Как поток китайцев легализуется в Екатеринбурге. СХЕМА, ООО, имена
На территории Урала и Сибири легально работает 20 тысяч китайцев. Нелегально – куда больше, но даже официально получившие разрешение на работу азиаты далеко не всегда занимаются тем, чем нужно. Милиционеры и правительственные чиновники регулярно закрывают десятки фирм-однодневок, которые легализуют китайцев. Источник в правоохранительных органах для примера рассказал «URA.Ru» о деятельности одной из цепочек таких фирм, которую недавно вскрыли силовики. Но таких ОООшек – десятки, и привлечь их создателей к ответственности практически невозможно.
Когда появляешься на рынке «Таганский ряд», глаза на лоб лезут от количества азиатов и выходцев с Кавказа. Силовики не зря прозвали «Таганский ряд» «Малым Черкизоном» - тут свой мир, по масштабам сопоставимый с легендарным московским рынком. В нем есть свои тузы и короли, многие из которых на примете у правоохранительных органов. Например – гражданка Китая Фань Цзиньсу, которую на рынке называют просто «Вера».
«Вера» (сейчас ей 45 лет) приехала в Свердловскую область давно, неплохо говорит по-русски и ведет бизнес по устройству на работу своих земляков. Она поддерживает обширные контакты в родной провинции Китая, откуда каждый месяц привозит в Екатеринбург целые партии китайских работников. Для каждого новоприбывшего тариф легализации – от 15 до 18 тысяч рублей. Большинство китайцев получают работу «торговых представителей» и трудоустраиваются в подконтрольные Фань Цзиньсу и ее партнерам фирмы.
Таких компаний несколько, рассказывает источник в правоохранительных органах. Сейчас, например, ведутся проверки ООО «Хао Бинь», ООО «Дружба», ООО «Каравелла» и ООО «Триумф». В 2009 году эти компании получили квоты на трудоустройство 879 эмигрантов из КНР. Однако, как свидетельствует бухгалтерская отчетность, реальной деятельности такими компаниями не ведется. Это значит, скорее всего, китайцы трудоустроились на какую-то полулегальную или нелегальную работу: от работы в подпольных цехах до проституции. Такие сотрудники не платят налогов, все деньги пересылают из России в Китай.
Напрямую привлечь китайских учредителей компании к ответственности получается не всегда. Во-первых, налоговая не всегда охотно делится с милиционерами данными о деятельности конкретных ООО (особенно если уголовное дело пока не возбуждено). Во-вторых, иногда бывает просто невозможно найти и опросить свидетелей. Мало того, что русский не всегда различит китайцев между собой, так еще и для каждого опроса и допроса нужно заказывать специального дипломированного переводчика. Денег на это в милиции, понятно, никогда нет.
Мы сами попытались найти «Веру» на «Таганском ряду». Чтобы отыскать бутик 0228А, который ООО «Каравелла» арендует у ООО «Таганский ряд», пришлось обратиться к помощи охранников торгового центра-муравейника. Те, указав направление, доложили об интересе к 0228А кому-то по рации. Когда мы наконец добрались до бутика, пройдя через лабиринты китайских курточек и джинсов, никакой «Веры» там уже не было – только немолодой китаец и русская женщина, которая объяснила, что «Вера» уехала по делам и будет, скорее всего, завтра. Официально директором ООО «Каравелла» является российский гражданин Лескин, а сама «Вера» Фань Цзиньсу оформлена переводчиком ООО «Триумф».
Компании, контролируемые «Верой» и ее партнерами, вновь подали заявки на получение квот. Как утверждает источник «URA.Ru», близкий к УФМС, компаниям даже расширили квоту – одна из них может получить разрешение на ввоз сразу 1600 китайцев. Сразу же после «легализации» они растворятся, а во время проверок ООО будет говорить, что сотрудники разом решили прогулять, утверждает наш собеседник.
Кто же дает фирмам-легализаторам такие большие квоты? Цепочка длинная, и коррумпированным может быть любое звено. Как рассказала «URA.Ru» ведущий специалист-эксперт управления ФМС по Свердловской области Татьяна Лепешонок, заявки от компаний сначала собираются на местах службами занятости, затем отсылаются в министерство экономики и труда. То отправляет запрос на квоты в минздравсоцразвития в Москву, и уже из Москвы квота приходит в УФМС.
Основной вопрос – почему власти выдают квоты на трудоустройство мигрантов организациям, а затем не следят за их деятельностью? Татьяна Лепешонок обещала переадресовать запрос «URA.Ru» по этому поводу руководителям УФМС. А министр экономики и труда Свердловской области Михаил Максимов рассказал «URA.Ru», что его ведомство каждый год выявляет среди запросивших квоты фирмы-однодневки – но они появляются вновь. «Мы примерно на две трети срезали запрос по квотам, посчитав заявки необоснованными», - говорит Максимов. Губернатор Россель вообще предлагал отказаться от квот на иностранную рабочую силу в кризис, но работодателям удалось пролоббировать свои интересы и поток азиатской рабочей силы в Екатеринбург не прекращается.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!