Все регионы
19:34   04 октября 2011

За потерянные 3 млрд рублей вкладчиков никто не может ответить, хотя виновные известны

Уголовные дела против уральских банкиров «зависли» в полиции
В банкротстве ряда банков, вкладчикам которых никогда полностью не вернут деньги, нашли виновных. Но милиция не спешит с расследованием таких дел
Собственники и топ-менеджеры 5 уральских банков, виновные в банкротствах своих кредитных структур, так и не ответили за содеянное. Простые клиенты, потерявшие в этих банках в 2008-2009 годах более 3 млрд рублей личных средств или денег компаний, не могут не только вернуть свои «кровные», но и дождаться наказания ответственных за это руководителей банков.  «Мега Банк», «Сибконтакт», «Каури», «Универсал», «Урайкомбанк» - во всех этих банках представители АСВ нашли составы преступления в деятельности руководства. Но выявленные доказательства вины годами изучают в местных управлениях полиции, не давая им хода в суд. Корреспондент «URA.Ru» пришел к выводу, что исключения касаются лишь самых громких банкротств, которые прогремели на федеральном уровне. Судите сами.
 
Банковская сфера Уральского региона стала одной из наиболее пострадавших в прошлый кризис. Серия громких банкротств продолжилась и в прошлом году. И далеко не во всех случаях произошедшее списали на внешние финансовые факторы, не позволившие кредитным учреждениям удержаться на рынке. По итогам работы в банках «Каури» и «Прикамье» (Пермский край), «Уралфинпромбанк», «Универсал» и «ВЕФК-Урал» (Свердловская область), «Монетный дом» (Челябинская область), «Мега Банк» (Тюменская область), «Сибконтакт» и «Урайкомбанк» (ХМАО), представители АСВ обнаружили ту или иную вину руководителей в плохом финансовом состоянии учреждений. Но ход уголовным делам был дан лишь в некоторых случаях - как правило тех, которые прогремели на всю страну.
 
К примеру, экс-председатель правления екатеринбургского банка «ВЕФК-Урал» Ольга Чечушкова сейчас находится на скамье подсудимых, но её дело тесно связано с громким показательным процессом над управляющим отделением Пенсионного фонда РФ по Свердловской области Сергеем Дубинкиным. Расследованием уголовки о «продаже» миллиарда рублей, предназначенного для выплат свердловским пенсионерам, занималось ГУ МВД ФР по УрФО, дело находилось на особом контроле заместителя Генпрокурора РФ Юрия Золотова.
 
Оперативность в возбуждении уголовных дел в связи с банкротствами «Монетного дома» и «Уралфинпромбанка», безусловно, связана с именем его владельца Матвея Урина, история которого известна всей стране благодаря слухам, связанным с семьёй премьера Владимира Путина. В ноябре 2010 года Урин был задержан за избиение гражданина Голландии Йоррита Фаассена, которого называли приближенным к дочери председателя правительства. Обанкротились не только уральские банки Урина, но и другие его активы (предприимчивый бизнесмен выводил деньги из банков под видом покупки ценных бумаг), и теперь в Москве расследуется одно большое уголовное дело, связанное с банкротством кредитных структур.
 
Во всех остальных случаях с крахом уральских банков, которые не получили сопоставимого резонанса, возбуждение дел и предварительное следствие ведутся годами! Судите сами.
 
 «Каури»: признан банкротом в апреле 2009 года. После оценки и анализа ситуации в банке конкурсный управляющий от АСВ составил заключение о наличии признаков преднамеренного банкротства банка, направив его в ГУВД по Пермскому краю 1 декабря 2010 года. Было возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ «Мошенничество», которое в феврале приостановили. Было ещё одно заявление о действиях руководства, причинивших ущерб почти на 50 млн рублей, и жалобы в прокуратуру. На 1 сентября остаются неудовлетворёнными требования кредиторов на 363 млн 72 тыс. рублей. Есть среди них и вкладчики, которые доверили банку более 700 тыс. рублей и поэтому не смогли получить государственную компенсацию на всю сумму. 
 
«Мега Банк»: признан банкротом в феврале 2010 года. Ещё 25 октября 2010 года в ГУВД Тюменской области конкурсным управляющим было направлено заявление о наличии в действиях руководства признаков преступления, предусмотренного статьёй 196 УК РФ («Преднамеренное банкротство») с приложением соответствующего заключения. Правоохранительными органами почти год проводится проверка по заявлению. Более оперативно действовала следственная часть ГСУ МВД по УрФО, которая 23 мая 2010 года возбудила уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ («Покушение на мошенничество»). Но и здесь - производство по делу приостановлено. На 1 января 2011 года в реестр включены требования кредиторов на 440 млн 301 тыс. рублей. Сейчас эта сумма немного уменьшилась – в этом году банк дважды выплачивал средства кредиторам первой очереди. И тем не менее, долг банка перед клиентами до сих пор остаётся весомым – порядка 350 млн рублей.
 
«Сибконтакт»: признан банкротом в январе 2009 года. 29 марта 2010 года в уполномоченные органы было направлено заявление о фактах, содержащих признаки преступления, предусмотренного статьей 196 УК РФ («Преднамеренное банкротство»), частью 4 статьи 160 УК РФ («Присвоение или растрата»). По заявлению долгое время проводилась доследственная проверка. Спустя 2 года – в январе 2011 года - конкурсный управляющий направил запрос о предоставлении сведений по результатам проверки. И сейчас сообщается, что дело возбуждено по ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями», а процессуального решения по факту преднамеренного банкротства - не принято. Ситуация в этом банке – плачевная. По состоянию на 1 сентября 2011 года требования кредиторов составляли 2 141 142 тыс. рублей. В том числе 126 кредиторов первой очереди на 1,5 млрд рублей. Выплачивать средства пострадавшим практически не из чего. Кредиторам первой очереди до сих пор выплатили лишь мизер – по 2% и затем по 1% от суммы требований.
 
«Урайкомбанк»: признан банкротом в марте 2009 года. До сих пор следственный отдел при ОВД по Ураю ведёт предварительное расследование уголовного дела, возбуждённого по статье 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» в отношении бывшего руководителя банка, которое возбуждено по заявлению конкурсного управляющего ещё в августе 2010 года. В марте 2011 года конкурсный управляющий сообщал ещё об одной уголовке, возбуждённой в отношении бывшего руководителя банка по части 2 статьи 195 УК РФ «Неправомерные действия при банкротстве». Это дело возбудили 25 мая 2009 года. Но сейчас, в сентябре, о нём не сообщается – возможно, что дело и вовсе закрыто. В отличие от вышеупомянутых коллег «Урайкомбанк» активно расплачивается с кредиторами – он выплатил долги кредиторам первой и второй очереди. Но, судя по всему, должен кредиторам третьей очереди (это клиенты - юридические лица, бизнес). Ранее сообщалось, что долги перед ними составляют более 123 млн 776 тыс. рублей.
 
«Универсал»: признан банкротом в декабре 2009 года. 30 июня 2011 года в отношении бывшего руководства банка было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество»), которое в настоящее время находится в производстве СУ при УВД по городскому округу Первоуральска. К счастью, дело получило движение. Впрочем, заметим, что заявление в правоохранительные органы конкурсный управляющий подавал начиная с 2010 года. Здесь потери клиентов меньше, чем в других банках, - по состоянию на 1 ноября 2010 года конкурсным управляющим были установлены требования 246 кредиторов на сумму 188 335 тыс. рублей.
 
Пожалуй, единственным исключением в череде всех этих дел стала ситуация с банком «Прикамье». Недавно Ленинский районный суд Перми вынес обвинительный приговор бывшему члену наблюдательного совета банка «Прикамье» и одному из его совладельцев Александру Беклемышеву. Подсудимый признан виновным во всем 35 пунктам обвинения по ст. 159, 165,186 Уголовного кодекса РФ и приговорен к 12 годам лишения свободы. Но это решение ещё не вступило в законную силу - скоро Пермский областной суд рассмотрит кассацию на решение районного суда. Кроме того, пока не удались попытки привлечь к ответственности других топ-менеджеров этого банка.
 
В АСВ уже неоднократно поднимали эту проблему: конкурсный управляющий находит в документах признаки совершения уголовного преступления (к примеру, преднамеренного банкротства банка), приносит их в правоохранительные органы, где они и «зависают». Причину этого в АСВ прямо не называют. Глава представительства АСВ в УрФО  Андрей Сергеев говорит, что агентство может лишь констатировать факт, что зачастую возбуждённые по признакам преступлений банкирами уголовные дела не имеют хода.   
 
 В самих банках выдвигают несколько версий. В ответах правоохранительных органов по запросам конкурсных управляющих часто содержится формулировка о невозможности установить лиц, подлежащих ответственности при банкротстве банка. Это удивляет, поскольку есть все документы, в которых указаны лица, принимавшие те или иные решения, есть их подписи, выпущены соответствующие документы.   
 
Как одной из причин столь долгого рассмотрения в полиции финансовых документов неофициально называют слабую экономическую грамотность сотрудников (тем более когда речь идёт о небольших городах). Кроме того, возможно, играет роль и фактор «кумовства» - как правило, топ-менеджеры и тем более владельцы региональных банков вместе с полицейскими составляют «элиту» города и хорошо знакомы друг с другом.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Комментарии
Будьте первым! Оставьте комментарий
Перейти к комментариям