Все регионы
16:18   02 декабря 2010

«У нас с Росселем кабинеты напротив, да и живем по соседству, он уже поселился, а у меня ремонт…»

Первое интервью сенатора Чернецкого. Бонус читателям URA.Ru – картина «Коллективный Чернецкий» (публикуется впервые) и фигура картонного внука Артема
Аркадий Чернецкий осваивается в новом кабинете. Уже привез любимые фотографии Екатеринбурга с высоты птичьего полета…
Аркадий Чернецкий не собирается уходить в тень и исчезать из информационной повестки. Он дает интервью журналам, сохранил ставку личного пресс-секретаря, а в четверг даже встречался с екатеринбургскими журналистами. За час до брифинга Аркадий Михайлович встретился с корреспондентом «URA.Ru» в своем новом рабочем кабинете. Продемонстрировал картину «Коллективный Чернецкий» и ответил на самые актуальные вопросы. Почему он не смог попасть в комитет по вопросам местного самоуправления? Какие бизнес-проекты будет лоббировать сенатор Чернецкий? Какую оценку он поставит Якобу за уборку снега? Стоит ли распускать городскую и областные думы? Как сделать городских депутатов более самостоятельными? Появятся ли новые уголовные дела в отношении членов его команды? Где нужно восстанавливать собор святой Екатерины? Наконец – как он там вообще в Москве устроился?
 
- Аркадий Михайлович, меня смущает (что в случае с Росселем, что с вами): какой-то вам комитет в Совете Федерации достался не профильный. Я думал, вы будете заниматься вопросами местного самоуправления, а вы оказались в промышленном комитете.
 
- Существует такое правило в Совете Федерации. В некоторых комитетах высокая степень наполняемости, в некоторых всегда не хватает людей. Особенно в таких специфичных комитетах, как тот, в котором работает Россель или в котором работаю я. Там никогда не бывает много народа. В отношении меня как раз все «профильно»: комитет у меня по промышленности, а комиссия – по жилищно-коммунальному хозяйству, градостроительству, архитектуре. В комитете по местному самоуправлению же очень много народу, туда только в последнее время пришло четыре новых человека, в том числе губернаторы. Получился некий перебор. При этом с точки зрения законодательства, если не брать во внимание 131-й федеральный закон, объем работы в том комитете не такой уж и большой. А у меня работы как раз достаточно много, особенно в комиссии по ЖКХ у Толкачева.
 
- Вы говорили, что осмотритесь в Совете Федерации и поймете: можно там работать или нет, удастся ли сохранить тот же размах деятельности, к которому вы привыкли на посту главы города. Какие первые впечатления?
 
- Здесь надо разделить законотворчество и лоббистскую деятельность. С точки зрения законотворчества возможности члена Совете Федерации, с моей точки зрения, достаточно ограничены. Основной законотворческий процесс вершится в думе. Другое дело – лоббистские направления, здесь возможностей гораздо больше.
 
- То есть – возможность заходить в кабинеты, встречаться с людьми?
 
- Есть определенный лоббизм в коридорах власти, главным образом в рамках существующих федеральных программ. Надо, чтобы эти программы «проливались» на Свердловскую область в неменьшей степени, чем это происходит в Татарии, Башкортостане и т.п. Еще больше возможностей у члена СФ во взаимоотношениях с бизнесом. Это возможность правильно представить регион, сформулировать мотивацию для бизнеса, пригласить его в Свердловскую область.
 
 
 
- Вы уже встречались с кем-то из бизнесменов, приглашали их?
 
- Сейчас я отбираю проекты, которыми в Свердловской области будет интересно заниматься. В первую очередь это вопросы, связанные с низкоэтажным жилищным строительством. Мы в городе долго прорабатывали возможность развития такого строительства, и сейчас это требует широкой организационной и финансовой поддержки. Здесь мы будем стараться тиражировать тот же принцип, что использовался в отношениях с «Реновой» (при строительстве «Академического» - URA.Ru). Нам интересно привлечь именно специалистов по низкоэтажной застройке. У нас по стратегическому плану под такую застройку зарезервированы большие площадки, целые направления. Этот проект для меня сейчас вырисовывается как проект №1.
 
- Аркадий Михайлович, сегодня в Екатеринбурге солнечно, а до этого творилось что-то невообразимое: шел снег, была настоящая метель несколько дней подряд. Понятно, что коммунальные службы справлялись с трудом. И на форумах, в блогах люди писали: «Верните Чернецкого! При нем такого не было!» Вы следили за тем, что происходит в городе? Как считаете, справилась ли без вас ваша команда со стихией? Ведь год назад, в январе 2010, были сопоставимые по масштабам снегопады – есть с чем сравнивать.
 
- Год назад ситуация осложнялась еще и 35-градусными морозами. Сейчас положение с морозами попроще, а с точки зрения длительности снегопадов – все хуже. Справились, на мой взгляд, нормально. Я из разговоров с коллегами знаю, что делалось в других городах, могу сравнивать. Считаю, что меры, которые нужно было принять, приняли. В том числе сделали выводы из прошлогодних снегопадов.
 
- Вы бы какую оценку Якобу поставили за этот экзамен?
 
- Хорошую оценку, и не только Якобу – всей команде. Ведь работают те же самые люди, что трудились со мной. И я себя не отрезаю от работы этой команды. Смешно было бы критиковать кого-то через три недели после того, как ты ушел. Это люди, которых я назначил, воспитывал, учил. Конечно, я следил за ситуацией в городе, переживал. Но в целом считаю, что отработали хорошо.
 
 
…картину «Коллективный Чернецкий», подаренную коллегами, тоже привез сюда
 
- Мы общались с Евгением Поруновым, он считает, что нужна небольшая «настройка» администрации. Все-таки у сити-менеджера и главы города путаются функции, они иногда занимаются работой друг друга.
 
- Во взаимоотношениях с думой переделывать ничего не надо. А внутри городской администрации какие-то изменения естественны: каждый руководитель настраивает свой аппарат так, как ему удобно. Не исключаю, что Александр Эдмундович после своего утверждения будет что-то настраивать, это его право.
 
Что касается взаимоотношений администрации с думой, то те регламенты, что были прописаны, сегодня нуждаются в юридической корректировке с точки зрения функций и полномочий первых лиц. Но вообще тот баланс, который выстраивался в администрации города в течение многих лет, оптимален, и нужно с большой осторожностью подходить к каким-либо изменениям.
 
- Когда дума выбирала главу города, депутат Нафик Фамиев произнес достаточно яркую речь, потом он публиковал созвучную колонку у нас на сайте. Он говорил о том, что дума так и осталась декоративной, упустила свой шанс стать самостоятельной. Вы с этим согласны?
 
- Нужно понимать, что юридическое оформление и реалии – это несколько разные вещи. Думаю, что усиление думы возможно за счет ее более активного участия в тех или иных процессах. Если сегодня дума готова погружаться в эти процессы более серьезно, если она готова формулировать конструктивные высококвалифицированные предложения – сомневаюсь, что Якоб будет от них отказываться. Но практика наших взаимоотношений с думой была такова, что почти все идеи исходили от администрации. Я помню только одну инициативу, которую предложила дума и которую мы приняли, – это введение социальных надбавок. Дума достаточно активно лоббировала этот вопрос, и, в конечном счете, я ее поддержал.
 
Что касается создания думой экономических механизмов – это очень сложно делать. Нужны специальные знания, эксперты, масштабное восприятие всей сферы, чтобы не пытались «выдернуть» одно направление в ущерб другим направлениям. Такая балансировка экономики – очень важный момент. Иначе очень просто грохнуть все деньги во что-то одно, а на другое не хватит.
 
- На садики, например.
 
- По садикам программа, кстати, заработала. В 2011 году мы получим 617 миллионов рублей только из областного бюджета. Мы раньше и мечтать о таких деньгах не могли, я в течение пяти лет ходил – все зубы съел, доказывая, что на одном ресурсе города мы не сможем решить эту проблему. А в следующем году у нас в планах уже 22 садика.
 
- Когда вы готовились уйти из муниципальной власти, вы говорили, что одной из предпосылок этого ухода стал отказ силовиков от претензий к членам вашей команды. Теперь вновь появились слухи об интересе правоохранительных органов к отдельным фигурам из «коллективного Чернецкого». Например, к Виктору Контееву.
 
- Я никогда не пытался защищать виновных людей. Я защищал своих, потому что на 100% знал, что они невиновны. Если под этими слухами и разговорами есть какой-то реальный материал, я не буду вмешиваться и пытаться выгородить виновных. Но если будут попытки «накрутить» очередное дело, чтобы получить звезду на погоны и в Москву уехать, я буду в эти вопросы вмешиваться. Пока, думаю, это все разговоры уровня досужих вымыслов. Когда я работал в администрации, к фигуре Контеева со стороны правоохранительных органов официально никаких претензий предъявлено не было.
 
- Еще один острый вопрос – восстановление храма святой Екатерины на площади Труда. Тема вновь в повестке. Сергей Тушин предложил проводить референдум по этому вопросу. В областной администрации это восприняли едва ли не как попытку шантажа. С весны по этому сюжету что-то изменилось?
 
- Сегодня не существует официального нажима по поводу того, что храм нужно построить именно на площади Труда. По крайней мере, в официальных сообщениях губернатора, его администрации этого не звучит. Что же касается восстановления храма вообще – я ведь не возражаю. Я даже место предложил, где его можно восстановить.
 
- В «Святом квартале».
 
- Не совсем там. На месте памятника комсомольцам, на оси между Храмом-на-Крови и Вознесенской церковью. Там пустое пространство и очень хорошее место, чтобы построить храм. Памятник мы можем аккуратно перенести и приблизить его к неким молодежным площадкам. Это – как вариант.
 
- А идею проведения референдума вы поддерживаете?
 
- Что говорить о референдуме по вопросу, который сегодня не сформулирован? Зачем забегать вперед? Может быть, никто и не будет обострять ситуацию до такой степени, что придется референдум проводить.
 

 
Еще один подарок – картонная фигура внука Артема, чтобы дедушка его почаще видел
 
- Сейчас в истеблишменте обсуждают возможность роспуска городской и областной дум. Как вы оцениваете реальность такой перспективы?
 
- Считаю, что ни одна из дум в ближайшее время распущена не будет. А вот с точки зрения удобства, на мой взгляд, было бы неплохо избежать переходного периода, при котором будет существовать «раздутая» областная дума. Это можно сделать за счет добровольного отказа части депутатов от части срока своих полномочий. «Раздутая» дума – это потерянные два года. Нужно искать какой-то вариант компромисса, чтобы решить вопрос с этими 14 человеками. Может быть, им можно прогарантировать включение в списки на следующие выборы, может быть, иным способом. Но лучше, если дума нового образа сразу будет работать в должном виде.
 
Если говорить о городской думе, то оснований для ее самороспуска вообще нет.
 
- Фамиев говорил, что такой поступок даст возможность быстрее сформировать более дееспособную власть.
 
- Не забывайте, что следующие выборы у нас пройдут по смешанной системе. Половина депутатов будет избираться по одномандатным округам, половина по партийным спискам. Несколько наивно предполагать, что следующая дума в плане самоопределения и самопозиционирования окажется намного эффективнее, чем существующая сегодня. В принципе, качество людей, которые сегодня есть в городской думе, - хорошее. Вопрос в другом: насколько они готовы, помимо своей основной деятельности, заниматься серьезной проблематикой управления городом.
 
- По-вашему, как было бы лучше для города – сохранить мажоритарную систему на выборах в гордуму?
 
- Я всегда был сторонником того, чтобы на муниципальном уровне сохранялись выборы по одномандатным округам. Но думаю, что после послания президента РФ эти разговоры закончатся.
 
- Вы участвуете в формировании списка кандидатов в Госдуму?
 
- Пока нет.
 
- А будете?
 
- Если спросят мое мнение, я его выскажу.
 
- Была информация, что Тунгусов собирается в список…
 
- Глупости это, самая настоящая утка. Кем запущена только?
 
- В марте Екатеринбург ожидают довыборы в гордуму. Снова сошлюсь на Сергея Тушина: он предположил, что это будет рекордная по количеству кандидатов и накалу страстей кампания. Появился даже слух, что Юрий Осинцев будет баллотироваться в думу – в надежде стать мэром. Чего вы ожидаете от этих выборов?
 
- Они могут быть насыщенными по количеству кандидатов, а вот по качеству – не факт. Вряд ли чрезвычайно серьезные фигуры пойдут на эти выборы. Абсурдно предполагать, что заместитель федерального министра пойдет на выборы в район, чтобы попасть в городскую думу, на неполный срок, не имея никаких гарантий занять там мало-мальски значимый пост. И никто ему не сможет дать таких гарантий. Так что это просто журналисты и политологи языки чешут и людям головы морочат.
 

 
Чернецкий всем своим поведением дает понять: он на пенсию не собирается и в политической жизни Свердловской области продолжит принимать самое активное участие
 
- Как вы устроились в Москве, как организовался быт? Как работается с Росселем?
 
- С Эдуардом Эргартовичем мы сидим рядом, у нас кабинеты друг напротив друга. И живем по соседству. Он уже поселился, а мне пока делают какой-то мало-мальский ремонт в том же служебном доме. В следующий раз поеду – уже буду останавливаться не в гостинице, а на этой жилплощади.
 
- С Мишариным поддерживаете контакт?
 
- Вчера два часа с ним в самолете из Москвы летели, все наши проблемы проговорили. Естественно, поддерживаем.
 
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Комментарии
Будьте первым! Оставьте комментарий
Перейти к комментариям