Уральские банки ждут второй волны кризиса. Доказательства из суда
Суды стремительно заполняются исками свердловских банков, взыскивающих задолженности по кредитам с бизнес-структур – прямое доказательство вероятности второй волны кризиса. При этом особо активно обращаются к правосудию банки, пострадавшие от первой волны кризиса осенью прошлого года, в частности «Северная казна» и Банк.24.ру. Среди прочего, банкиры в Екатеринбурге требуют возврата долга с активов таких авторитетных предпринимателей, как Николай Кретов, Тимур Горяев, Павел Чернавин, Анатолий Павлов, Владимир Коньков, и так объясняют свою позицию: «Недобросовестные заёмщики больше не могут нас шантажировать». Опасаясь не увидеть ничего от своего долга, кредитные учреждения просят арестовывать залоговое имущество, в числе которого станки, недвижимость и даже продукты питания. Подробности – в материале «URA.Ru».
Ответ на вопрос, будет или нет вторая волна банковского кризиса, о чём сейчас дискутируют учёные-экономисты, федеральные политики и банкиры, проясняется, если посмотреть на текущее положение дел в судах. Как известно, эксперты сходятся в одном – вторая волна банковских проблем может быть вызвана неплатежами по ранее выданным кредитам. Фактическое доказательство - Арбитражный суд Свердловской области стремительно заполняется исками банков к бизнес-структурам, которые не расплачиваются по займам.
Несмотря на то, что детальная статистика в этой части в суде отсутствует, есть данные о том, что количество исков о неисполнении обязательств по договорам в первом квартале 2009 года возросло на 39,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как сообщили «URA.Ru» в пресс-службе суда, банки, как правило, требуют в суде взыскания сумм по ранее выданным кредитам с начислением процентов за пользование средствами и пени (штрафы) за просрочку. Тенденцию подтверждает и юрист Андрей Бельянский, который говорит, что количество споров между банками и заёмщиками возрастает и в районных судах (с физическими лицами). И это - только начало, потому что неплатежи по кредитам начинают увеличиваться.
Если проанализировать данные сайта свердловского арбитража, то на текущий момент и до конца июня наиболее активно добиваются расчёта по кредитам местные банки. Заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин объясняет это, в частности, тем, что федеральные банки могут обращаться в суд по месту нахождения своего головного офиса.
Среди наших банков-истцов особо выделается «Северная казна». Много исков и от Банка24.ру. Напомним, что эти екатеринбургские кредитные учреждения сильно пострадали от первой волны кризиса – осенью прошлого года, когда произошла паника среди клиентов банков. Акционеры этих финансовых структур были вынуждены продать свой бизнес федеральным участникам рынка – «Северная казна» перешла Альфа-Банку, а Банк24.ру – Пробизнесбанку. Евгений Болотин не исключает, что дело – в психологии недобросовестных заёмщиков, которые не хотят расплачиваться по обязательствам в адрес структур, самих столкнувшихся с финансовыми трудностями (вдруг «проскочит»).
Коллеги из других банков предполагают, что дело может быть в жестких требованиях новых владельцев к должникам – «федералы» предпочитают формальные стандартные договорные отношения: нарушил договор – отвечай. Председатель правления Банка24.ру Сергей Лапшин аргументирует по-другому: «Недобросовестные заемщики больше не могут нас шантажировать». Ссылаясь на законодательство, которое позволяет банку «не камуфлировать ситуацию с капиталом, а формировать реальные резервы под возможные потери по ссудам и, соответственно, жестче подходить к неплательщикам», Лапшин замечает: «Их (недобросовестных заёмщиков – ред.) фразы наподобие: «Если не реструктуризируете нашу ссуду, то вам придется сформировать резервы и показатель Н1 банка снизится ниже 10%, пойдут санкции, снизится капитал, отзовут лицензию и прочее», на нас не действуют».
Впрочем, участники рынка отмечают схожесть корпоративных культур «Северной казны» и Банка24.ру (напомним, что создатели обоих банков Владимир Фролов и Сергей Лапшин когда-то работали вместе). Вероятно, поэтому зачастую у их банков общие ответчики по искам. В частности, это относится к структурам Николая Кретова (УК «Лидер» и девелоперская компания «КИТ-Кэпитал», которой Кретов владеет вместе с Тимуром Горяевым»).
Но кредитовали местных бизнесменов, а теперь «выбивают» свои кредиты в суде, не только Альфа-Банк и Банк24.ру. В том числе упоминаются Уральский банк Сбербанка, АК Барс. Растёт не только круг банков-истцов, но и круг известных на Урале бизнесменов-ответчиков. Требования о возврате кредитов предъявлены к компаниям Владимира Конькова (корпорация «Маяк»), Павла Чернавина (новоуральский завод «Автомобили и моторы Урала»), Анатолия Павлова (два иска к екатеринбургской «Пневмостроймашине» на общую сумму около 130 млн. рублей последовали от «Банка Сосьете Женераль Восток»).
Филиал ВТБ в Екатеринбурге пытается взыскать многомиллионные кредиты с областных предприятий – Егоршинского радиозавода, Серовского механического завода, Режевского механического завода, Первоуральского завода ЖБИ. Причём, практически во всех случаях банкиры просят о взыскании имущества должников, а во многих случаях – ареста на залоговое имущество. По искам ВТБ суд уже наложил запрет на сделки с производственными станками некоторых машиностроителей. По иску «Северной казны» к одной из торговых компаний арбитраж наложил арест на имущество, принадлежащее компании «Россток» и являющееся предметом залога - тонны мясной продукции (бескостной говядины и свинины) более чем на 8 млн. рублей. По одному из банковских исков было даже требование об аресте непроданных коттеджей.
К слову, в судах успели отметиться и другие крупные и известные участники свердловского банковского сектора, что говорит о серьёзности проблемы. Но Евгений Болотин оптимистично заявляет, что банкиры и депутаты ещё прошлой осенью начали готовиться к предотвращению неплатежей заёмщиков – «второй, третьей волне, девятому валу». Внесены поправки в законодательство, которые повышают шансы банкиров вернуть свои деньги и тем самым сокращают количество безнадёжных кредитов. Кроме того, банки увеличивают резервы на возможные потери. По словам Андрея Бельянского, к нему обратился один из крупных уральских банков, который предлагает вносить в договоры третейскую оговорку о возможности рассмотрения спора в Третейском суде. Это ещё более упростит взыскание долга с недобросовестного заёмщика и позволит разгрузить арбитраж и районные суды.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!