«Эти люди должны будут объявить импичмент Чернецкому…»
Городская дума Екатеринбурга пятого созыва собралась на свое первое заседание. Корреспондент «URA.Ru», хорошо помнящий работу предыдущей думы, попробовал сравнить два созыва. Впечатления не слишком радостные: такого послушного и серого парламента у города, кажется, еще не было. Впрочем, для интересных наблюдений всегда найдется место. О том, как депутаты возвращаются в 90-е, когда будет объявлен импичмент Чернецкому и кто из народных избранников пишет в ЖЖ прямо с заседаний – в нашем репортаже.
Я помню первое заседание городской думы предыдущего, четвертого созыва. О, какой это был волнительный момент. Сколько видных людей пришло работать в представительный орган власти! Сын известнейшего предпринимателя, директор сети магазинов Лев Ковпак. Бывший наркоман и почти телезвезда Андрей Кабанов. Совладелец магазина «Купец» Олег Хабибуллин. В той думе каждый был звездой, и на первом заседание работники аппарата встречали новичков с восторгом в глазах. Сам Ковпак в думе! Сам Хабибуллин!..
Если мерить категориями «звездности», то дума пятого созыва четвертой в подметки не годится. Большинство депутатов – выдвиженцы «Единой России», попавшие в список счастливчиков по неведомым решениям, за неведомые заслуги. Не удивительно, что большинство народных избранников в лицо никто не знал. Работники аппарата знакомились с ними на регистрации. Вот прошел сотрудник ФСБ Николай Антонов (с таким суровым выражением лица и столь бегающими глазами, что спутать его с кем-то другим просто невозможно). Появился небольшой, юркий, краснолицый человек, «единоросс» Сергей Маркелов. Пришел, наконец, метростроевец Юрий Дозорец (его как раз узнали). Самовыдвиженец Леонид Волков в шесть утра прилетел с компьютерной выставки CeBIT в Германии, и устало потирая глаза, расспрашивал у аппаратчиков про свои новые возможности. Пока мы с ним болтали, даже меня кто-то спросил:
- Здравствуйте, вы тоже наш новый депутат?
Короче говоря, знаменитостей в думе поубавилось.
Вскоре к залу заседаний на пятом этаже начала потягиваться старая гвардия – небритый Лев Ковпак, подтянутый Андрей Бура, Леонид Рапопорт с барсеткой (вся страна возвращается в девяностые). Все вежливо здоровались друг с другом, как школьники после летних каникул, и исподволь рассматривали новичков.
Словно уловив новый тренд, городская администрация тоже решила не отправлять на первое заседание своих тяжеловесов. Это когда-то, четыре года назад, на аналогичном мероприятии присутствовали и мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, и вице-мэр Владимир Тунгусов. А теперь администрация выставила второй эшелон – заместителей главы города Евгения Липовича и Александра Высокинского, да заместителя руководителя аппарата Сергея Тушина.
Вел заседание, по традиции, старейший депутат думы Яков Спектор. Ему нужно было выполнить лишь один пункт повестки – провести выборы спикера. Так как и имя спикера было известно заранее (политсовет «Единой России» накануне рекомендовал Евгения Порунова), и даже количество депутатов, которые проголосуют за него (в депутатскую группу ЕР входят 30 человек), никто особо не проявлял участия. Депутат Волков, например, раскрыл ноутбук и принялся нахально писать пост в ЖЖ (не засмущавшись сидящего рядом штангиста Порунова).
Только «яблочник» Максим Петлин нарушил мирное течение событий. Во-первых, он вдруг попросил включить его в состав счетной комиссии по выборам председателя, из-за чего (к недовольству председательствующего Спектора) решение о составе комиссии пришлось принимать заново и увеличивать ее состав до шести человек. Во-вторых, Петлин задал единственный вопрос кандидату на пост спикера Евгению Порунову – чем работа в этом созыве будет отличаться от работы в предыдущем?
- Никаких революций проводить не нужно, - закачал головой г-н Порунов. – Нам нужно эволюционное развитие!..
Приступили к процедуре тайного голосования, в котором, в принципе, никакой тайны не было. Порунов оказался единственным кандидатом. Руководитель счетной комиссии Ира Овчинникова почти десять минут рассказывала, как правильно надо голосовать. Какой ручкой делать пометки в бюллетене. Как свернуть его после этого. Куда сдавать мобильные телефоны перед голосованием (а то вдруг прямо в кабинку позвонит Тунгусов).
Пока шло голосование, я старался в разговорах с депутатами выяснить, чего ждать от новой думы? Как изменился ее статус?
- Раньше был «звездный состав», - согласился со мной Евгений Николаевич Порунов. – Никто никому ничего не должен был доказывать. Все были люди состоявшиеся. А теперь… Я не хочу никого обидеть…
Старожил городской думы Дмитрий Сергин делился впечатлениями о том, что изменилось по сравнению с концом 1990-х и началом 2000-х, когда он работал в представительном органе.
- Дума стала партийной. Теперь будем прислушиваться к мнению партии.
- Но, может, правильнее прислушиваться к горожанам?
- К горожанам можно прислушиваться и через партию, - не очень, по-моему, уверенно сказал г-н Сергин.
Тогда я спросил его о новых полномочиях городской думы, которые она получит после принятия президентского законопроекта о контроле депутатами мэра.
- Не хочется быть как Александр Матросов, и сразу грудью на амбразуру, - улыбнулся депутат. – Не думаю, что как только примут закон, мы тут же станем требовать отставки мэра. Вспомните вот импичмент Ельцину. Уж сколько было претензий к президенту, а все равно его не смогли объявить!
Когда Ира Овчинникова огласила итоги голосования, никакой сенсации не случилось. 30 депутатов поддержали Порунов, двое воздержались, один был против (наверное, Петлин). Такой «конструктивной» думы в Екатеринбурге еще не было: даже предыдущий состав, по крайней мере, выдвигал альтернативных кандидатов в спикеры. Разница в одном – если предыдущая дума контролировалась мэрией, то нынешняя (формально) – «Единой Россией». Поэтому единственный крупный конфликт, который может случиться в новой думе – борьба Аркадий Чернецкого с «партией власти» (хотя кто теперь знает, что будет со всеми нами и с со страной через пару лет?).
- У нас очень много споров, но мы стараемся вести их в комиссиях и не выносить на заседания думы, - оптимистично заверил меня Евгений Порунов.
Его коллега как-то выразился еще четче: «Парламент – не место для дискуссий».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!