлургам. Со всем остальным завод справляется сам. Правительство гарантировало помощь.

На этом крупные заводы закончились, и комиссия принялась рассматривать предприятия, о существовании которых вообще мало кто знает. Например, «дочку» РЖД – Свердловский путевой ремонтно-механический завод. Из-за родственных связей с предприятием материнская компания позволяет себе не платить за поставленную продукцию. Правительство гарантировало поддержку в переговорах с «матерью».

Схожие гарантии получил и Режевской механический завод. Казалось бы, обычное предприятие на поверку вышло оборонным, с представительством Минобороны на своей территории и поставкой 42% своей продукции на АвтоВАЗ. А поскольку автогигант стоял в январе и феврале – проблемы возникли и в Реже. Только на прошлой неделе была выплачена заработная плата за ноябрь, а денег на декабрьские оклады нет – АвтоВАЗ не рассчитался по прошлым поставкам. Более того, сокращен оборонный госзаказ, и значит, второй крупный клиент завода тоже не поможет перекрыться. А еще налоговики контролируют счета завода, и поэтому нет возможности перечислять все приходящие средства на зарплату. На предприятии подготовлен приказ об увольнении 200 человек.

«Что нужно сделать, чтобы избежать этих сокращений?», - спросил у представителя завода Максимов. «Нам нужно хотя бы половину оборонзаказа и расчет с АвтоВАЗом». «Сделайте поручение Минпрому. Мы будем обращаться к ним по «АМУРу», Егоршинскому радиозаводу и ваш завод там же укажем. По оборонному заказу также разберется Минпром». С налоговой рассрочкой вышло сложнее. Замруководителя УФНС по Свердловской области Дмитрий Брызгалов признался, что положение по рассрочке есть, но пакет документов для ее предоставления огромен. «И реально она не предоставляется», - нехотя признал Брызгалов.

Приятное ощущение решения проблемы мгновенно улетучилось. «Вы все равно готовьте пакет документов, - подбодрил заводчанин Максимов. – Мы поможем вам на федеральном уровне. Только до 10 марта погасите долги по зарплате».

Последним оказался Натальинский стекольный завод, из одноименного села, где живет 2,5 тыс. человек (на заводе работает 240 человек). Проблема у него одна – китайские производители захватили рынок. И хотя сокращений на предприятии не происходит, поддерживать ситуацию на нынешнем уровне сложно. «Мы не заменим вам отдел маркетинга, но если вы дадите перечень свердловских предприятий, которые могут покупать вашу продукцию, но не делают этого, – поможем», - пообещал Максимов.

На этом комиссия закончилась – настала пора писать ответ полпреду президента.

Шептий после комиссии: «Это не страшный зверь с рогами»

«У нас работает своя антикризисная комиссия, но она не отстраненная, и наша позиция совпадает с правительством Свердловской области. Мы также считаем, что нужно усиливать внутриобластную кооперацию, информировать все федеральные органы о ситуации на наших заводах, чтобы находить понимание у налоговых органов, чтобы ускорить расчеты федеральных структур со свердловскими предприятиями, - сказал секретарь свердловской «ЕР» Виктор Шептий после правительственной комиссии. – Сегодняшнее мероприятие хорошо тем, что вызванные на него директора, столкнувшиеся с проблемами, видят, что кризис – это не страшный зверь с рогами, а объективный набор проблем. Государственная власть решает их, и это дает уверенность руководителям предприятий. После комиссии они, более уверенные, идут в свои коллективы, и люди тоже перестают бояться, верить слухам».

Кто рассмотрел телеграмму Винниченко

Правительственная комиссия по содействию в обеспечении устойчивой деятельности хозсубъектов на территории Свердловской области – это придумка первого вице-премьера Михаила Максимова. Именно он внес положение об этом органе в антикризисный план действий свердловского правительства. В среду прошло восьмое заседание данного рабочего органа. Всего комиссия рассмотрела 56 вопросов, в том числе о финансово-экономической ситуации на 32 предприятиях. Обычно заседания проводит премьер Виктор Кокшаров, но сегодня он был в Кушве, поэтому председательствовал автор – Максимов.

Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Комментарии
Будьте первым! Оставьте комментарий
Перейти к комментариям