20:33 10 ноября 2009
Who is mr. Misharin?
Первые литературные опыты, два брака и дочь, дружба с ФПГ, планы, отношения с «ЕР». И куда уходит Россель
Свердловская элита ждет от Мишарина знака: будет передел или нет
В Свердловской области закончилась эпоха Эдуарда Росселя, а начнется ли новая – зависит от Александра Мишарина, которому Дмитрий Медведев доверил регион на ближайшие четыре года. Трехмесячное ожидание завершено, и на Среднем Урале гадают: каким губернатором будет Мишарин, как будет работать с ФПГ, что станет с «Единой Россией», есть ли будущее у команды Росселя. Спорят и о будущем самого Эдуарда Эргартовича. Все подробности – в нашем материале.
О том, что в предложении Дмитрия Медведева будет именно Александр Мишарин, в Екатеринбурге говорили с прошлой недели. Но официальных документов так и не было: президент России упорядочивал правила написания слова «паралимпийский», но судьбу Свердловской области так и не брался решить. В понедельник, 9 ноября, Эдуард Россель срочно улетел в Москву. По слухам, встречался с Владиславом Сурковым, Сергеем Нарышкиным. Планировал вернуться в Екатеринбург 10 ноября, хотел обсудить туристические перспективы Урала. Но не вернулся – остался в Москве, и вечером Дмитрий Медведев подписал представление на Александра Мишарина.
Дума скажет «Да»
Теперь, когда решение принято, его комментируют с легкостью. Это можно назвать и трендом (Медведев чаще назначает варягов, чем местных), и доказательством примирения с Путиным (считалось, что премьер проталкивает своего подчиненного, а президент вроде как против). Есть и более прозаичные слухи. Мол, у 44-летнего президента просто не укладывалось в голове, что губернатором может быть человек, недавно отметивший 72-летие. Доказательства физического здоровья, которых у Росселя масса, в Кремле не принимались.
Как будут развиваться события, уже понятно: завтра в 12 часов пройдет совет облдумы, который определит, когда же две палаты Заксобрания соберутся, чтобы утвердить кандидатуру Александра Мишарина. Иного выбора у депутатов и нет. Сейчас обсуждается два варианта: либо голосование будет открытым – и тогда вообще не отвертеться, либо закрытым, но таким же предсказуемым (депутатов уже давно контролируют: могут заставить фотографировать бюллетени, могут принудить раскрывать их сотруднику полпредства перед тем, как кинуть в урну для голосования).
Мишарин – молодой литератор
И основные вопросы сейчас связаны с тем, каким губернатором окажется Александр Мишарин. Официальных заявлений от него ждут уже на этой неделе – до выходных пока еще глава департамента аппарата правительства должен приехать в Екатеринбург и провести встречу с депутатами, рассказать, что он думает о Свердловской области, какой видит ее в ближайшие четыре года. Говорить о нем на основании тех нескольких лет работы на СвЖД, что случились в начале «нулевых», смысла нет: единственная память о том времени – построенное здание центра управления перевозками. Остальные итоги – только цифры.
Свои человеческие качества в Екатеринбурге он особо не демонстрировал. Работавшие с ним железнодорожники говорят, что руководитель он спокойный. О личной жизни не распространялся: неофициально известно о втором браке, дочери, занимающейся коммерцией, в том числе и на Урале. Еще имел литературный опыт: писал в сборник «Жизнь и судьба моя - железная дорога: очерки о династиях и людях Свердловской магистрали».
Бизнесмены добавляют о системности и прозрачной работе: правила игры устанавливаются в первый же день, они ясны и не пересматриваются.
ФПГ, «Единая Россия» и мэрия Екатеринбурга
Выстраивания новых отношений с ФПГ от Мишарина не ждут – все контакты были установлены еще семь лет назад, когда Александр Сергеевич стал начальником Свердловской железной дороги. Он быстро нашел общий язык с главами компаний, поскольку разительно отличался от своего предшественника Бориса Колесникова и говорил с коммерсантами на родном для них языке.
Новыми для Мишарина будут только отношения с областным отделением «Единой России» и мэрией Екатеринбурга. И нельзя говорить, что они будут простыми. В свердловской элите популярна версия о том, что депутаты Анатолий Гайда и Виктор Шептий задумали изменения в Уставе не столько для того, чтобы насолить Росселю, сколько для изменения политической системы до назначения Мишарина, давали понять будущему губернатору, что не они должны слушаться его, а он обязан вести с ними разговор на равных.
Очевидно, что свои попытки они повторят, дабы в действии понять, каков новый губернатор. Но знающие Мишарина люди почему-то убеждены, в демократию и свободное Заксобрание Александр Сергеевич играть не будет. Также как не потерпит вольностей со стороны отделения «Единой России»: как ни крути, а список кандидатов в депутаты облдумы от партии власти будущей весной с ним придется согласовывать. И поспорить не удастся: другого руководителя, обличенного доверием президента, в регионе просто нет.
С мэрией Екатеринбурга не намного проще – сторонники Аркадия Чернецкого также любят проверять силы противника в бою. Правда, при условии, что шефу не удалось договориться о выгодном союзе в самом начале. Те, кто знает Мишарина, не сомневаются – встреча с мэром Екатеринбурга будет одной из первых.
Передел не обещают
В подвешенном положении сейчас члены областного правительства. Ни у кого из них нет крепкой дружбы с новым губернатором, и ходят слухи об уже сформированной новой команде. Якобы Мишарин планирует провести реформу всей исполнительной власти, выстроив систему под себя (это еще в феврале задумывал и Россель). Сделать это будет просто: после вступления нового губернатора в должность все министры и руководители департаментов администрации губернатора напишут заявления об увольнении по собственному желанию.
Политологи указывают на важный для области момент: Мишарин не станет уничтожать нынешнюю систему, преследовать соратников Росселя, как это происходит, например, в Орловской области после ухода Егора Строева. И это для Свердловской области, пожалуй, принципиальный момент, указывающий на то, что революции не будет.
Куда уходит Россель?
Сейчас в политических кругах обсуждается несколько вариантов будущего Эдуарда Росселя. «За заслуги перед Отечеством» I степени ему обещают все: и тогда Россель окажется четвертым человеком на планете – полным кавалером ордена (в компании со Строевым, Николаем Патрушевым и Олегом Кутафиным). Ему приписывают и желание создать «Фонд Росселя», то есть остаться и в информационном пространстве, и в сознании свердловчан.
Кто-то уверен, что Россель станет полпредом президента в УрФО (так 30 апреля случилось с губернатором Хабаровского края Виктором Ишаевым) или заместителем председателя Совета Федерации. Последний вариант реализовать очень просто – у Свердловской области вакантно место сенатора от Законодательного собрания. В то же время в Совфеде есть свободная ставка зампреда (она стала вакантной после назначения Дмитрия Мезенцева губернатором Иркутской области; в зампредах уже ходит экс-президент Якутии Михаил Николаев). А скоро встанет вопрос о полномочиях первого заместителя председателя Совфеда Александра Торшина (его полномочия истекают в январе). Практика назначения того же Егора Строева показывает, что на это необходимо не меньше месяца.
10 ноября
Наверно, только после завершения всех этих процедур в Свердловской области почувствуют завершение эпохи. Хотя реально завершилась она сегодня, 10 ноября – в непростой для Эдуарда Росселя день. Ровно 16 лет назад, в 1993 году, первый президент России Борис Ельцин снял Росселя с должности главы администрации Свердловской области «за превышение полномочий». Спустя два года опальный политик вернул себе рабочее кресло, которое называлось уже губернаторским. Сейчас такой кульбит невозможен.
И какие бы предложения ни вносил Александр Мишарин, это будет совсем другая история, другое отношение к области, другие контакты с Москвой. Пока вся история назначения варягов демонстрирует кардинальное изменение приоритетов у губернаторов: какими бы передовыми они ни были, ориентация на центр заставляет глав регионов вести себя совершенно иначе, закрывать глаза на многие актуальные для земляков проблемы и ставить в приоритет те позиции, что значатся в отчетах для Кремля (эти два блока не всегда совпадают).
У Росселя, в последние годы сильно изменившегося в связи с этим федеральным трендом, получалось совмещать и местные интересы, и требования Москвы. Он не позволял себе ярких комментариев о действиях Кремля, но все еще был доступен для прессы. Он не ругал Сергея Чемезова, но спокойно мог доказывать в Москве, что менять директора Уралвагонзавода не стоило. Он не признавал кризиса, но советовал брать поросят, чтобы не умереть от голода. Построив область во время работы в трестах, он, зная ее сильные и слабые места, развивал то, что считал нужным и правильным, видел перспективу и, лавируя между политическими струйками, добивался своего. По сути, все эти годы видел область в объеме – так, как ее увидели посетители Российского экономического форума только в нынешнем году.
Тем интереснее, что в голове у Александра Мишарина.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Будьте первым! Оставьте комментарий