«В списке «два Росселя» и «собянинец». Тройку кандидатов в партию прислали вчера вечером из Кремля…»
За шесть минут свердловская политика стала в разы понятнее и проще. Стоило Борису Грызлову назвать три фамилии кандидатов в свердловские губернаторы, и несколько депутатов Госдумы, сенатор областной ППЗС и федеральный министр «сбросили» аппаратный вес. В команде же Росселя обнародованный список называют предсказуемым и уже уверены в окончательном результате. Противники действующего губернатора надеются, что борьба еще не закончена и ждут сюрпризов от Владислава Суркова. О предупреждениях Баринова, спрятавшемся Шептии, замыслах Симановского, связи Росселя и Мишарина, а также других кулуарных деталях сегодняшнего события – в нашем материале.
В среду, 19 августа, состоялось, пожалуй, самое короткое заседание президиума Генерального совета «Единой России». Хотя этого мероприятия ждали все, кому не безынтересна региональная политика, – партийцам предстояло определиться со своим списком кандидатов на пост губернатора Свердловской области. Новая схема назначения главы субъекта Федерации применялась впервые, и узнать процедуру хотели элиты каждого региона, увидеть процесс в действии – мечтали многие журналисты. Но попасть на заседание оказалось невозможно – во вторник днем партийная пресс-служба сообщила, что ни в зал заседаний, ни в фойе СМИ допущены не будут.
Тут же появилась информация о том, что список кандидатов поступил руководству партии накануне из администрации президента, и далеко не все единороссы были рады его увидеть. «Все может быть, - утверждал наш источник в партии, - но до начала заседания этот список знают не больше пяти человек». И вот заседание началось - уже на шестой минуте председатель Высшего совета «Единой России» Борис Грызлов объявил, кого партия будет рекомендовать на пост губернатора Свердловской области.
Счастливчиками оказались председатель областного правительства Виктор Кокшаров, директор департамента промышленности и инфраструктуры правительства России Александр Мишарин и губернатор Свердловской области Эдуард Россель. Все случилось так, как и обещал источник «Коммерсанта» в руководстве «ЕР», - назвали фамилии, которые в центральной прессе не звучали. Напомним, до последнего момента большинство журналистов утверждали, что Росселя не будет в списке. Фамилия Кокшарова не звучала ни разу, а Мишарина иногда называли, но не делая на него ставку.
В администрации свердловского губернатора своей радости не скрывали. Виктор Кокшаров и Александр Мишарин считаются дружественными Эдуарду Росселю персонами. Причины, по которым так говорят о председателе областного правительства, - понятны. Мишарин же выстроил рабочие отношения с Росселем еще в 2002 году, когда был переведен в Екатеринбург из Москвы на должность начальника Свердловской железной дороги. Для него это был сложный период времени: будучи человеком команды прежнего министра путей сообщения Николая Аксененко, Мишарин оказался на грани не просто увольнения, а политического уничтожения. Перевод на Урал был ссылкой, из которой он смог вернуться, в том числе, и благодаря протекции Росселя, который не только не отвернулся от ссыльного (хотя знал о его проблемах), но и поддерживал его проекты. Когда начальник СвЖД получил предложение стать заместителем министра России, он спокойно уехал, сохранив в Свердловской области семейный бизнес. Весной прошлого года появилась информация о желании Александра Мишарина стать губернатором Среднего Урала, но очень быстро он от этого проекта отказался (хотя в тот момент Россель называл его сильным преемником).
Апеллируя к этим фактам, наш источник в администрации губернатора говорит о выборе кандидатуры Росселя. «Сейчас очевидно, что в момент формирования списка велись консультации с губернатором», - считает сотрудник резиденции.
Оппоненты Росселя уверены в обратном. Знакомые московские политологи, да и отдельные единороссы продолжают говорить о грядущей сенсации, которых описывают несколько. Первый вариант гласит: из-за конфликта с Владимиром Путиным Дмитрий Медведев откажется выбирать из тройки «Единой России». Второй диаметрально противоположный: Медведев выберет Мишарина, которого лоббирует вице-премьер Сергей Собянин. Конечно, эти версии активно обсуждаются в околополитических кругах, обрастая новыми подробностями. Кто-то говорит, что Медведев не пойдет на открытый конфликт с прежним президентом во время первого назначения губернатора, кто-то не верит, что Собянин мог сделать ставку на Мишарина.
Для свердловской политики в происходящем намного важнее другое. За те шесть минут, что продолжалось выступление Бориса Грызлова, из повестки исчезло сразу несколько уральцев, считавших себя политиками. Дело даже не в министре регионального развития Викторе Басаргине и его заместителе Юрии Осинцеве, которые официально отказались от борьбы за пост губернатора. Речь скорее о руководителе МКС «ЕР» по УрФО Игоре Баринове и его протеже, секретаре свердловского отделения «ЕР» Викторе Шептии.
С начала года они постоянно заявляли о скорой отставке губернатора Росселя, анонсировали масштабную реформу свердловской власти и клялись, что лично примут участие в подборе кандидатов на вакантную должность. В итоге ни свердловское отделение, ни МКС в консультациях участия не принимали, лишь 8 августа получили ЦУ от первого заместителя главы администрации президента Владислава Суркова, после чего замолчали. По информации «URA.Ru», Баринов при этом продолжал бороться за попадание в тройку, что позволило бы ему поддержать свой статус на достойном уровне, не превращаясь в простого партийца, использованного для одного проекта – «Заставим нервничать Росселя».
Это не удалось, тройка оказалась сформирована совсем по-другому. Интересно, что Игоря Баринова предупреждали о такой возможности, приводя в пример губернатора Пермского края Олега Чиркунова, который два года назад начал конфликтовать с тем же Сурковым, пережил митинги движения «Наших» и сравнения с Гитлером, но все же сохранил свой пост. Что будет с Бариновым теперь - вопрос открытый. Сейчас его аппаратный вес таков, что с ним мало кто считается: экзамен в виде мартовских выборов глава МКС провалил, и всем очевидно, что октябрьская кампания ведется также; политик наступает на прежние грабли. Не удивительно, что не выстроив отношения ни с одним регионом УрФО, Игорь Баринов рискует потерять пост руководителя МКС. По информации «URA.Ru», власти трех тюменских субъектов инициируют возвращение на этот пост Леонида Симановского (главный противник Леонида Яковлевича уже не в этом мире).
Неприятной выглядит и судьба Виктора Шептия, который сегодня не был на заседании президиума Генсовета. Он проводил время в области, не отвечал на телефонные звонки и только через несколько часов после выступления Бориса Грызлова дал единственный официальный комментарий, состоявший из общих слов. Это и понятно: глава отделения оказался в крайне сложном положении, ведь кого бы президент ни выбрал из тройки, предложенной «Единой Россией», этот человек в первую очередь будет добиваться смены лидера областной ячейки. Мишарин или Кокшаров будут помнить, как Шептий подставил Росселя, а при переназначении Росселя об этом не надо будет и напоминать – итоги первой самостоятельной шептиевской кампании 1 марта слышны до сих пор (жители Ирбита буквально стонут от мэра, пролоббированного Виктором Анатольевичем, в Качканаре партийцы негодуют из-за проигрыша и т.д.). При том, что аргументы для отставки есть - это все те же кампании, которые не принесли партии очков, и последние социологические замеры, показывающие снижение рейтинга партии на Урале.
Так что новый политический сезон обещает быть интересным. По закону Дмитрий Медведев должен определиться со своим выбором до 20 сентября.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!