«Мертвые души», открытые даты, сфальсифицированные протоколы…
У бесконечно далекого от достройки челябинского метро продолжает портиться карма. В четверг получил развитие скандал вокруг злоупотреблений при строительстве первой очереди южноуральской подземки. И не просто развитие, но и участие в нем громких имен. Стало известно о том, что проверка, которую начала генпрокуратура в отношении подрядчика строительства, была организована по запросу не кого-нибудь, а лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Резкостью формулировок этого запроса при желании можно объяснить ту поспешность, с которой появилось уголовное дело, – правда, в отношении заказчика строительства. Новые скандальные подробности – на «URA.Ru».
Напомним, что уголовное дело по статье о мошенничестве было возбуждено 16 июня и расследуется УФСБ по Челябинской области. В материалах фигурирует присвоение 70 млн. рублей в рамках конкурса на закупку оборудования для строительства метро, проведенного в 2005 году заказчиком строительства – муниципальным предприятием «Челябметротрансстрой». По версии следствия, указанная сумма – это разница между фактической стоимостью оборудования и бюджетом сделки, осевшая в чьих-то карманах.
В комментарии к сообщению прокуратуры, с которым городская администрация выступила в начале этой недели, обращалось внимание на то, что нынешнее руководство «Челябметротрансстроя» приступило к обязанностям годом позже описываемых событий. Кроме того, обнаруженное сейчас несоответствие номинальной цены и фактической стоимости закупки тогда почему-то не заметили ни генподрядчик, которому было передано оборудование, ни областное Министерство строительства, которое финансирует стройку. Наконец, было обращено внимание на то, что за пару недель до возбуждения дела в отношении заказчика правоохранительные органы начали доследственную проверку в отношении подрядчика. А поскольку отношения между и первым и вторым впору назвать соседством Северной и Южной Кореи, сама собой напрашивается версия о том, что заказчик не случайно попал под дело раньше подрядчика.
И вот, в четверг туманный намек конкретизировался. В распоряжение «URA.Ru» поступило обращение, направленное 1 июня на имя заместителя Генерального прокурора по УрФО Юрия Золотова вице-спикером Государственной думы Владимиром Жириновским. Как пишет лидер ЛДПР, в его адрес поступило обращение жителей Челябинска о фактах нарушения закона при строительстве городского метрополитена. «Принимая во внимание, что поводом обращения послужили факты растраты, нецелевого расходования бюджетных средств, в целях обеспечения объективности и полноты принимаемых мер, прошу поставить ход проверочных мероприятий на Ваш контроль», - говорится в депутатском запросе.
К письму на имя Золотова Владимир Вольфович приложил обращение, написанное неким Евгением Александровичем Белкановым, который отрекомендовался как «действующий в интересах группы граждан жителей Челябинска». Он жалуется, что в его городе уже 10 лет строится метро, но готовность объекта такова, что пуска первого участка вряд ли смогут дождаться даже правнуки нынешних горожан. Жалобщика это нисколько не удивляет, учитывая, что из 150-200 метров тоннелей, которые можно прокладывать в месяц, реально прокладывается только 30 метров.
Однако в добавление к давно известным фактам письмо, которое Владимир Жириновский переадресовал окружному прокурору, содержит и новые пикантные детали, нелестным образом характеризующие генерального подрядчика – ОАО «Челябметрострой». Прежде всего, если верить написанному, в роли генерального подрядчика эту компанию, учрежденную государственными структурами, утвердили кулуарно, без конкурса. Правда, учитывая, что проведением конкурсных процедур при закупках товаров и услуг в России стали себя утруждать вообще не так давно, то это не такой уж страшный грех. Куда весомее другое обвинение. Как утверждает жалобщик, «Челябметрострой» дает работу мифическим строителям и мифическим субподрядчикам: 20% зарплаты якобы начисляются на «мертвые души». Это, во-первых, позволяет отчитаться перед властями – даже мнимые рабочие места положительно влияют на статистику занятости населения. Во-вторых, появляются деньги, которые, как пишет Белканов, «в значительном количестве расходуются на «неотложные нужды» руководства».
Наконец, в письме говорится, что государственный контракт на строительство метрополитена не содержит существенных условий, обязательных для такого рода документов. В контракте не указаны цены и сроки строительства. «Именно это и породило коррупционную составляющую – нет конкретных границ – значит – денег бери сколько можешь унести» ( написание оригинала сохранено).
Напомним, что именно государственный контракт, а точнее – возможность его выполнения с точки зрения закона стали одним из яблок раздора между заказчиком и подрядчиком строительства. Как рассказал «URA.Ru» начальник юридического отдела МУП «Челябметротрансстрой» Егор Добрынин, контракт между двумя организациями заключили в декабре 2000 года. Однако в 2007 году новое руководство муниципального заказчика нашло несоответствие контракта действующему законодательству. По словам Добрынина, в контракте действительно отсутствуют даже конкретные сроки строительства метрополитена.
«Есть указание, что срок «определяется проектом», но даже если на секунду принять данное утверждение достаточным для признания наличия сроков, то, согласно проекту челябинского метрополитена, срок строительства составляет 8 лет. Таким образом, заключенный в 2000 году контракт должен был быть исполнен в полном объеме в 2008 году. Принимая во внимание определённые перебои с финансированием, можно было рассчитывать на завершение строительства в 2010 году, но в настоящее время осуществлено не более 6-7% работ по станциям и не более 34% по тоннелям», - пояснил юрист компании-заказчика. По его словам, подробнее об истории 10-летней мегастройки можно узнать на официальном сайте «Челябметротрансстроя».
По его словам, вкупе с явно неудовлетворительными темпами строительства несоответствие контракта закону поставило вопрос о его расторжении с последующим привлечением к строительству не одного, а сразу нескольких, более эффективных подрядчиков. Такие решения вслух проговаривались по итогам многочисленных совещаний, которые проводил, в том числе, губернатор по проблемам челябинского метростроя. Но крайнее недоумение вызывает то, что ни в одно из распоряжений, которое выходило по итогам этих штабов, так и не вошло предписание о конкретных действиях по отказу от услуг нынешнего подрядчика.
Более того, выяснилось, что ряд протоколов по результатам совещаний были просто сфальсифицированы. Большого скандала, например, до сих пор только чудом удалось избежать после апрельского визита в Челябинск президента Ассоциации строителей России Николая Кошмана. Как известно, Сумин пригласил его как признанного эксперта в этой отрасли, и среди рекомендаций, данных Кошманом, на первом месте оказалось расторжение старого госконтракта, о чем сообщала и пресс-служба главы региона. Все, кто присутствовал на том совещании, подписали протокол по его итогам, однако спустя пару недель этот протокол чудесным образом преобразился. Настолько, что записанные в нем решения прямо противоречили результатам самого совещания. Когда новую версию протокола увидел Кошман, он тоже очень удивился.
Как считают в руководстве «Челябметротрансстроя», ситуация неопределенности с государственным контрактом, который нельзя осуществлять по закону, но который не может быть расторгнут без соответствующего решения областного правительства, создана искусственно. «Это бездействие, продиктованное нежеланием расстаться с главенствующей ролью на строительстве метро, приводит стройку в критическое состояние и превращает ее уже во всероссийское позорище», - прокомментировал «URA.Ru» ситуацию первый вице-мэр Челябинска Олег Грачев. На вопрос, известны ли фамилии людей, которые создают эту ситуацию, вице-мэр ответил утвердительно.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!