Все регионы
19:14   26 июля 2011

Мишарин меняет промышленную политику. Крупному бизнесу откажут в поддержке

О чем умалчивало правительство: технологически регион находится на уровне 1880-1940-х годов, износ оборудования до 72%, убыточных предприятий – почти половина
Александр Мишарин заслушал проект новой программы промышленного развития на «Уралмашзаводе». Его власти приводят как пример «реиндустриализации»: за три года в разваленную площадку вложено 20,5 млрд рублей
Свердловская область пересматривает свое отношение к развитию промышленности. Как выяснилось, с нынешними подходами к реиндустриализации (новый актуальный термин) не получается достичь тех целей, что заложены в программах на 2015-2020 годы. Требуется существенное ускорение, нынешнее положение – гораздо хуже, чем принято говорить в официальных речах. Во вторник, 26 июля, в присутствии губернатора Александра Мишарина презентовали концепцию новой программы промышленного развития региона до 2015 года. Обсуждение шло на площадке Уралмашзавода, который называют символом промышленного обновления региона. Судя по начавшейся дискуссии, изменения в подходах могут быть кардинальными – правительству рекомендуют перестать поддерживать крупные металлургические холдинги и потребовать от гигантов платить налоги только в Свердловской области. Но как диктовать такие условия людям, которые оплачивают все политические проекты свердловской власти, – пока не очень понятно.
 
Новая концепция промышленного развития области, которую сегодня презентовал общественности министр промышленности региона Александр Петров, появилась как логичное продолжение общей «Программы социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015» годы (если помните, Мишарин начал разработку последней по предложению блогеров и затем превратил в один из ключевых документов своей деятельности). В этой программе есть отдельный раздел, посвященный промышленному развитию, а также ряд целевых показателей – весьма амбициозных. Их достижение невозможно без интенсивного развития индустриального сектора. Например, мишаринская программа требует двукратного увеличения ВРП к 2015 году и значительной диверсификации экономики, которая бы снизила зависимость региона от конъюнктурных изменений на рынках (в первую очередь уменьшила бы значение горнодобывающих и металлургических производств).
 
Достижение этих показателей будет затруднительным при нынешних темпах развития промышленности, признал Александр Петров, выступая в зале совещаний Уралмашзавода (здесь проходило выездное заседание президиума правительства Свердловской области, посвященное реиндустриализации, - выбор места губернатор Александр Мишарин назвал символичным). По словам Петрова, региону нужно по-новому сформулировать приоритеты промышленного развития и применять новые механизмы стимулирования инновационных производств.



До совещания Мишарин успел пообщаться с рабочими «Уралмаша»
 
В своем выступлении перед залом г-н Петров сосредоточился на целях и задачах новой программы, практически не озвучив ту часть концепции, которая описывает нынешнее положение дел. Копия этого документа имеется в распоряжении «URA.Ru», и ее содержание может настроить на пессимистичный лад. В документе признается, что несмотря на ряд позитивных показателей – рост объемов производства и уровня спроса, наличие запаса производственных мощностей и улучшение инвестиционного климата в регионе – региональная промышленность испытывает колоссальные затруднения. В частности, документ констатирует низкую эффективность свердловской промышленности (доля убыточных предприятий – 42%), недостаток собственных средств на обновление фондов и технологий. Нынешний промышленный рост характеризуется, в первую очередь, как «экстенсивный», продукция – обладающей «низкой конкурентоспособностью». Последнее обусловлено, в первую очередь, износом оборудования и устаревшими технологиями: в машиностроении износ оборудования составляет от 57 до 72%, современных станков с ЧПУ всего 9% от общего числа, «на большинстве предприятий финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не превышает 1,5% от общего объема инвестиций».
 
Кроме того, в минпроме признают «сравнительно низкий уровень заработной платы», «слабый уровень загрузки мощностей в машиностроении и, как следствие, – рост себестоимости продукции», «низкий уровень производительности труда», «недостаточную инвестиционную привлекательность промышленного комплекса Свердловской области». «Структурно-технологические сдвиги в промышленном комплексе Свердловской области в значительной степени осуществляются стихийно, под воздействием конъюнктурных изменений, что приводит к доминированию низкотехнологичных, энергоемких и экологически небезопасных отраслей третьего технологического уклада», - резюмируют авторы документа. «Третий уклад», напомним, характерен для 1880-1940 годов, его приход был связан с развитием электричества; сейчас развитый мир переживает пятый технологический уклад.
 
Чтобы изменить эту ситуацию, свердловское правительство предлагает ряд мер, направленных, в первую очередь, на развитие высокотехнологичных производств. При этом, по словам г-на Петрова, если в период кризиса государство было вынуждено напрямую помогать слабеющим предприятиям деньгами, то в посткризисный этап развития оно собирается, прежде всего, участвовать в развитии инфраструктуры. Возможные инструменты – уже реализуемая кластерная политика (к имеющимся пяти кластерам добавят еще пять), создание новых особых экономических зон, участие властей в венчурных проектах и т.п. В результате доля инновационной продукции к 2015 году должна достичь 20% от общего объема (сейчас этот показатель оценивают в 10%), к 2020 году – «30-40%». Промышленный рост производства должен составлять 8-15% в год, считают в Минпроме. Для реализации программы потребуется не только объединение усилий промышленников и чиновников, но и принятие нового закона «О промышленном развитии», который бы систематизировал различные меры поддержки промышленников.



Программу представлял Александр Петров. На словах говорил о хорошем, но в самом документе – признание горькой правды. Наша промышленность – дряхлая, старая, неповоротливая. И сама себя обновлять почему-то не хочет
 
Самые интересные предложения, впрочем, содержались в содокладах. Дополнить Александра Петрова предложили представителям науки и бизнеса. Директор высшей школы экономики и менеджмента УрФУ Сергей Кадочников напомнил собравшимся, что регион очень сильно ограничен в инструментах поддержки промышленников и в своих финансовых ресурсах. В частности, доля целевых программ (то есть средств, направляемых в основном на развитие, а не на проедание), занимает около 15% от бюджета. «Это хороший показатель, в среднем почти в два раза больше, чем в федеральном бюджете. Однако в абсолютных цифрах это сумма, сопоставимая с объемом инвестиционной программы одного крупного промышленного предприятия, – например, УГМК», - отрезвил присутствующих Кадочников. Исходя из крайней ограниченности ресурсов, нужно тщательно выбрать приоритеты их применения. Ученый предложил свое видение того, во что нужно вкладывать средства, в какой сфере это делать и где территориально. По его мнению, власти должны сосредоточить свое внимание на «вторых городах» региона (Нижнем Тагиле и Каменске-Уральском), развитии там инфраструктуры и поддержке среднего бизнеса как наиболее перспективного. «Вы действительно считаете, что средний бизнес способен удвоить нам ВРП?» - скептически поинтересовались из зала. «Я считаю, что у него наибольший потенциал роста», - ответил г-н Кадочников. По его мнению, самый значительный прорыв возможен в сферах информационных технологий и биофармакологии – их и следует поддержать.
 
Представитель крупного бизнеса, вице-президент свердловского отделения Российского союза промышленников и предпринимателей Михаил Черепанов также попросил свердловское правительство в условиях нехватки ресурсов больше думать об ограничениях. Одна из возможных отраслей, в которых поддержка может быть ограничена, - это металлургическое производство, где следует аккуратнее создавать новые проекты. Это было весьма экзотическое предложение для Свердловской области, где традиционно появление каждого нового металлургического завода, цеха или печи встречают аплодисментами – учитывая также и то, что сам Черепанов работает в Трубной металлургической компании Дмитрия Пумпянского. Черепанов также высказался за поддержку среднего бизнеса и развитие точек роста в территориях. По его словам, Екатеринбург сейчас действует «по принципу пылесоса» - собирает кадровые и финансовые ресурсы со всего региона, создавая в некоторых территориях депрессивный эффект. В конце своего короткого, но насыщенного выступления Черепанов также порекомендовал правительству подумать о собственном менеджменте, так как «некоторые министерства конкурируют на одном и том же поле» и выразил надежду, что кластерная политика региона не превратится в сплошную PR-кампанию – ведь кластеры должны обладать заметными конкурентными преимуществами, а они просматриваются не везде.



Александр Мишарин уже напоминал владельцам крупных холдингов, что не следует уводить прибыль из Свердловской области, налоги следует платить здесь. Сегодня об этом же сказал министр финансов Константин Колтонюк. Аккуратнее! Как только Россель начал регулярно вспоминать об этом, он перестал быть губернатором
 
Самым коротким, но, возможно, самым тревожным для предпринимателей стало выступление министра финансов региона Константина Колтонюка, который предложил включить в промышленную программу раздел, посвященный налоговой политике в отношении промышленных предприятий. «Мы видим, что регион выбивается в лидеры промышленного производства, а по уровню налоговых сборов на душу населения мы находимся где-то в четвертом десятке», - упрекнул промышленников Колтонюк. Как он пояснил «URA.Ru», такая ситуация обусловлена тем, что многие крупные налогоплательщики зарегистрированы не в Свердловской области, платят налог с прибыли в других местах и используют иные «схемы оптимизации налогообложения, подчас довольно грубые».
 
Таким образом, принятие новой концепции развития промышленности в Свердловской области может впервые в истории региона ознаменовать смещение акцентов. Если до настоящего момента основной поддержкой региональных властей пользовались крупные металлургические холдинги, что обуславливало экстенсивное развитие промышленности, то авторы новой программы и эксперты предлагают а) поддерживать не крупный, а средний бизнес, при этом в первую очередь инновационный; б) не давать денег и льгот, а вкладываться в развитие инфраструктуры; в) создавать новые точки роста вдали от Екатеринбурга; г) изменить налоговую политику, потребовав от крупнейших налогоплательщиков регистрироваться на территории Свердловской области. Эти и другие шаги, обозначенные в новой концепции (сам документ – два десятка страниц, коротко не перескажешь), должны сместить регион с экстенсивного пути развития на интенсивный. Понравится ли такое положение дел металлургам, которые финансово поддерживают все политические проекты свердловских властей, пока не очень понятно. Впрочем, самых главных договоренностей владельцы холдингов-гигантов все равно достигают не в резиденции свердловского губернатора, а в Кремле.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Комментарии
Будьте первым! Оставьте комментарий
Перейти к комментариям