«Один банк выдал физлицу 20 млн. рублей без залогов и поручителей. Как теперь их взыскивать?!»
Несмотря на то, что ХМАО считается одним из самых богатых регионов России, с началом кризиса здесь, как и по всей стране, население перестало платить по кредитам. Как только началась пора затягивания поясов, многие решили, что возвращать долги они будут «когда-нибудь потом». Между тем, судебные приставы констатируют, объем задолженности населения региона по потребительским кредитам перед банками составляет уже 2 млрд. рублей. Это треть годового бюджета среднего северного города и вдвое больше долга, имевшегося в прошлом году. О том, как в ХМАО борются с невозвратами, каких законов не хватает судебным приставам, почему банки обижаются на борцов с долгами и в то же время выдают частным лицам по 20 млн. рублей без залогов и поручителей, в эксклюзивном интервью «URA.Ru» рассказал зам руководителя управления Федеральной службы судебных приставов Югры Валерий Набиев.
– Валерий Данилович, ходят слухи, что югорчане много задолжали по потребительским кредитам, и если банки начнут в массовом порядке взыскивать долги с помощью силовиков, то в судах сутками будут рассматривать дела об исполнительном производстве. Насколько это близко к реальности?
– Ну, не все так плохо. Конечно, проблем с возвратом средств у банков стало больше и невозврат подскочил. Но говорить о каком-то массовом выбивании долгов через суды сейчас нельзя, хотя и такой вариант возможен. Большая часть банков обзавелась своими коллекторскими агентствами и возвращает долги через них или же с помощью собственной службы безопасности. Зачастую эта система работает вполне продуктивно и дело обходится без судебного решения. Сейчас уже не 90-е годы и утюгами должников не пугают – коллекторы научились мирно уговаривать своих клиентов и очень активно помогают им в продаже и обмене имущества.
– А сколько сейчас должны банкам жители Югры?
– На конец первого полугодия долг населения перед банками составлял чуть больше 2 млрд. рублей, а число должников перевалило за 14 тыс. человек. Лидером был Сургут и его четыре тысячи должников, а следом шли Нижневартовск (более двух тысяч человек) и другие города. В прошлом году за те же полгода насчитывалось 9,5 тыс. должников и 1,15 млрд. долга. На фоне других регионов наш смотрится неплохо – на Урале и в средней полосе России проблем с долгами больше.
Из нынешней задолженности примерно 70% долгов - это невозврат по потребительским кредитам, и львиная часть этой суммы приходится на те банки, которые раздавали быстрые кредиты на покупку техники и бытовые нужды – «Русский стандарт» и «Home credit». Очень неприятными последствиями обернулась и почтовая рассылка кредитных карт. Бывает так, что приставы приезжают к должнику и видят, что описывать нечего. Из всей недвижимости – только стеклопосуда, а деньги с полученной карты человек прогулял. С техникой чуть проще – ее можно изъять, правда, стоимость к этому моменту может упасть вдвое. Плазменная панель с потерянным пультом управления, к примеру, будет стоить уже не 30 тыс. рублей, а половину суммы. Взыскивать быстрые кредиты нелегко, и банки даже обижаются на нас. Бывают и вовсе абсурдные случаи.
– Например…?
– Один из банков выдал 20 млн. рублей физическому лицу!
– А обеспечение, поручители, гарантии?
- Мы тот же самый вопрос задали сотрудникам банка. Оказалось, что ничего такого не было.
– А у пятерки самых крупных банков много невозврата?
– Были некоторые сложности у Сбербанка, но ситуация быстро пришла в норму. У крупных банков ситуация гораздо лучше. Есть ряд банков, у которых вообще, кажется, нет проблем. У «ВТБ 24» и ряда других структур.
– Как часто вам приходится сотрудничать с ОБЭПом?
– Мы всегда с ним тесно контактировали. Только в нынешнем году передали семь дел. Сейчас основной для нас является статья 177 УК РФ – уклонение от погашения кредиторской задолженности. По ней довольно сложно собирать доказательную базу. Хотя, в конечном счете, все зависит от талантов и опыта дознавателя. Кроме того, наше ведомство планирует внести в Госдуму РФ законопроект, который позволит судебным приставам использовать также статью 159 УК РФ – мошенничество. Это может облегчить нам работу.
– Многие говорят, что готовы платить штрафы в срок, но стоять час в очереди ради погашения 100 рублей долга очень неприятно. Это ведь тоже, как я понимаю, сказывается на доле возврата?
– Эту проблему мы попробуем решить. Хотя все не так просто. Деньги должны поступать в казначейство, и все процедуры строго лимитированы. Сейчас разрабатывается специальная программа для платежных терминалов, которая позволит избежать очередей. А еще мы тесно сотрудничаем с налоговой инспекцией, чтобы упростить оплату по их части.
Мы планируем сделать так, чтобы люди вообще лишний раз с нами не сталкивались. Для этого надо сделать так, чтобы человек мог в любой момент узнать не только о существующем долге в рамках исполнительного производства, но и о латентных долгах, которыми мы не занимаемся. Можно будет платить «на упреждение».
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!