Все регионы
18:07   18 марта 2009

Политическая подоплека голодовки рабочих-«экстремистов»

«Тут все крутится вокруг кресла мэра этого моногорода…»
Стихийный протест рабочих ЗМЗ стал очень удобным инструментом в политической борьбе за власть в городе-заводе

Голодовка рабочих на Златоустовском металлургическом заводе, случившаяся всего за несколько месяцев до выборов мэра, стала важным событием в городской политике. Однако она вряд ли оправдала расчет тех, кого можно считать если не организаторами, то, по крайней мере, моральными спонсорами нашумевшей акции. Руководство ЗМЗ, возможно, само того не желая, показало, как должны действовать те, кому не на руку кризисное обострение обстановки в промышленных моногородах. Детали рецепта – на «URA.Ru».

Итак, сомнений не осталось: даже если состоявшаяся на прошлой неделе акция протеста рабочих первого прокатного цеха ОАО «ЗМЗ» была следствием стихийного протеста членов трудового коллектива против лукавства (а кое в чем и откровенного жлобства) работодателей, то очень быстро голодовка стала удобным инструментом политической борьбы. Последняя в городе только обостряется – с прицелом на серию муниципальных выборов, которые пока намечены на октябрь 2009 года и март 2010-го. Осенью в третьем городе Южного Урала должны избрать мэра, а будущей весной – новый созыв городского парламента.

Считается, что еще прошлым летом обозначились главные силы, противостояние которых определит результат кампании. Можно даже условно назвать точную дату засветки главных враждующих лагерей – 18 июня 2008 года, когда Златоуст посетил губернатор Петр Сумин и принародно всыпал мэру Дмитрию Мигашкину за многочисленные просчеты в управлении городом. Ожидаемый разнос также сопроводила столь же ожидаемая утечка, призванная сыграть роль недвусмысленного месседжа местным элитам - кого хотел бы видеть глава региона в должности градоначальника по истечении срока полномочий Мигашкина. Согласно этой информации, выбор пал на управляющего директора ЗМЗ Александра Рыбкина.

В дальнейшем события шли в фарватере этого решения, пусть и не озвученного официально. Первая схватка произошла осенью, когда в Златоусте проходили довыборы в Законодательное собрание. Завод выставил в качестве кандидата своего главного экономиста, которого поддержала «Единая Россия» и который в итоге победил. А городская администрация, как быстро поняли наблюдатели, тайком работала на советника мэра, который активно противостоял и заводу, и его кандидату, и поддержавшей это выдвижение партии.

Мартовская голодовка послужила новым поводом для выяснения отношений. Сначала уже упомянутый советник главы города Сергей Костромин вполне официально выдал акцию протеста 15 рабочих за симптомы катастрофы, к которой, по его мнению, толкают ЗМЗ его новые собственники. А затем и сам мэр Дмитрий Мигашкин сделал тонкий ход, устроив в своем кабинете встречу участников уже завершившейся голодовки с журналистами «Русского Ньюсвика» и «Рейтера», чтобы те имели возможность получить информацию, что называется, из первых рук.

Интерес центральных и зарубежных СМИ к акции протеста в Златоусте обусловлен тем, что в руководстве ЗМЗ не нашли ничего лучшего, как обвинить участников голодовки с исключительно экономическими требованиями в политическом экстремизме, за который в сегодняшней России полагается уголовное наказание. А это, безусловно, стоящий внимания прецедент. Вообще, приходится констатировать: голодовка причинила руководству ЗМЗ значительные репутационные потери, весьма нежелательные за несколько месяцев до выборов. Причем имиджевый ущерб нанесла не столько сама акция, сколько совершенно неуклюжая реакция на этот вызов.

Однако эксперты призывают не торопиться с выводами. Ведь в начале февраля – всего за несколько недель до начала голодовки – в руководстве ОАО «ЗМЗ» произошли изменения, которые не привлекли особого внимания, но в создавшихся условиях иначе как образцом предусмотрительности не назовешь. Напомним, оперативное управление всеми процессами на заводе было передано Сергею Хомянину, который был прислан из центрального офиса владеющего заводом холдинга «Эстар» на новую должность – исполнительный директор. А управляющий директор предприятия Александр Рыбкин, как сообщалось, сосредоточится на подготовке и реализации инвестиционных проектов. С этого момента с него автоматически снялась вся ответственность за ситуацию на предприятии, в том числе за последовавшее обострение трудового спора, который вылился в нашумевшую голодовку.

Челябинский политолог Александр Хорин, который внимательно следит за развитием предвыборной ситуации в Златоусте, считает, что это может послужить неплохим примером поведения для градообразующих предприятий, в чьих моногородах ситуация похожа на златоустовскую. «Очевидно, что заблаговременный отход Рыбкина от оперативного управления преследовал сразу две цели. Во-первых, у потенциального кандидата в мэры оказалось больше возможности готовить кампанию. А во-вторых, и это сейчас куда более важно, его автоматически вывели из-под всех ударов, которыми чревата кризисная экономическая ситуация. Дальнейшее развитие событий показало, что эта тактика на сегодня себя оправдала», - полагает эксперт.

Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Комментарии
Будьте первым! Оставьте комментарий
Перейти к комментариям