«Люди хотят выйти и перекрыть федеральную трассу…»
В напряженный для свердловского губернатора Эдуарда Росселя момент на севере области готовится масштабная акция протеста. Рабочие одного из бывших федулевских заводов готовы хоть завтра перекрыть федеральную трассу. Министры в недоумении: поводов для недовольства быть не может, деньги на оплату долгов по зарплате на счетах предприятия. А уполномоченный по правам человека уверена, что кто-то специально нагнетает обстановку. Известны имя и фамилия этого человека, а также влиятельная госструктура федерального уровня, замешанная в этой некрасивой истории. Наше агентство решило разобраться в происходящем.
Официально Лобвинский биохимический завод, который когда-то принадлежал Павлу Федулеву, уже не считается проблемным для Свердловской области предприятием. Усилиями региональных властей это предприятие ( по сути, фирма-оболочка, с разбросанными активами по самым разным структурам) объединено и продано бизнесмену Марсу Шарафулину. В недавнем интервью нашему агентству министр промышленности Анатолий Гредин говорил, что деньги, поступившие от покупателя, будут в первую очередь потрачены на погашение долгов по зарплате. И вот оказалось, что долги до сих пор не погашены.
Глава профсоюза завода Андрей Абузяров говорит, что психологическая обстановка на предприятии оставляет желать лучшего. «Мы пытаемся удержать людей в рамках закона, в правовом поле, но делать это становится все труднее. В понедельник уже предпринималась попытка перекрыть федеральную трассу, но желающих набралось не так много и люди решили этого не делать,- рассказал Абузяров. – Мы понимаем: необходимо вести диалог с властями и собственником, но эти переговоры затягиваются до такой степени, что люди вообще перестают верить в возможность выплаты им долгов по зарплате».
Причиной таких настроений стал иск налоговиков, которые заявили о своих правах на часть поступивших 35,6 млн. рублей. Конкурсный управляющий Анна Корякина объявила коллективу, что до тех пор, пока иск налоговой службы не будет рассмотрен в арбитражном суде, она деньги выдавать не будет. Официальный представитель Минпрома Свердловской области Евгений Харламов сообщил «URA.Ru», что правительство осведомлено о новой проблеме, возникшей с погашением долгов по зарплате. «Наше руководство ведет переговоры с одним из кредиторов. Наша первоочередная задача – решить вопрос в пользу коллектива, добиться выплаты долгов по заработной плате. Мы сделаем это», - уверен господин Харламов.
«Мы будем ждать решения суда по иску налоговой, но если результат будет отрицательным, мы соберем общезаводское собрание и не будем уже никого сдерживать»,- говорит руководитель заводского профсоюза Андрей Абузяров.
Наши неофициальные источники в правительстве описывают реакцию первых лиц области на новую проблему с Лобвой, как «недоумение». «Это крайне странно. Руководство управления налоговой службы исправно посещает все антикризисные комиссии и знает о ситуации в области вообще и на Лобве в частности», - говорит один из сотрудников аппарата кабмина.
С удивлением об иске узнала и уполномоченный по правам человека по Свердловской области Татьяна Мерзлякова, бывавшая в Лобве за последние годы более двух десятков раз. «На мой взгляд, кто-то заинтересован в том, чтобы ситуация на заводе продолжала быть напряженной. И я готова отвечать за свои слова», - говорит Татьяна Георгиевна. В сложившейся ситуации у нее есть вопросы к двум участникам. Во-первых, к налоговой службе, которая, по мнению уполномоченного, старается защитить прежде всего себя и слишком часто подает на банкротство предприятий.
Но больше всего вопросов к конкурсному управляющему Анне Корякиной. «Сначала она говорила мне, что не может привезти такую большую сумму. Я связалась с и.о. начальника ГУВД Филипповым, и вопрос был решен в 15 минут, милиция была готова предоставить машины сопровождения. Но нет, деньги не повезли, - возмущена Татьяна Мерзлякова. – Теперь говорят об иске налоговой, но я не уверена, что он есть. Мы смотрели по базе арбитражного суда – нет никакого иска. Я разговаривала с руководством суда, туда документы не приходили”.
«Вся эта ситуация могла быть разрешена еще год назад, когда завод предлагали Шарафулину. Если бы мы все были единой командой – такие проблемы решались бы очень быстро. Но все боятся. Мне говорят, что управляющая – молодая, боится серьезных решений, действует по инструкции, - продолжает Татьяна Мерзлякова. – Но давайте тогда назначать управляющими состоявшихся людей, с богатым жизненным опытом. Потому что работа по инструкции в мире считается пятым видом забастовки, называют итальянской. Если сейчас управляющая примет решение о выплате денег (а такое право у нее есть), ее все поддержат и встанут на ее защиту. В первую очередь – прокуратура, которая стала главным защитником человека».
У свердловского уполномоченного по правам человека богатый политический опыт, и она понимает, в какой ситуации возникла задержка с погашением долгов – область вступила в период выдвижения кандидатов на пост губернатора, когда каждая негативная цифра (и прежде всего по долгам) бьет по действующей власти. Но открыто об этом не говорится. В такой ситуации интересно узнать, как и с чьей подачи Анна Корякина стала управляющей. «У меня нет такой информации», - признается Татьяна Мерзлякова.
«URA.Ru» будет следить за развитием событий.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!