Сергей Лисовский - о нахальстве Лукашенко, «жуликах» из «Кока-Колы» и «идиотском» Стивене Кинге, и…
Лукашенко зарабатывает на молоке по миллиарду долларов в год, против женщины-министра в правительстве РФ началась тайная война лоббистов, Путин перехитрил американцев, а идеологией в стране занимаются «гламурные мальчики и девочки» вместо настоящих патриотов России. Это еще не самое яркое резюме по итогам свежего интервью Сергея Лисовского. Самый смелый сенатор России традиционно делится с «URA.Ru» своим взглядом на актуальные федеральные события, а в качестве бонуса раскрывает тайну своего внимания к региональным избирательным кампаниям.
- Сергей Федорович, начать разговор хотелось бы с демарша Белоруссии: так называемый молочный вопрос. Со стороны белорусов ничего подобного никогда не водилось. Что, по-вашему, это было?
- Лукашенко просто нужно поставить на место. Белорусский народ – нормальный трудоспособный народ, братский. Лукашенко же просто зарвался. Он использует нас, как дойную корову, и наши простые замечания о каких-то равноправных отношениях он воспринимает как оскорбление. Ну, зарвался. Таких, к сожалению, просто нужно стучать по голове – других методов они не понимают.
По молоку… Он (Лукашенко. – Ред.) просто уничтожает наше молочное производство. Мы ему даем реальные деньги, кредитуем, платим по завышенным тарифам за транзит нефти и газа, открываем рынки для его продовольствия и промышленного производства – это ведь тоже практически поддержка экономики Белоруссии. Он за эти деньги субсидирует собственное молочное производство и убивает наше, потому что, по оценкам нашего правительства, у нас молоко субсидируется на 4%, у него – на 28%. Когда ему сказали: давайте уравняем субсидии, пусть у вас тоже молочное производство субсидируется на 4%, и сохраним все, как было. Они стали играть в молчанку. Это как реприза у Райкина была: мы вам шлем апельсины, а мы выслали вам насосы и т.д. Здесь примерно также. Вот и вынудили наше правительство предпринимать какие-то меры.
Плюс ко всему не соблюдается наш технический регламент…
- Да, вот как раз и хотела спросить: в России техрегламент по молоку был принят почти год назад, по идее, страны-импортеры ведь должны были предусмотреть этот факт?
- Да, должны были. Опять же это просто хамство. Кстати, технический регламент не соблюдают не только белорусы. Белорусы вообще не соблюдают, но и российские производители еще слабо руководствуются им. Если бы его соблюдали все в полной мере, ситуация на молочном рынке была бы намного лучше. Опять же, понятно, что от закона нельзя ждать немедленных результатов, что будет переходный период. Но результаты уже есть: и отношение к молоку другое, и потребитель стал более образован, уже смотрит на упаковку – до него уже донесли информацию, что поят-то не молоком, а мелом, разведенным в воде. Так что технический регламент – это была большая победа, но рано ее праздновать, нужно добиться того, чтобы регламент исполняли. А здесь важна позиция государства. Сейчас государство дало три месяца на исправление ситуации. Это смешно. Я бы вообще рынок не открывал, пока они все не сделают. Я уверен, что за 3 месяца они не исправятся, будут думать опять, что смогут «продавить» нас в обмен на какие-то обещания быть рядом с нами. Никогда они рядом с нами не будут, пока Лукашенко у власти, – кинут нас при первой удобной возможности.
- Реализация молока в России дает Белоруссии миллиардные прибыли?..
- Я слышал информацию в прессе, что миллиард прибыли. Не миллиард прибыли, а миллиард в валовый доход. Для Белоруссии это огромные деньги. Мы, извините, с Америкой бьемся из-за этого миллиарда: у нас американских окорочков привозят на миллиард долларов. И вся Америка этим занимается – лоббирует «ножки Буша». Представьте, тут Белоруссия тихой сапой имеет только на молоке миллиард.
- Как идет разработка техрегламентов по мясу, сокам, табаку?
- Сложно. Техрегламент по маркировке продукции «стоит»: никак они мою поправку на то, чтобы указывать страну-производителя и качество сырья, принимать не хотят, костьми ложатся. Причем основной противник – «Русбренд», который объединяет все западные крупные компании «Coca-Cola», «Pepsi-Cola» - в общем, всех этих жуликов, которые соки у нас уже не производят, кока-колой, например, травят народ. Вот они очень против, чтобы люди знали, из какого сырья произведен продукт. Мне нравится позиция Минпромторга – они нас поддерживают. Техрегламенты тоже «стоят», но я надеюсь, что осенью мы их «дожмем».
- Долгая работа…
- Ну, вот видите, закон о торговле – кто верил, а мы внесли его 4 июня в правительство. А после этого Минпромторг внес. Они же говорили, что не внесут до декабря, а сейчас внесли – испугались, что будет только наш закон. Были вынуждены свой представить.
- То есть сейчас существует два варианта законопроекта?
- Да, два варианта: один пустой – их, другой рабочий – наш. Но тут у них не получается прежняя комбинация: что правительство из каких-то соображений защиты чести и мундира будет поддерживать их, как это бывало обычно. Путин потребовал совместить два закона, согласовать правительственный проект с депутатами – никакой защиты чести и мундира нет, есть интересы страны. Вот теперь у нас очень жесткие заседания, сидим по 4-5 часов каждый день.
- Когда согласованный законопроект должен быть представлен в правительство?
- Путин дал команду до конца этой недели, будет совещание у премьера. Вполне может получиться так, что мы придем и скажем, что не договорились, вот есть два закона, потому что Минпромторг занял крайне агрессивную позицию и, прямо скажем, негосударственную. Ну, посмотрим.
- Можно ли говорить о том, что Минсельхоз сегодня серьезно укрепил свои позиции с приходом нового министра?
- Ситуация нормальная. Во всяком случае, в отрасли пока нет никаких потерь. Скрынник достаточно активно защищает интересы производителей. Более того, она достаточно смело выступила в «Комсомолке» на прошлой неделе, заявила о 100-процентном импортозамещении по мясу птицы и свинине. Это смелое заявление, с учетом импортных лобби в правительстве. В связи с этим она вызвала на себя определенную атаку. Но не боится. Молодец.
- Как думаете, будет ли развитие темы свиного гриппа?
- Свиной грипп, конечно, будет развиваться. Понимаете, свиной грипп – это обратная сторона птичьего гриппа. Помните, как раскручивали птичий грипп? В деревне под Тулой, на частном подворье умерло буквально две уточки, и всю Россию тут же закрыли для экспорта. В Америке умерли люди, а мы штатами закрываем: этот штат болеет, этот не болеет. При этом из штата, который «болеет», мы разрешаем экспортировать к нам мясную продукцию. Смысл-то карантина в том, чтобы через транспорт не переносить заразу. А мы, исходя из политических соображений, чтобы Америку не обидеть, закрываем по штатам.
Так вот, свиной грипп – это реальная проблема Америки. Это они все допустили: они все снижали издержки производства и довели до того, что у них свиньи в дерьме, извините, росли и в таких условиях, каких у нас даже на частных подворьях нет. Тем самым они спровоцировали вспышку инфекции. Вместо того чтобы это все заблокировать, они начали давить на мировую общественность, чтобы не вводили международных карантинов, тем самым спровоцировали распространение этой заразы по всему миру. Сейчас мы будем иметь большие проблемы. Мы все равно придем к тому, что по свинине все страны закроют границы. Иначе мы не сможем остановить эту заразу.
- В Россию свиной грипп придет?..
- Конечно, надо было Америку тут же закрывать, а к нам же потом идет отгрузка зараженного мяса из американских портов... Знаете, у нас в советские годы могла быть эпидемия африканской чумы свиней. Ребята-курсанты, которые стажировались в африканских странах, привезли колбасу, которая была сделана из зараженной свинины (такая колбаса для человека не опасна, она опасна для свиней). Буквально бросили где-то кожуру. Это кожура оказалась в отходах и каким-то образом попала на ферму. Заболела целая ферма. Тогда КГБ все отследил: заблокировали все регионы, людей, фермы сожгли, и у нас эпидемии не было. Сейчас сделать такое невозможно – у нас нет структур, которые могли бы отслеживать. Но хотя бы карантин можно было ввести. Поэтому свиной грипп принесет проблемы, но не людям, а свиноводству. Человек – хороший переносчик этой заразы.
- Кстати, на юге России недавно ведь тоже была зарегистрирована африканская чума свиней…
- Она и сейчас там бушует. Вообще там странная ситуация. Оказывается, американцы открыли на территории Грузии лабораторию по исследованию африканской чумы свиней. У себя боялись, открыли там. Каким-то образом произошла утечка, и в округе заболело все свиное поголовье… Это реальные факты, это не сказка.
Что происходит дальше? Вообще-то больных животных уничтожают: сжигают или закапывают, пересыпают хлоркой, известкой и т.д. Здесь животных выбрасывают в реки… Представьте: в реки выбрасывают!.. Трупы плывут по рекам, заражая все в округе. Потом они попадают в Черное море и к нам, в Краснодарский край. Произошло заражение российского юга африканской чумой. После этого лаборатория закрывается, американцы исчезают. И все об этом молчат.
- Почему?
- Ну, понятно, почему молчат. По сути, это серьезная экономическая диверсия против России. Это реальный факт…
- Комментарии излишни… Еще такой вопрос из области сельского хозяйства. Вчера в эфире «Первого канала» президент Медведев заявил, что все бюджетные обязательства в отношении сельского хозяйства будут выполнены, несмотря на кризис, что главное в нацпроекте – улучшение жизни сельского населения. Но, в то же время, налицо и то, что молодые кадры не рвутся в деревню, и это, может, быть основная проблема на данный момент. Как все же можно исправить ситуацию, по-вашему?
- Вопрос сложный. Хорошо уже то, что руководство страны уделяет внимание селу таким образом. Если вы помните, когда я пришел только в Совет Федерации, отношение правительства к селу было негативным. Денег надо больше. Если убрать взносы в Россельхозбанк, в уставник Росагролизинга и интервенции, реально селу дают не 180 млрд., а 100 млрд. рублей. А это для России – капля в море. Минфин же планирует снижение на следующий год. Уже сейчас снизили на 10 млрд. рублей расходы на социальное развитие села – это как раз социально-бытовые условия, то, что интересует молодежь. Пока мы не создадим условия, сопоставимые с городом, молодежь не будет оставаться. Это нам сейчас ни дискотеки, ни концерты – ничего не нужно, мы сами можем себе это обеспечить. Молодежь же пока впитывает, учится всему, поэтому ей нужны внешние стимулы для собственного развития. Без создания культурно-бытовых условий мы ничего не решим. А это требует серьезных инвестиций, нужно вкладывать не 100 млрд. рублей, а триллион в год. Но мы к этому придем, потому что без этого просто не сможем существовать.
- Сельское хозяйство по-прежнему расценивается как наиболее перспективный вид бизнеса в условиях кризиса?
- Оно таковым остается. Больше того, сельхозпредприятия – единственные, кто не снизил налоговые выплаты в бюджет, а по ряду увеличили поступления.
- Может быть, это повод не уменьшать финансирование отрасли на будущий год?
- Пока уменьшают. Но, может быть, что-то изменится.
- К вступлению России в ВТО ваше отношение, наверное, не изменилось. А что можете сказать по поводу заявления Путина о том, что Россия вступит в ВТО только в составе единого Таможенного союза с Казахстаном и все той же Белоруссией?
- Это хороший ход. Путин понял, что мы зашли в тупик, что Америка хочет нас вынудить на кабальных условиях вступить в ВТО. А так как 15 лет вроде бы этим уже занимались, выходить напрямую из переговоров нельзя. Сейчас, объединив три позиции, мы можем начинать с чистого листа, то есть все те уступки, которые мы понесли и ничего не получили за них, можно отодвинуть и постараться получить для себя более выгодные условия и иметь для этого политические и юридические основания. Ход очень хороший.
- Кстати, американцы, судя по высказываниям высокопоставленных чиновников президентской администрации, то ли удивлены таким заявлением Путина, то ли испуганы…
- Они думали, что мы попались. Американцы, как и любые алчные и глуповатые люди, думали, что у нас выторговали много, но им надо было еще больше. Им надо было нас принять, а им хотелось большего. Дошло до того, что все поняли, что это просто прямое вымогательство. Они-то думали, что вот-вот нас в свою ловушку загнали, и вдруг мы из нее выскользнули. Причем очень красиво и в политическом плане, и в экономическом. Конечно, у них это вызвало шок и озлобление.
- Тема вступления России в ВТО в определенной степени пересекается с темой патриотизма. Что вы вкладываете в понятие «патриотизм»?
- Каждый по-своему понимает патриотизм. Я, например, не могу понять, почему 21 июня, практически война-то началась в ночь с 21 на 22 июня, вместо того чтобы дать нам возможность подумать и вспомнить, Первый канал показал совершенно идиотский фильм «Мгла» Стивена Кинга. После этого говорить о патриотизме на российском телевидении не приходится. Я не могу понять логику программирования национального телеканала.
- А тогда как вы отнеслись к раскрашиванию фильмов, созданных в большей степени на принципах документализма, - «В бой идут одни старики» и «17 мгновений весны»?
- В любом случае, каждый может смотреть фильм в цвете, может смотреть в черно-белом варианте. Человек может выбрать. Но здесь… Это же не только на Первом канале произошло. Единственный, может быть, «ТВ-центр» еще соблюдает правила государственной пропаганды в хорошем смысле. Все остальные каналы либо просто не сделали ничего хорошего, либо сработали в большой минус в плане формирования нашей нации, нашего сознания, нашей памяти. Патриотизм, по-моему, именно в этом: в понимании, что есть вещи, через которые нельзя переступать, о которых нельзя забывать.
- Сегодня много говорится о фальсификации истории Великой Отечественной войны. По вашему мнению, отчего это происходит и как защитить молодежь и детей от перекраивания исторических фактов?
- Опять же нужна жесткая государственная политика. Приняли закон о защите истории от фальсификации. Что это за закон? Под него не подпадает, например, фильм Стивена Кинга. Это же идеологическая диверсия, по сути, она законом не запрещена. Наверное, надо не законы такие принимать, а правильно работать с кадрами и ставить на идеологическом фронте истинных патриотов и государственников, а не гламурных мальчиков, которые думают о рейтингах и интересном кино.
- В сыне как воспитываете патриота?
- Это все состоит из мелочей. Во всяком случае, 21 июня он у меня не смотрит Стивена Кинга.
- А 9 Мая?
- И 9 Мая смотрит нормальные русские фильмы про войну.
- Немного о местной политике. В Зауралье начинаются крупнейшие избирательные кампании. Осенью, как известно, пройдут выборы в Кургане, в Шадринске и в большинстве районов области. Вы как-то будете в них задействованы как координатор «Справедливой России»? Или вам более интересны выборы марта 2010 года, когда будет избираться пятый созыв областной думы, депутаты которого и будут решать вопрос о своем представителе в Совете Федерации?
- Я сторонник многопартийной системы, поэтому я как гражданин считаю, что хорошо, если в нашей думе будет большое представительство разных партий. Курганская дума – одна из немногих реально эффективных и реально работающих. Многие законы, которые Курганская дума принимала на уровне региона, потом преобразовались в федеральные. Если не напрямую, то сама идеология этих законов была использована. Я не вижу ничего плохого, если дума сохранится в прежнем составе. Но если там появится больше представителей, скажем, «Справедливой России», я тоже не вижу в этом ничего плохого. Самое главное, чтобы в думу пришли люди по велению сердца, а не по велению других мотиваций.
- И все-таки «Справедливая Россия» насколько будет активно участвовать в этих выборах?
- Насколько я знаю, будет активно участвовать. Координатором «Справедливой России» я не являюсь. Я благодарен Сергею Михайловичу Миронову: он в Совете Федерации построил работу таким образом, что мы работаем не по фракциям, а по регионам. У нас каждый голосует в соответствии с интересами его региона. Это заслуга Миронова. У многих депутатов Госдумы сейчас апатия: фракция все решила, а депутату даже карточку не дают для голосования.
- Какая-то оценка проводилась, какой процент может взять «Справедливая Россия» на выборах в городскую думу, в первую очередь?
- Все зависит от самой партии, насколько она будет активна, каких людей она выставит. И, второе, насколько реальные и необходимые для города требования она поставит. Это все будет зависеть от партийной работы и работы конкретных людей. Я еще в 1998 году писал, что у нас голосуют за человека, а не за партию. В любом случае, я всегда курганцам говорил: ходите на выборы. При всех недостатках любой выборной системы участие в выборах – важный момент. Если люди апатичны, власть сама начинает к выборам так относиться. Даже взять ситуацию в Иране. Чтобы женщина хиджаб снимала – это… При мне были случаи, когда у женщины просто немного съехал платок, ее мужчины ударяли, она извинялась, сразу закрывала лицо. То, что происходит сейчас, – это не могло произойти изнутри. Понятно, что это могло копиться внутри, но толчок явно был спровоцирован извне. Сейчас, естественно, сами иранские власти к выборам будут относиться иначе.
- Наступил сезон отпусков. Вы готовитесь к отпуску? Как планируете его провести?
- Я же в отпуск никогда не ухожу. Отдыхаю максимум неделю и на уик-энд куда-нибудь съезжу.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!