«Единая Россия» захватила власть в городе. И начались передел и беспредел
Ехать в Ирбит интересно – сейчас это самая горячая политическая точка в Свердловской области. В Нижнем Тагиле – экономический кризис и столкновение двух команд, в Сысерти – попытка захвата власти через давление силовиков, вмешательство чиновников полпредства и судов. В Ирбите все иначе: здесь новый мэр зараз отменяет десятки постановлений прежнего, здесь городская дума отказывается одобрять инициативы городской администрации. Во вторник здесь прошел митинг: мамы с детьми вышли на улицу, чтобы напомнить мэру его собственные обещания трехмесячной давности. Такое чувство, что еще два-три месяца и Ирбит станет первым городом, где мэр будет отправлен в отставку. Кто же откажется посмотреть на это своими глазами?
«У нас было состояние шока, потом разочарования»
Правда, при въезде в глаза бросается не конфликт мэра и горожан, а мерзкие дороги. «В этом году у нас впервые весной не было ямочного ремонта, - рассказывают мне провожатые. Люди явно известные – каждая вторая встречная машина нам сигналит, горожане радостно машут руками. – Раньше никогда ремонты не пропускали, сейчас пропустили – дороги посыпались». И тут же доказательство этих слов – на дороге три ДПСника стоят у свежего провала: из глубокой ямы торчит ветка тополя: так решили оградить провал от автомобилистов.
Первая встреча – с председателем гордумы Андреем Демаковым. Он объясняет, почему депутаты пошли на конфликт с администрацией. «Ирбит – город, чья экономика зависит от малого и среднего бизнеса. У нас есть заводы (стекольный, мотоциклетный, химико-фармацевтический), но они в тяжелом положении, - говорит Демаков. – Чтобы их поднять, нужны колоссальные инвестиции, которых в муниципалитете нет, и даже областным ресурсом привлечь их не удалось. Поэтому прежняя администрация сделала ставку на малый и средний бизнес. За счет этих предприятий мы выжили. Большинство жителей города работает в этой сфере, и нам есть чем гордиться».
Мой собеседник – политик и рисует картину, сложившуюся в городе, осторожно. Из-за отказа контактировать с областными властями новая администрация оказалась вне всех социальных программ региона, сейчас копит долги перед поставщиками газа. «У нас сначала было состояние шока, потом разочарования, а сейчас уже и безвыходности, - объясняет глава думы. – За последние месяцы число безработных выросло с 3-4% до 7,34%. На днях премьер Кокшаров отчитывал администрацию за это».
«Докопаться можно и до столба»
Едем к директору одного из крупнейших городских ООО Ларисе Адаевой, возглавляющей Торговый дом «Ирбитский хлеб». «Я бичом для мэрии выступать не буду», - огорошивает она с порога - от человека, который добился отмены постановления главы города в арбитражном суде, ждешь совсем другого. Но моя собеседница наотрез отказывается обличать. Рассказать о своей истории? Пожалуйста.
И этого уже будет достаточно. Сеть магазинов «Ирбитский хлеб» работает с 2002 года, средняя зарплата более 11 тыс. рублей (все платится официально), дети работников ездят в пионерские лагеря; Торговый дом поддерживает спортсменов, ветеранов, подшефную школу. В начале 2009-го, в соответствии с федеральным законом № 159, Лариса Адаева подала документы на приватизацию имущества – это тот самый закон, что должен был помочь малому и среднему бизнесу уйти от аренды и стать собственниками своих помещений. Администрация города приватизацию одобрила, а спустя три дня отменила. Эти дни были самыми обычными, просто в Ирбите за это время сменилась городская власть.
К чему ведет мэрия, Адаева понимает, и уверена: с этими планами ей не по пути. Наверно, поэтому 1 мая впервые за много лет ее коллектив не вышел на городскую демонстрацию. «Каждый год мы получали приглашение от администрации, а в этом году никто не позвал», - объясняет предпринимательница. За это Лариса Викторовна уже поплатилась – в магазины зачастили проверки из мэрии. Одна из них закончилась госпитализацией заведующей. Дальнейшее тоже понятно – «докопаться можно до столба и расторгнуть договор аренды».
Мне интересно, а пробовала ли она поговорить с новым мэром, узнать у него, чем не угодил «Ирбитский хлеб». «Мэр не идет на встречи. Об отказе мы вообще узнали не в администрации, а в Федеральной регистрационной службе по Свердловской области».
Накануне передела собственности
Новый глава Геннадий Агафонов не стал разговаривать и с другой ирбитской предпринимательницей Риммой Верещагиной, под чьим руководством работает местный магазин «Хозяюшка». Хотя Римма Петровна – дама известная. На ее глазах нынешний мэр женился, его вице-мэры сформировали свой первоначальный капитал в той самой «Хозяюшке», торгуя водкой с торца здания. «А сейчас меня вызывают в администрацию, и Николай Юдин, которого я в свое время пустила торговать, говорит, лично я к вам претензий не имею, но вы должны уйти, вам на пенсию скоро, - пересказывает разговор женщина. – Он еще сказал, что меня уже должны дети кормить. А у меня сын – инвалид второй группы. И Коля мне прямо ответил: «Извините, не знал, тогда не знаю, что вам посоветовать».
Удивительно, но опровержение напечатали, и все знакомые ее поддержали. «Мне все звонят, все смотрят, чем закончится наша борьба», - объясняет Верещагина, и Лариса Адаева подтверждает: от того, как эти две женщины отстоят свои права на труд, зависит будущее сотен малых предприятий Ирбита. Все чувствуют, что впереди передел собственности.
Элитный детский сад. Родители против и вышли на улицу
Но это бизнес-сфера, которую оценивать всегда сложно. Интереснее, что происходит в социальной сфере. Формально именно ради нее администрация города ужесточает условия работы коммерсантов, собирает средства в бюджет. Здесь все не просто – митинг, на который десятки ирбитчан вышли во вторник, 16 июня, был как раз из-за социального объекта – горожане решили защитить свою школу-сад №19. «Как и в Екатеринбурге, у нас есть очередь в детский сад, и каждый год начинаются разговоры, что начальную школу надо закрыть и создать новые места под детский сад. Агафонов обещал, что все останется как есть. Это удобно, можно не волноваться за детей: первый, второй, третий классы ходят туда же, куда ходили в детский сад, - объясняет мне одна из инициативных мам Надежда Сивкова. – Но только Агафонов стал мэром – сразу выпустил постановление о закрытии школы. Это значит, теперь нашим детям придется переходить в другие школы: рядом их нет, надо будет ездить через весь город».
«Деньги раздавали и старики, и дети»
В принципе, все уже ясно и можно уезжать, но замечаю интересный парк: фонтаны, кафе-мороженое и масса детей, которым здесь весело и интересно. Отличное место, чтобы спросить у горожан, а чувствуют ли они, что в Ирбите что-то поменялось. Подхожу к представительному мужчине лет пятидесяти, с любовью смотрящему, как веселятся ребятишки. Он представляется – Василий Курсов, построивший этот парк с нуля, только для того, чтобы детям было где весело провести время, депутат городской думы.
Разговариваем о ситуации в городе. «Меня же исключали из «Единой России» вместе с Гельмутом (бывший глава города. – Прим. ред.), тогда областной политсовет отменил решение об исключении, - рассказывает Курсов. – И мы оказались не готовы к таким выборам, которые тут устроили 1 марта. Это была самая черная кампания, деньги за Агафонова раздавали и старики, и дети. У меня рядом с Пассажем подшефная школа, там избирательный участок. Я таких избирателей никогда не видел: пьяные, в начале весны – в шлепках. Натуральных бомжей подвозили». Василий Курсов понимает проблемы, которые мне рассказали другие горожане, – новый мэр требует от него 19 млн. рублей. Напрашиваюсь посмотреть на предмет спора – местный Пассаж.
Курсов рассказывает, что вместе с Агафоновым начинал бизнес, а тот, став мэром, намерен расторгнуть договор аренды и взыскать с коммерсанта якобы невыплаченную аренду, а еще через тот же «Пласт-комфорт» подбивает субарендаторов не платить ничего за площадки в Пассаже. Сейчас бизнесмен судится с администрацией в областном арбитраже: первый процесс начинается 18 июня, и мой собеседник настроен решительно.
Он явно чувствует себя в Ирбите, как дома, ничего не боится, и понятно почему: его предприятия поддерживают две местные школы, детский сад, созданный парк – любимое место отдыха у детей. Его собственные сыновья – чемпионы России по мотокроссу, спорту, который Курсов культивирует в городе, считая, что это местная «фишка». Он один из зачинщиков восстановления той самой Ирбитской ярмарки, четырежды областной министр торговли Вера Соловьева отмечала его благотворительные проекты, а местные бизнесмены благодарны ему за то, что он отказался сдавать первый этаж Пассажа екатеринбургской «Монетке». Условия были выгодные, но появление одной сети оставило бы без работы два десятка арендаторов, а у них семьи и продавцы в штате, у которых свои дети. «Монетка» тогда в Пассаж не попала, ее пустил на свои торговые площади будущий вице-мэр Олег Мельников.
О настоящем хозяине города
Мы стоим на втором этаже Ирбитского пассажа, и мне интересно, почему в небольшом городе никто не может поговорить с новым мэром, выстроить с ним отношения. Оказывается, мэр просто прекратил все контакты с прежними друзьями. В течение всего дня я слышал от разных собеседников, что городом управляет Олег Мельников – тот самый вице-мэр чье назначение областная прокуратура считает незаконным, тот самый политик, что возглавлял избирательные штабы Виктора Шептия и Игоря Баринова, тот самый ирбитчанин, что в ресторане спокойно сзади разбил бутылку о голову человека за соседним столиком. Курсов подтверждает, да, город в управлении Мельникова, и это неприятно.
Не смотрите, что это здание – рухлядь. Раньше здесь был магазин «Девятка» Олега Мельникова. Но он привел его в запустение, и администрация лишила коммерсанта прав на торговую точку. С кем бы я не говорил, все уверены – тогда будущий вице-мэр и обиделся на горожан
«Они получили город с бюджетом 750 млн. рублей, с поднимающейся экономикой, город, где было построено 11 километров дорог, где учителя без перебоев получали зарплату, а люди забыли, что такое отключение света или горячей воды, а сейчас мы снова на грани катастрофы», - объясняет он. Уже сейчас долг перед поставщиками газа – 2,5 месяца, и он не гасится, что приведет только к одному – срыву отопительного сезона. «Мы думали, а для чего нужна кампания с такими затратами? Месторождение глины - единственное в Евразии? Может, хотели получить площадку для захоронения радиоактивных отходов? Может, хотели на этом бизнес сделать? Но нет. Все решения показывают на то, что эта власть хочет у нас забрать в свою пользу».
И что теперь? «Знаешь, я думал больше политикой не заниматься, не избираться в городскую думу. Я уже столько сделал: Пассаж восстановил, у меня сыновья честь Ирбита на российском уровне защищают. Думал взяться за второй памятник архитектуры, привести его в порядок и на пенсию. Но нет. Я на третий срок пойду, и в администрацию уйду работать».
Спокойно в этом городе не будет долго.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!