Все регионы
12:59   14 октября 2011

Югре предложили стать умнее всех

Выбор небольшой: не станет - загнется
Если ХМАО срочно не "поумнеет", то через несколько десятков лет будет выглядеть вот так
Югра остается полностью зависимой от сырьевого сектора экономики, и пока проекты по ее диверсификации не принесли удачу. При этом ключевая отрасль региона находится под натиском многочисленных проблем, которые могут снизить благополучие как Югры в целом, так и ее отдельных городов. Это подталкивает муниципалитеты, конкурируя друг с другом, выстраивать экономические стратегии, не зависящие от цен на нефть. Нельзя сказать, что все эти стратегии реалистичны и нацелены далеко в будущее. Эксперты со своей стороны считают, что муниципалитетам ХМАО вообще нужно первым в России перейти на путь «постуглеводородного» развития, используя технологии возобновляемой энергетики, стать «умными городами». Подробности – в нашем материале.  

Перспективы будущего городов, зависимых от сырьевой экономики, обсудили накануне участники Международного форума в Югре. Директор департамента социально-экономических исследований Сибнаца Ирина Артюхова заявила, что округа остается полностью зависимым от сырьевого сектора экономики, который испытывает не самые лучшие времена. «В 2009 году базовый сектор экономики обеспечил более 62% ВРП, 82% всех налоговых поступлений, доля инвестиции в основной капитал по нефтяной сфере составляет 78% от всех инвестиций в экономику региона. Доля базового сектора в экспорте региона составляет практически 100%. Более 60% населения проживает в моногородах, но это то, что утвердил Минрегионразвития, фактически в моногородах проживает гораздо больше людей. И это определяет зависимость городов от показателей работы градообразующих предприятий», - сообщила Артюхова. При этом, по ее словам, существует высокая вероятность снижения цены на нефть до 60 долларов за баррель к 2020 году, и «это существенно скажется на консолидированном бюджете ХМАО».

На фоне этой зависимости беспокоит внутреннее состояние нефтянки. В округе по-прежнему происходит усиление факторов, способствующих снижению добычи нефти. Один из них – падение добычи на базовых месторождениях региона. К 2020 году на 11 основных месторождениях Югры добыча сократится на 26% по отношению к 2010 году. На замену придут другие, но большая часть нефти на новых месторождениях будет трудноизвлекаемой. При этом происходит еще и сокращение объемов геологоразведочных работ: с 2001 по 2010 годы они упали на 77%. Следующий фактор – высокий уровень износа основных фондов. В целом нефтяные компании начинают уходить в другие регионы и страны. Даже самая патриотичная компания округа - «Сургутнефтегаз» - стала реализовывать проекты в Венесуэле.
 
Главной проблемой отрасли остается высокая налоговая нагрузка. В России доля государства в выручке от реализации 1 тонны нефти составляет 73%, в отличие, скажем, от Казахстана, где этот показатель – 46%, или от США- 35%. «При таком высоком уровне налогообложения разработка некоторых участков становится нерентабельной. Только 63% запасов в ХМАО являются рентабельными для разработки и, соответственно, инвестиционно привлекательными», - подчеркнула Ирина Артюхова.
 
При всем при этом, по ее словам, планы правительства по диверсификации экономики пока не дали никаких результатов. «На данный момент достигнут низкий уровень диверсификации региональной экономики. Ставка была сделана на три сектора - развитие горнопромышленного кластера в рамках проекта «УП-УП», лесопромышленного комплекса, развитие нефтегазопереработки и нефтегазохимии. Однако вклад в 2010 год этих диверсифицирующих отраслей в налоговые доходы консолидированного бюджета составил только 1%, в фонд оплаты труда – 2%, в инвестиции в основной капитал он сведен к нулю», - привела Артюхова удручающие цифры.
 
Итак, состояние югорской нефтянки уже не блестяще, а экономической «подушки» у округа нет. Главы городов ХМАО разделяют эту озабоченность. Почти все они разрабатывают стратегии развития, в которых пытаются обозначить другие точки роста. По словам главы Нефтеюганска Виталия Бурчевского, неравномерный приток инвестиций породил диспропорции городского развития. «Сейчас заметно значительное отставание отдельных секторов экономики. И мы намерены это исправить». Нефтеюганск, экономика которого завязана на деятельности компании «Роснефть-Юганскнефтегаз», делает ставку на повышение эффективности городского хозяйства, в том числе через проекты по энергосбережению, а также по развитию сферы услуг.
 
Заместитель главы Сургута Роман Марков тоже отметил, что городские власти уже давно пытаются предусмотреть риски, которые могут сложиться из-за смены приоритетов у «Сургутнефтегаза» или в целом на рынке углеводородов. «Сургут воспринимается как глобальная бензоколонка. Но сегодня перспективные месторождения все дальше от территории, и мы уже видим, как в городе сокращается количество тех же бурильщиков и увеличивается количество управленцев», - признал Марков.
 
У сургутской администрации, по его словам, есть четкий план развития ряда секторов городской экономики, выработана концепция, направленная на превращение муниципалитета в крупный логистический центр и на переход городской экономики к экспорту технологий. Корме того, акцент сделан на развитие ритейла и образовательных услуг. «Чтобы качественно изменить ситуацию, мы выделили спецзоны для создания логистических центров и ритейла. Мы планируем строительство еще 2-3 крупных торгово-развлекательных комплексов. Они будут находиться на выездах из города и охватят жителей городов в радиусе 500 км от Сургута», - рассказал Марков. В городе также прорабатываются планы эффективного использования городского пространства. «Важный момент – определение центра Сургута. Сегодня явно выраженного центра нет. Мы намерены создать такой центр, но из-за ФЗ-94, который не позволяет сделать качественное проектирование, мы пока этот вопрос решить не можем. Но ищем решение и намерены сделать город не только комфортным для проживания, но и красивым», - поведал Роман Марков. Он заверил, что в городе будут увеличиваться объемы строительства. Цель – европейский уровень, когда на 1 человека приходится 30 квадратных метра жилья. «Сейчас у нас показатель 22 квадратных метра, но уже к 2015 году мы его увеличим», - поделился планами представитель администрации Сургута.

Глава Нижневартовска Алла Бадина в своем выступлении согласилась, что муниципалитет по-прежнему зависим от нефтяного сектора, хотя и старается уйти от этой зависимости путем развития обрабатывающих производств, малого и среднего бизнеса - сегодня каждый четвёртый житель работает в данной сфере, и власти намерены увеличить этот показатель. В качестве примера Бадина привела внедрение новых технологий в пищевой отрасли – недавно были расширены мощности хлебозавода, а в ближайшее время заработает новый молокозавод. Кроме того, городские власти говорят о перспективе запуска ряда заводов - по производству высококачественного дорожного битума, по утилизации попутного газа, а также по переработке промышленных и бытовых отходов. Кроме того, Бадина попросила представителя Сургута скорректировать свои планы по привлечению в свои ритейловские сети жителей соседних городов, в частности, Нижневартовска, так как город намерен самостоятельно развивать торговое направление.
 
Поделился планами и Ханты-Мансийск. Столица Югры не является нефтяным моногородом, но также ищет способы наращивания своей экономической базы в обход сырьевого сектора. Как рассказал глава города Василий Филипенко, сейчас прорабатывается стратегия развития города, в которой ставка будет сделана на туризм – имеется в виду и спортивный туризм, и оздоровительный, с превращением Ханты-Мансийска в территорию санаторного типа. «У нас в стратегии даже предусмотрена железная дорога (сейчас ее в столице ХМАО нет – ред.). Конечно, это не наша компетенция. Но если удастся реализовать этот старый уже проект, то польза была бы для многих регионов. Также надо сделать более активным наш аэропорт», - подчеркнул Филипенко.
 

Эксперты, прокомментировавшие выступления муниципалов, отметили, что диверсификация - это не единственный путь «страховки» от нестабильности сырьевого сектора. И указали на опыт стран, которые из-за высокой стоимости углеводородной энергетики объявили о переходе к постуглеродному будущему. В основу своей экономики они закладывают механизмы возобновляемой энергетики, что делает экономику независимой от цен на углеводороды и потому более эффективной. Югорские муниципалитеты, полагают эксперты, могут взять на вооружение эту стратегию и стать первыми в России «умными городами». Речь идет, например, о проектах активных зданий, которые полностью находятся на автономном энергообеспечении, производят ее, потребляют и даже могут отдавать пассивным зданиям. О неуглеродном, электрическом транспорте, то есть, электромобилях, под которые создается специальная инфраструктура – сети электрозаправок. При этом активные здания и электротранспорт завязаны на общую «умную» сеть, которая может как поставлять электроэнергию в дом и электромобиль, так и забирать ее.

«Уже к 2030-м годам 80% энергобаланса США и 50% Китая будут безуглеродными. 75% автопарка Америки будет на электротяге, они отказываются от моторного топлива. 30% новых зданий в мире становятся активными – им не нужно присоединение к сетям. К 2030-40 годам этот опыт будет растиражирован. Мне кажется, что сегодня города ХМАО, которые за счет высоких цен на нефть имеют неплохие бюджеты и могут позволить себе переориентироваться на практику будущего, уже сегодня подготовив соответствующую инфраструктуру», - резюмировала представитель фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Марина Липецкая.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Комментарии
Будьте первым! Оставьте комментарий
Перейти к комментариям