19:55 05 октября 2010
Севастьянов: «Могу прийти к губернатору и сказать все, что думаю»
Первый уполномоченный по правам человека в Челябинской области первое интервью в новой должности дал «URA.Ru»
Посмотрите, какой молодой и задорный омбудсмен в Челябинской области!
Все, кто с ним сталкивался, знают, что застать омбудсмена на одном месте чрезвычайно сложно. Этот «энерджайзер» успевает готовить законопроекты, бывать в судах, работать в общественных приемных, участвовать в семинарах правозащитников, вести выборную кампанию, сплавляться по рекам, по вечерам играть с друзьями в баскетбол, заниматься боксом. Он одним из первых посетил недавно открывшееся бюро нашего агентства в Челябинске. А накануне первого приема граждан дал откровенное интервью, в котором рассказал, зачем ему новая должность, какие отношения с Михаилом Юревичем и в каких случаях к нему можно обращаться.
- Некоторые считают, что ваш институт будет обслуживать действующую власть, причисляя вас к команде губернатора Юревича. Что скажете?
- Еще когда впервые избирался в городскую думу, в 2005 году, уже тогда меня ассоциировали с командой Юревича. Впрочем, никогда этого и не отрицал. Работаю с губернатором не один год, и поверьте мне, он часто прислушивается к чужому мнению. Даже если оно критичное. Ни разу не было, чтобы он однозначно заявлял: «Ты не прав». И отказывался слушать. Все конфликты, которые были в думе, когда мы добивались от власти принятия тех или иных решений, останавливали незаконные стройки, регулировали сферу ЖКХ, – всегда открыто обсуждали.
У Севастьянова уже много лет действует сеть общественных приемных в Челябинске, теперь они появятся и в городах области
- Губернатор на встрече с блогерами сказал, что у вас обостренное чувство справедливости, что иногда даже приходится сдерживать…
- В отличие от других, могу прийти и сказать губернатору все как есть. Мы делаем общее дело – защищаем права граждан и развиваем область. Чувствую себя комфортно в команде Юревича. И для того, чтобы донести до него точку зрения, найти компромисс и возможность для защиты прав граждан, годятся любые методы.
- Законопроекты об уполномоченном разрабатывали Общественная палата, вы от городской думы, Вадим Воробей от Заксобрания. Почему вам с общественниками удалось объединиться, а с Воробьем – нет?
- Дело в нежелании автора. Но в конечном итоге мы использовали все лучшее, что он предложил.
Новый омбудсмен – частый гость в редакциях челябинских СМИ
- Первый вице-губернатор Олег Грачев как-то сказал, что в его варианте требований к кандидату на пост омбудсмена подходил фактически один человек – сам Воробей, вы не находите?
- Я долго про это молчал, но слова Грачева соответствуют действительности. Например, в той версии законопроекта среди требований – пятилетний стаж работы на госслужбе. У какого правозащитника он есть? Понятно, что это мог быть, скорее всего, депутат, работающий на постоянной основе. Отношусь к Воробью с большим уважением, он поднимал проблему и участвовал в создании института уполномоченного. Надеюсь, будем дальше сотрудничать. Его законопроект в целом неплохой. Но там действительно были сильно завышены требования к кандидатам. В этом и есть проблема – амбиции иногда наседают.
По вечерам главный правозащитник области не прочь поиграть в баскетбол
- А зачем вам эта должность?
- Знаете, чтобы занять пост уполномоченного, мне пришлось отказаться от многого. Считаю, что это моя миссия в жизни. Должность характеризуется не деньгами, влиянием, а именно миссией. Долго к этому шел, еще в 1999 году внес законопроект об уполномоченном. Мне как депутату и правозащитнику часто приходилось защищать права граждан. И регулярно правоохранительные органы ограничивались отписками: «Это не входит в ваши/наши полномочия». В прошлом году была долгая переписка с прокурором области на предмет того, что при нарушениях трудового законодательства прокуратура предпринимала недостаточно действий для защиты прав граждан на труд. Я просил прокуратуру взять ситуацию на особый контроль. Мне пришел ответ от одного из сотрудников ведомства, что по инструкции только депутатам Госдумы и уполномоченным субъектов должны отвечать лично прокуроры.
- Но у нас же есть О
бщественная палата, зачем дублировать функции?
- Общественная палата – это, скорее, экспертное сообщество. У него нет ни функций, ни полномочий реагировать, делать заключения, защищать права конкретного человека.
- Ваш свердловский коллега Светлана Мерзлякова жаловалась, что раньше много жалоб поступало из Челябинской области. Помогает вам на первых порах?
- Она рада, что и у нас появился уполномоченный, обещала поддержку и помощь. Большинство обращений поступали от солдат-срочников и отбывающих наказание в тюрьмах. Это тот пласт, которым серьезно не занимаются, потому что довольно закрытая система и простому правозащитнику сложно в нее попасть. Нужны специальные полномочия.
В качестве депутата Севастьянов занимался, в том числе, проблемами образования в школах
Мерзлякова делится со мной опытом и по другим вопросам. Например, при банкротстве предприятия накладывается арест на имущество и работники не могут получить свою зарплату. В Свердловской области омбудсмен добивается того, чтобы сняли арест и выплатили долги сотрудникам. А потом уже проводили все процедуры. Для нас самое главное – человек.
Впрочем, правами человека я и сам занимаюсь уже много лет. Только в прошлом году выиграли более 100 судебных дел по защите трудовых прав.
Можно вспомнить дело по «Маяку», когда мы добились индексации экологических выплат. Мы через суд отменили решение Роспотребнадзора, которое незаконно разрешило строительной компании «Массив» поставить опоры ЛЭП в 10 метрах от жилых домов на улице Косарева. Сады на улице Труда, около 400 штук, еще при мэре Тарасове отдали строительной организации вместе с территорией. Зимой некоторые домики просто сжигали. Когда мы пришли, вместе с Юревичем, на тот момент мэром, организовали переговорную площадку, и инвестор выкупил все участки. Отстаиваем права жильцов общежитий на приватизацию комнат, помогаем обманутым дольщикам.
- Уже озвучивалась кандидатура вашего первого заместителя по правам ребенка. Ею станет журналистка Маргарита Боровченко?
- Кандидата два. Большой плюс Боровченко – она медийный человек, знает многих людей, злободневные темы. За счет этого может сразу начать работать. И второе, как многие знают, у нее были личные проблемы – со здоровьем дочки. Все знают, какие сложности она преодолевала, если будет с таким же энтузиазмом защищать права детей, то это будет большой плюс. Зная Риту 15 лет, уверен, что она не будет коррумпированным человеком, решать свои проблемы, будет с энтузиазмом делать работу.
Севастьянов – один из первых политиков, пришедших в гости в недавно открытое бюро «URA.Ru» в Челябинске
Неплохая кандидатура Натальи Басковой, знаю ее тоже лет 15, родители живут рядом. У нее тоже много преимуществ. Она профессионал, имеет опыт работы. Баскова является председателем комиссии по социальной политике в Гордуме, это серьезная должность. И она в любом случае будет членом нашей команды, даже если должность получит Боровченко. Окончательно с кандидатурой должен определиться губернатор.
- В аппарате уполномоченного будет работать 18 человек. Определились с кандидатурами?
- В команду войдут ряд правозащитников и бывших муниципальных чиновников, сотрудников ГУ ФСИН, прокуратуры. Всего в области планируем открыть 70 приемных. Большинство правозащитников будет работать в них на общественных началах. В команду войдут известные правозащитники Юрий Гурман, Надежда Кутепова и другие. Все они – адекватные люди с сильной позицией. Зачем нам разобщать ресурсы, если можно объединить?
- Как будете реагировать на обращения граждан?
- Сейчас мы разрабатываем механизм. Я же не могу снять ботинок и стучать им по столу с криком: «Это несправедливо!» Согласитесь, буду выглядеть глупо. Нужно сделать так, чтобы проблему удалось решить. Для этого нужно сделать запросы, привлечь СМИ, изучить мнения всех сторон.
Каждый год весной Севастьянов-депутат вместе с коллегами сплавляется по рекам области
И затем подготовить профессиональное заключение и включать контрольный механизм, в том числе общественных организаций, органов власти и губернатора. Но для этого нужно полностью владеть информацией. Сами знаете, как некоторые играют на конфликтах. И наша помощь должна быть доступна для любой бабушки, каждого ребенка и взрослого.
- То есть к вам можно обращаться с любой проблемой?
- Я всегда привожу один пример. Представьте, что вас избили на улице. Это – не нарушение прав человека. А вот если в милиции у вас не принимают заявление, то это и есть прямое нарушение. Если вас незаконно уволили, не выплачивают честно заработанные деньги и государство бездействует, то мы готовы вмешаться.
В отличие от большинства чиновников Севастьянов действительно любит отдыхать с семьей на южноуральских озерах, например, на базе отдыха в национальном парке «Зюраткуль»
- Почему у уполномоченного нет права законодательной инициативы?
- Будучи депутатом городской думы и представителем общественной организации, могу сказать, что есть масса вариантов, как внести законодательную инициативу. Через губернатора – на региональном уровне, с помощью недавно созданной ассоциации уполномоченных по правам человека РФ – на федеральном. Поэтому внести законопроект - не проблема.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Будьте первым! Оставьте комментарий