Все регионы
19:49   14 апреля 2009

Россель вернулся! Вертит Путина в руках, защищается от Москвы, критикует «сталинские методы»

У губернатора готов настоящий план выхода из кризиса. Репортаж «URA.Ru». ФОТО
Эдуард Россель будто скинул десять лет: в глаза снова вернулся блеск, хандра ушла

Эдуард Россель вернулся! Это снова тот самый губернатор – веселый, смелый, напористый. Ушли в прошлое панические разговоры о том, что от кризиса можно спастись, разве что собирая дикоросы: у главы региона появился настоящий план спасения свердловской экономики. Каждую неделю Россель проводит выездные совещания с чиновниками и бизнесменами, обсуждая будущее региона. На одном из таких совещаний побывал корреспондент «URA.Ru», и он уверен: этот человек даже не думает о пенсии, планов снова громадье. О бронзовом Путине, сталинских методах и новом уральском пути – в нашем репортаже.

На прошлой неделе Эдуард Россель ездил в Нижний Тагил, обсуждать создание на Урале инструментального производства. На этот раз глава региона отправился в Полевской, и там говорил об устройстве заводов точного литья – а также сообщил во всеуслышание, что у него есть план спасения свердловской экономики. Причем не такой, как у федерального руководства – просто раздать всем денег, – а концептуальный: губернатор собрался в условиях кризиса диверсифицировать региональное производство, избавившись от металлургической зависимости.

Визит в Полевской начался с осмотра предприятия «Полимет». Это, как любит говорить губернатор, «интереснейшее» место. В свое время промышленную площадку у УГМК купил бизнесмен Анатолий Павлов. Начал строить здесь завод точного чугунного литья: собрался изготовлять высокопрочные детали для автомобильных и машиностроительных заводов. Всего проект стоит 1 млрд. 200 млн. рублей, Павлов уже вложил 700 с небольшим миллионов – и деньги кончились. В кризис положение основного актива Павлова, «Пневмостроймашины», стало угрожающим – и банки отказали в кредитовании нового производства.

Анатолий Павлов уже готов отдать новый завод «Ростехнологиям». Россель недоволен: надо бороться!
 
Встречать на заводе Эдуарда Росселя должен был Анатолий Павлов, но он заболел (а кто бы не заболел от таких проблем), и экскурсию по недостроенному предприятию проводил его заместитель Дмитрий Якшин. Росселя провели по совершенно пустому новенькому цеху, где на стене были наклеены большие листы с изображениями предполагаемой продукции. Губернатор хищно разглядывал эти листы, как всегда интересуясь какими-то тонкими нюансами производства. Г-на Якшина, разумеется, больше интересовал более простой вопрос: где взять денег? И Россель, наконец, перешел к этой теме.

- Где пытаетесь взять кредиты?

- В UniCredit, в «Сбере», во «Внешэкономбанке». Но говорить о каких-то результатах рано – нас кредитовали с оборотов «Пневмостроймашины», а сейчас…

Тут вмешался первый вице-премьер Анатолий Гредин, курирующий промышленность:

- Предлагали вложиться «Ростехнологиям», но они попросили в обмен 51-процентный пакет.

Точное уральское литье: бюстик Путина
 
Губернатор шевельнул бровями. Уже сейчас для будущего завода готов портфель заказов на 120% мощности. Только закончив первый цех, можно думать о расширении производства. Естественно, отдавать такой актив Сергею Чемезову не хочется.

- И что, Павлов готов продать такой пакет? – запереживал губернатор.

- Он готов продать любой пакет, хоть всё, - признался г-н Якшин.

- Пусть лучше Анатолий Иванович приходит к нам в резиденцию 24-го числа. У нас приедет президент ВЭБа Дмитриев, будет решать, кому давать кредиты. Пусть Павлов готовит презентацию, выступит там – думаю, можно помочь.

В местном ДК Эдуарду Росселю, продолжая тему точного литья, на мини-выставке показали примеры производства сложных литых деталей предприятиями среднего бизнеса. Среди прочих выделялся стенд литейного производства НПО «Автоматики», где не только делают детали для ракет, но и отливают симпатичные скульптуры (екатеринбуржцы видели подобные на городских улицах – например, на Вайнера). Посреди стенда стоял небольшой литой бюстик Владимира Путина. Я увидел, что, подойдя к столу и разглядев этот бюстик, губернатор вдруг смутился и принялся с утроенным вниманием рассматривать какую-то шестерню, тщательно отводя глаза от Путина. Наконец хозяин стенда не выдержал и вручил статуэтку Росселю.

- Вот, решили презентовать Владимира Владимировича Эдуарду Эргартовичу.

- Да ну что, не надо, - еще сильнее смутился г-н Россель и завертел в руках статуэтку, заглядывая ей куда-то в дно,  а потом сразу передал этот необычный подарок охраннику. Словом, вряд ли этот бюстик окажется на рабочем столе губернатора.

У следующего стенда Эдуарду Росселю понравилась литая подкова, и он тут же получил ее в подарок. После Путина глава региона несколько пришел в себя и принялся расспрашивать литейщиков – как, по их мнению, надо вешать подковы над дверьми. И, дождавшись правильного ответа (концами вверх), довольно закивал головой, объясняя: «Это по принципу полной чаши».

 

Губернатор не сразу принял подарок, но, разглядев, обрадовался: оказывается, Путин держится на уральском камне. Вот тебе и символизм
 
Началось совещание, и оно могло бы стать скучноватым (темы докладов: «Опыт производства цветных отливок на ОАО «Каменск-Уральский литейный завод» или «О реализации проекта создания современных литейных связующих»), если бы губернатор во вступительной речи наконец не объяснил смысл своих выездных совещаний. Оказывается, у него готова программа вывода Свердловской области из кризиса. План не быстрый, но, возможно, более правильный, чем простая накачка экономики деньгами.

- Кризис показал всю ущербность свердловской экономики, - признался Россель. – В нашем регионе слишком развита металлургия, и из-за этого удар оказался для нас в три раза губительнее, чем для России в целом. Можно сказать, это был смертельный удар. Надо сделать так, чтобы такая ситуация в будущем не повторилась.

Россель вспомнил, как в 1990 году, в период жесточайшего экономического кризиса, регион вдруг остался без продуктов питания. Людям грозил голод, и Россель ввел карточную систему.

- Тогда родилась программа продовольственной безопасности Свердловской области, которая действует до сих пор. Теперь мы сами обеспечиваем себя всеми продуктами и, что бы ни случилось, голода не будет. Нечто подобное происходит и сейчас. Мы ранены, и надо наметить путь выхода из кризиса – который в будущем нам поможет.

Этим путем Эдуард Россель считает машиностроение, на развитие которого губернатор призывает бросить все силы. Для этого нужно первым делом наладить изготовление инструментов (это обсуждали в Нижнем Тагиле) и комплектующих (об этом как раз говорилось в Полевском).

- Сталин создавал все заводы по принципу полного цикла, - пояснил Россель. – Завод сам изготовлял инструменты, сам занимался литьем. В войну такая практика была оправданна: если один завод разрушался, другие не страдали. Но мы теперь живем в рынке, и эта схема более неконкурентоспособна. Нам нужно менять ее. Надо все переосмыслить. Сейчас мы проводим серию таких совещаний, где и пытаемся это сделать. Например, нужно развивать современное производство по точному литью. Сейчас у нас 54 таких производства в регионе, а нужно оставить только три – но мощных.

Впереди у свердловского губернатора еще несколько таких выездных совещаний. На них зовут директоров уральских заводов и главных инженеров: у губернатора есть idée fixe заставить свердловских промышленников в кризис собраться с силами и начать помогать друг другу, размещая перекрестные заказы.

«URA.Ru» будет следить за новыми проектами Эдуарда Росселя.

Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Комментарии
Будьте первым! Оставьте комментарий
Перейти к комментариям