Пенсионерка дворянских кровей требует снести часть элитного жилого комплекса в центре Екатеринбурга
Екатеринбургская пенсионерка Варвара Белякова подала иск в суд на корпорацию «Маяк»: она считает, что при строительстве огромного жилого комплекса на улице Радищева компания незаконно захватила ее земельный участок. Теперь 76-летняя старушка требует снести часть комплекса. Корпорация взамен предлагает «разобраться», каким образом пенсионерка вообще получила землю в центре Екатеринбурга. У потомственной дворянки Беляковой есть ответ: этот дом в 1912 году выстроил ее дед, личность во многом легендарная. Подробности истории – в материале «URA.Ru».
Улица Радищева в Екатеринбурге силами крупных строительных компаний превращается в район миллионеров. Когда-то здесь был Центральный рынок и стояли ветхие деревянные домишки. Теперь вырос фешенебельный клубный дом «Тихвинъ», скоро появится шикарный «Forum Mall», а на месте домишек корпорация «Маяк» выстроила жилой комплекс, который в народе называют «Евротель» - из-за вывески на фасаде. Из деревянных особнячков уцелел только один, на Радищева, 37. На фасаде мемориальная доска: «С 1912 по 1942 год в этом доме жил Кандыкин Федор Иванович, горный инженер-геолог, предсказавший в 1905 г. нефть в Башкирии».
Сейчас в доме живет Варвара Александровна Белякова – внучка инженера Кандыкина. Этот дом ее дед построил сам, в 1912 году – он был известным в городе человеком, гласным екатеринбургской думы, известным горным инженером. После 1918 года, когда Екатеринбург перешел в руки красных, дом забрали (и это была малая кровь – Кандыкин был потомственный дворянин). Однако в 1930-е, когда советскому государству понадобилась нефть, в Москве вспомнили, что когда-то уральский инженер Кандыкин предсказал открытие больших месторождений «черного золота» в Башкирии. Эти прогнозы подтвердились (Кандыкин ездил консультировать геологоразведчиков), и за заслуги перед государством инженеру вернули дом в собственность. Его потомки живут здесь до сих пор.
Варваре Беляковой 76 лет, а глаза живые, как у тридцатилетней. Открывает мне дверь в тихий дворик (даже не верится, что это центр Екатеринбурга). Дом старый, покосившийся, но хозяйство поддерживается: герань в горшочках, яблони, рябина в ягодах. «Как вам удалось сохранить этот дом, вокруг же все сносилось?», - спрашиваю. «Вокруг были дома муниципальные, а этот – в нашей собственности. В 2006 году я оформила права на землю. У меня есть все свидетельства».
В углу участка – тот самый спорный кусочек, 30 квадратных метров. У Варвары Александровны тут росли яблони и цветы, но после строительства жилого комплекса на Радищева, 33 сюда залезли угол подземного паркинга и лестница, которая ведет на второй уровень придомовой территории. Тогда у Варвары Александровны и началась война с корпорацией «Маяк». Она считает, что компания незаконно захватила ее землю и возвела на ней постройку. Такая постройка по закону подлежит сносу, и теперь хозяйка участка требует снести часть паркинга.
«А договориться не пробовали?» – «Пробовали». Как рассказывает Варвара Белякова, к ней приходил замдиректора компании Анатолий Блохин (зять владельца «Маяка» Владимира Конькова) и предлагал 100 тысяч рублей за отзыв претензий. «Но я на одни экспертизы уже потратила 100 тысяч!» Белякова только кажется божьим одуванчиком, у нее все продумано. «Меня когда позвали к ним на переговоры, я платочек повязала, телогреечку надела похуже, валенки с чунями… Прихожу, робко так: я на вас в суд подам. Они мне: мать, да какой тебе суд! Ты знаешь, что это такое! Сколько это стоит? Я говорю: ну, как Бог даст, так и будет. А сама уже адвокатов наняла и экспертизы заказала». Белякова согласна на компенсацию, но она должна быть рыночной. «А моральный ущерб мне кто восполнит? Я от стресса половину зубов потеряла».
Владелец «Маяка» Владимир Коньков к пенсионерке не приходил. «Я его только раз видела, когда он у меня с соседями дрался». – «Прямо дрался?». – «Ну! Полез на соседку, когда участки тут делили. Она от него – шмыг в дыру в заборе. Он за ней – и застрял. Ни туда и ни сюда, вылезти не может. Народ собрался, смеется». Сейчас иск пенсионерки к «Маяку» находится в Ленинском районном суде, но дело двигается туго. Сначала долго не могли найти ответчика. «Мой адвокат стал искать, а выяснилось, что они зарегистрированы где-то на Алтае. От налогов, поди, скрываются», - рассказывает пенсионерка, показывая мне документы. Внутри дом вовсе не выглядит косой избушкой: небогато, но благородно. Чисто, конфеты в вазочке, замурованная печь в углу, на стене – портрет прабабки моей героини, написан в 1910 году.
Сам владелец «Маяка», депутат облдумы Владимир Коньков рассказал «URA.Ru», что не считает претензии пенсионерки законными. «Когда она оформила эту собственность, мы уже вели стройку, нам выделили землю под строительство. Это не мы к ней залезли на участок, а она к нам! Как она вообще смогла получить собственность на землю без межевания? Это какая-то махинация». Коньков считает, что следует разобраться, каким образом участок в 15 соток в центре Екатеринбурга достался пенсионерке.
Следующие слушания по иску Варвары Беляковой к «Маяку» состоятся в Ленинском суде Екатеринбурга 6 октября.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!