18:02 07 декабря 2010
Секреты нацконфликтов на Урале. Миграционный центр стал кормушкой
«Отец возглавляет центр, сын – его зам, жена создает фирмы «Средуралмиграция», покупают квартиры, машины…»
Число сотрудников миграционного центра растет не по дням, а по часам, равно как и количество их движимого и недвижимого имущества и… национальных проблем
Некогда спокойная Свердловская область становится поставщиком новостей о межнациональных конфликтах: жители сел выступают против китайцев, выращивающих овощи на брошенных полях, горожане – против формирующихся диаспор. Даже на родине Александра Мишарина – в Артемовском – серьезный межэтнический конфликт между россиянами и армянами. В системе миграционного контроля явный сбой. Известна и причина - Свердловской областной миграционный центр деградировал: здесь, не стесняясь, работают директор-отец и замдиректора-сын, жена директора без тени сомнения создает коммерческую структуру «Средуралмиграция». Еще бы, ведь ГУВД Свердловской области оценивает рынок теневых миграционных услуг в 3 млрд рублей в год.
У Свердловской области много плюсов. Одним из них еще недавно было полное отсутствие межнациональной розни. В отличие от соседних субъектов Федерации, местные жители не жаловались на «понаехавших», не подозревали губернатора в связях с кавказцами, спокойно жили бок о бок с представителями всех национальностей. В сентябре 2005 года ингушская и осетинская диаспоры совместно помогали жертвам ЧП в Беслане, повторяя, что беда – она общая.
Но сейчас межнациональное спокойствие, похоже, мнимое. В Артемовском – на родине губернатора Александра Мишарина – журналистов начали преследовать за предание огласке настроений в армянской диаспоре по отношению к русским. Какие еще нужны доказательства накала страстей в небольшом городе?
В Екатеринбурге горожане агрессивно обсуждают начало вещания китайского радио, замечая, что в некоторых районах административного центра области на иностранном языке говорит каждый второй. И там главный вопрос: как подобное стало возможно? При том, что в регионе система надзора за мигрантами строгая: с одной стороны, за ними следит местное управление Федеральной миграционной службы; с другой - для облегчения их легализации (а значит, и для соблюдения всех законов) свердловскими властями создано областное государственное бюджетное учреждение «Свердловской областной миграционный центр» (СОМЦ). В учредительных документах последнего целью деятельности указано «комплексное решение проблем миграции».
Попытки выйти на связь с руководителем центра Сергеем Крайновым во вторник завершились безрезультатно – телефоны центра предательски не отвечали. Опрошенные нашим агентством эксперты этому нисколько не удивлены, государственное учреждение называют не иначе, как синекурой. Этому определению есть логичное объяснение. Согласно информации, имеющейся в распоряжении «URA.Ru», за три года работы в центре Сергея Крайнова (назначен 17 сентября 2007 года) штат учреждения вырос с 6 сотрудников до 41 человека.
«Толку от этого мало, - говорит знакомый коммерсант, использующий иностранную рабочую силу. – За квотами все равно надо идти к коммерсантам, самому работать через центр невозможно». Число посредников ограничено: на всю область только 53 организации, самыми крупными из которых считаются десять, активно жертвующих совету ветеранов управления Федеральной миграционной службы.
Сейчас у данного вида бизнеса настоящий расцвет, который заметен, если изучить финансовую деятельность миграционного центра. С момента создания и до 2006 года ОМЦ работал за счет собственного дохода, увеличивавшегося из года в год. Прежний глава центра Михаил Бочкарев (ныне руководитель аппарата Заксобрания региона) смог заработать для областного бюджета в 2005 году 2,7 млн рублей, в 2006-м – 4 млн рублей, в 2007-м – 5,9 млн. Затем годы расхода: в 2008-м году из бюджета на центр потрачено 16,9 млн рублей, а заработано – всего 2,1 млн рублей. В прошлом году еще хуже: налогоплательщики отдали центру 14 млн рублей, а тот смог заработать всего 690 тыс. 537 рублей.
«Весь бизнес ушел в тень, - объясняет коммерсант. – Центр в регистрации рабочей силы не помогает, за тем, как используется квота на иностранную рабочую силу, не следит. И вот на конкурс по квоте заявляются всем известные фирмы: берут квоту себе, а если получится выиграть больше – продают тем, кто ничего не получил. Разрешение на одного рабочего сейчас стоит 10 тыс. рублей». В этом году ГУВД Свердловской области обнародовало свои расчеты, оборот теневого рынка иностранной рабочей силы достиг рекордной отметки в 3 млрд рублей.
Председатель общественно-консультативного совета УФМС по Свердловской области Сергей Крайнов публично эти данные никак не комментировал. Его товарищи советуют и не ждать никаких заявлений: бывший сотрудник УФСБ, налоговой полиции, работавший советником свердловского премьера Алексея Воробьева, сейчас, по их словам, «нашел теплое место». Его появление в миграционном центре по времени совпадает с отставкой премьера и назначением нового, Виктора Кокшарова, приведшего в «белый дом» собственных советников и помощников.
По хронологии получается, что с этим переходом связано и улучшение личного благосостояния Сергея Крайнова. Его первая квартира была зарегистрирована в 2002 году, вторая – 28 февраля 2010 года, а третья – уже через четыре дня, 4 марта 2010 года. При том, что место проживания у директора миграционного центра с иным, четвертым, адресом.
Но это – не грех. У Сергея Крайнова два ребенка (сын и дочь), внуки, поддерживать которых – святой долг главы каждой семьи. Намного интереснее другое. Сын директора СОМЦ Александр Сергеевич Крайнов работает у отца заместителем, курируя многие вопросы, в том числе и финансовые, связанные с деятельностью миграционного городка, управляемого центром. Одновременно Крайнов-младший владеет турфирмой «МОДЭ-тур», а его сестра - фирмой «МОДЭ», производящей разнообразную мебель. ФИО супруги директора областного миграционного центра совпадает и с ФИО индивидуальной предпринимательницы, держащей на улице Донбасская гостиницу, где часто размещают трудовых мигрантов.
Простая семья средней руки, берущая ровно столько, сколько сможет переварить… Но нет. По данным «URA.Ru», летом этого года супруга Сергея Крайнова Любовь Анатольевна вместе с двумя молодыми людьми (22 и 26 лет) выступила учредителем нового ООО СУМ, название которого расшифровывается как Средуралмиграция. Найти его в интернет-поисковиках, всезнающем «ДубльГИСе», - невозможно. «Теперь участников конкурсов на квоты иностранной рабочей силы стало больше», - уверен собеседник нашего агентства.
Большей открытости и прозрачности он не ждет: в приватных разговорах Сергей Крайнов якобы утверждал, что в нынешнее безвластье нет силы, которая могла бы заняться проверкой его работы, а кураторы – не способны принять никаких решений.
Пресс-секретарь областной прокуратуры Ольга Тетерина сообщила «URA.Ru», что соблюдение миграционного законодательства – отдельный вид прокурорского надзора, контролируемый руководителем свердловской прокуратуры Юрием Пономаревым. В этом году выявлено 251 нарушение миграционного законодательства, на незаконные правовые акты принесен 31 протест, внесено 16 представлений об устранении нарушений закона, по требованию прокуроров к административной ответственности привлечено 180 человек, по результатам прокурорских проверок возбуждено 17 уголовных дел. Однако до исправления ситуации, судя по происходящему, еще очень далеко.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Будьте первым! Оставьте комментарий