Все регионы
16:15   07 сентября 2009

«Россель лично обзвонил глав субъектов РФ. И предложил встретиться…»

Рахимов, Чиркунов, Сумин, Богомолов, Якушев, Филипенко, Неелов и т.д. – едут в Екатеринбург. То, чего боялся Латышев, состоится
Ассоциацию «Большой Урал» называли союзом смелых губернаторов, и в этот раз в Екатеринбурге они намерены не просто формально прозаседать: будет затронут больной вопрос межбюджетных отношений

22 сентября в Екатеринбурге впервые за долгие годы снова соберутся члены легендарной ассоциации «Большой Урал». Шесть губернаторов и два президента (Башкирии и Удмуртии) обсудят взаимоотношения регионов с Москвой, нюансы бюджетной политики, новые экономические концепции. С 2004 года ассоциация, считающаяся одним из самых мощных лоббистских клубов, не собиралась: ее противником был покойный полпред Петр Латышев. Новый наместник президента, Николай Винниченко, решил не бороться с сильными региональными лидерами, а напротив – пользоваться их ресурсом.

В аппарате ассоциации «Большой Урал» - горячее время: сочиняются тезисы выступлений, готовятся сопроводительные документы и составляются справочные материалы. Уже скоро, 22 сентября, в Екатеринбург приедут руководители восьми регионов, входящих в ассоциацию. Это республика Башкортостан, Удмуртская республика, Пермский край, Курганская, Оренбургская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области. Последний раз члены клуба собирались в 2004 году в Ижевске. С тех пор об ассоциации успели немного подзабыть, и вот теперь она готова к возрождению.

«Большой Урал» создавался в 1991-м году, когда из-за коллапса командно-административной системы экономические связи между регионами стали рушиться. Чтобы не допустить голода и жесткого дефицита, руководители уральских областей приняли решение действовать совместно и помогать друг другу в решении экономических вопросов. В этом была логика: система Госплана выделяла т.н. «уральский экономический район», который в экономическом смысле являлся самодостаточным. Основные продукты питания, техника, стройматериалы, одежда, обувь – все это производилось на Урале. Регионы могли прокормить друг друга, не ожидая помощи от Москвы.

Инициатором создания «Большого Урала» был, разумеется, бойкий глава свердловского облисполкома Эдуард Россель. Сначала в ассоциацию вошли три области – Свердловская, Челябинская и Пермская. Потом подтянулись другие. Нефтегазовые ХМАО и ЯНАО хоть и являются членами другого регионального клуба, организации «Сибирское соглашение», всегда присутствовали на заседаниях «БУ» в качестве приглашенных наблюдателей.

Если идея Уральской республики оказалась чересчур уж смелой для федеральных властей, то неполитическое объединение «Большой Урал» аллергии не вызывало: губернаторы и президенты встречались раз в квартал, обсуждая самые актуальные экономические вопросы и формулируя рекомендации к федеральным властям. Последние относились к «Большому Уралу» с уважением: заседания ассоциации посещали почти все российские премьеры, от Черномырдина до Путина. Это была эффективная система обратной связи с регионами.

Проблемы у ассоциации начались с появлением полпредств. Представитель президента в УрФО Петр Латышев выступал резко против «Большого Урала». Трудно сказать, с чем это было связано: то ли полпред посчитал ассоциацию конкурирующей структурой, то ли просто пытался ослабить позиции свердловского губернатора Эдуарда Росселя. Не нравилось генералу и то, что в ассоциацию входят «не те» регионы – Удмуртия, Башкирия, Оренбургская область и Пермский край оказались в составе Приволжского федерального округа.

Председатель исполкома ассоциации «Большой Урал» Владимир Волков (справа) - личность для уральской и российской политики знаковая: именно он первый выступил в защиту Ельцина на знаменитой XIX партийной конференции в 1988 году

Как бы то ни было, недовольства представителя президента оказалось достаточно, чтобы публичная деятельность ассоциации постепенно сошла на нет. Хотя на уровне третьих-четвертых лиц регионов сотрудничество в рамках ассоциации продолжалось, губернаторы и президенты перестали раз в квартал устраивать заседания, а значит, и статус организации упал. Да и политика Кремля изменилась: Москве все меньше нравились сильные региональные лидеры, а обратную связь администрация президента предпочитала организовывать своими силами – например, через заседания Госсовета.

В 2009 году у ассоциации появился шанс на восстановление. Во-первых, стало понятно, что созданные сверху каналы общения с регионами работают плохо: элиты на местах не очень представляют себе настроение Кремля, а Кремль не всегда осознает положение дел в регионах. Не удивительно, что каждое критическое выступление того же Муртазы Рахимова превращается в скандал, и замглавы администрации президента Владиславу Суркову приходится лично летать в субъекты, чтобы улаживать вопросы. Во-вторых, не стало главного противника ассоциации – на смену Петру Латышеву пришел более покладистый Николай Винниченко. Как рассказывают в кругах, близких к Росселю, свердловский губернатор обсудил с полпредом возможность восстановления работы ассоциации в полном объеме и тот дал добро. «После этого Эдуард Эргартович лично обзвонил глав всех регионов и предложил встречаться. Назначили на 22 сентября», - рассказывает источник.

На самом деле полпредству вряд ли стоит переживать из-за воссоздания ассоциации. То же «Сибирское соглашение», например, успешно перешло под патронаж представителя президента в СФО Анатолия Квашнина и стало реальной дискуссионной площадкой при полпредстве. Работа представительств президента очень формализована, а это – возможность более гибкого влияния на ситуацию.

Как рассказывает председатель исполкома ассоциации Владимир Волков (личность для уральской и российской политики знаковая – именно он первый выступил в защиту Ельцина на знаменитой XIX партийной конференции в 1988 году), главной темой встречи 22 сентября станет преодоление кризиса. «Но не технические вопросы вроде сохранения занятости или сохранения производства. Речь идет о концептуальных, кардинальных изменениях в экономической политике, строительстве новой инновационной системы», - говорит Волков. Он не сомневается, что руководители регионов затронут и больные вопросы межбюджетных отношений: недовольство региональных лидеров централизованным распределением денег из Москвы звучит все чаще.

Но главы восьми регионов в 1990-е годы – это совсем не то, что те же люди в конце нулевых. Не превратилась ли ассоциация за эти годы в чисто формальную организацию? Волков уверен, что нет: самое время возрождать разумную инициативу снизу, и в этом плане «Большой Урал» может прозвучать очень громко. «Мы государственники, мы не разрушители, - объясняет Владимир Анатольевич позицию ассоциации. – Мы хотим предлагать свои идеи и помогать федеральной власти решать сложные вопросы. Идеи Путина и Медведева хороши, но мы же видим, что они пробуксовывают. На местах должны сидеть не просто исполнители. Внизу должна быть инициатива, и «Большой Урал» представляет из себя именно такую инициативу», - считает Волков.

Ассоциация – это шаг к демократизации региональной политики. «Это институт гражданского общества, таких институтов должно быть много, - считает Волков. – Власть должна слышать мнение людей. Какое решение потом будет принято – другой вопрос. Мы не собираемся навязывать решение, но мы хотим, чтобы регионы были услышаны. Думаю, руководство страны в этом тоже заинтересовано, ведь риск негативных последствий от принятия неверных решений может быть слишком высок».

В регионах согласны с тем, что восстановление «Большого Урала» необходимо. Как рассказал «URA.Ru» пресс-секретарь губернатора Челябинской области Илья Ананьев, его шеф считает важным участие в заседании ассоциации 22 сентября. «Взаимодействие между регионами необходимо, особенно в период кризиса, - говорит Ананьев. – Нужно использовать возможность сотрудничества в рамках БУ, иначе тяжело будет всем».

Неплохо оценивают перспективы восстановления организации и политологи. Евгений Минченко считает, что к возрождению региональных клубов толкает объективный тренд: «В условиях кризиса далеко не все проблемы можно решить из центра. Грубо говоря, в каждое Пикалево Путин не приедет», - говорит Минченко. К тому же, считает эксперт, «Большой Урал» мог бы найти поддержку в лице «уральского блока» в правительстве РФ – главным образом у министра регионального развития Виктора Басаргина и его патрона Сергея Собянина. «Для Басаргина это возможность обкатывать на уральском полигоне свои антикризисные стратегии, для уральских губернаторов – новые лоббистские перспективы на федеральном уровне, - поясняет Минченко. – Если такая схема будет реализована, ассоциация сможет успешно работать».

Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Комментарии
Будьте первым! Оставьте комментарий
Перейти к комментариям