Все регионы
19:46   18 октября 2011

«Я думал, сейчас заведут уголовное дело, в банк приедет ОМОН….»

Сотни миллиардов рублей из бюджета не доходят до наследников экс-вкладчиков Сбербанка. Уральцу понадобилось 2,5 года, чтобы пробить брешь в системе
Ситуация с «советскими» вкладами 91-го года и то, с какими образом государство компенсирует потери, ясно показывает разницу между рекламой и реальностью
Екатеринбуржец Пётр Иванов всё-таки сумел победить мощнейшую бюрократическо-финансовую спайку и после 2,5 года судебных мытарств и хождений по инстанциям добился от Сбербанка положенных ему по закону 5 тыс. 900 рублей. Историю о том, по чьей вине сотни миллиардов, выделенные из бюджета на компенсации по закрытым в начале 90-х вкладам в Сбербанке, не доходят до получателей, с удовольствием готовы подхватить зарубежные юристы. Но бывший майор свердловского ГУВД полагает, что с коррупцией нужно бороться внутри страны, «не вынося сор из избы». Вот только в правоохранительных органах ничего подозрительного в нарушении прав бывших вкладчиков и их родных не видят, а неофициально – просят отступиться. Подробности – в материале «URA.Ru».
 
Бывший сыщик Свердловского ГУВД майор в отставке Петр Иванов, начавший 2,5 года назад, казалось бы, неподъёмную тяжбу, сумел победить мощнейшую систему. Приз за несколько лет хождений по юристам, правоохранительным органам, политическим приёмным, а также изнуряющим судебным заседаниям – 5,9 тыс. рублей. Эти средства Пётр Иванов получил в качестве компенсации по вкладам своих покойных родителей, которые когда-то, как и все, держали деньги в Сбербанке и пострадали от денежной реформы и дальнейшей гиперинфляции, начавшихся в начале 90-х, после распада СССР.   
 
Такой награды за несколько лет тяжелой борьбы за справедливость – маловато, считает пенсионер. Он требует большего – либо изменить существующие правовые механизмы, из-за несовершенства которых сотни миллиардов рублей, выделенных из бюджета на компенсации россиянам, не доходят до адресатов, либо наказать виновных в создании коррупционной схемы.  А лучше – и то, и другое.
 
Напомним вкратце, что после объявления об обмене денежных знаков и с началом стремительного роста инфляции вкладчики побежали из Сбербанка. Часть вкладов была закрыта, часть – обесценилась, и лишь в 2007 году правительство предусмотрело компенсацию как по открытым, так и по закрытым вкладам на 20 июня 1991 года. Госвыплаты по действовавшим вкладам – акция широко распиаренная, в то время как информацию о возможности получения выплат по закрытым вкладам особо не афишируют, говорит Пётр Иванов. О такой возможности сам милицейский пенсионер узнал от сотрудников Сбербанка случайно – и уже спустя 12 лет после смерти родителей. Но оказалось, что получить деньги по закрытым вкладам совсем непросто.
 
Во-первых, совершенно непонятно, какие суммы положены наследникам. В Сбербанке объясняют это коммерческой тайной. Только позже, по требованию суда, эта сумма была запрошена в кредитно-финансовом учреждении и, знакомясь с делом, истец её узнал.
 
Во-вторых, в кредитно-финансовом учреждении требуют доказать право наследия, причём порой доходит до абсурда. По логике банкиров, за 10 лет до появления закона о компенсациях, перед своей смертью, родители Петра Иванова должны были предвидеть возможность такой государственной щедрости и оставить ему завещание даже на закрытые, не действующие вклады в Сбербанке. Петр Иванов обратился к нотариусу, где получил ответ о неправомочности требований Сбербанка. А вот в прокуратуре Орджоникидзевского района Екатеринбурга встали на сторону банкиров. И только в суде Петр Иванов смог добиться признания себя единственным наследником первой очереди и признания права на получение компенсации в Северном отделении Сбербанка в Екатеринбурге.
 
Проходя эти круги юридического ада, Пётр Иванов решил исправить не только личную, но общую несправедливость – просил в своём иске признать противоречащим закону требование банка об обязательном предъявлении «завещательного распоряжения по закрытым вкладам». По словам Петра Иванова, признание этого пункта позволило бы избежать аналогичных судебных разбирательств для всех тех тысяч людей, кто имеет подобное право требования компенсаций после смерти вкладчиков-родителей. 
 
По словам Петра Иванова, неофициально в суде ему сказали: «Вам-то какое дело до всех?» и дали понять, что удовлетворят его требования о признании наследником и выплате компенсации, если этого пункта не будет. Добиваться справедливости для всех посоветовали в отдельном иске. Под давлением Пётр Иванов согласился – не хотелось, чтобы его личное требование о компенсации осталось без движения.   
 
При выдаче денег Иванову в банке напоследок «допустили техническую ошибку» на несколько сотен рублей. Если бы дотошный юрист-пенсионер не скопировал справки из судебного дела, в котором были приложены справки Сбербанка, и не заметил «недостачу», то этот обман так остался бы нераскрытым – ведь наследникам не сообщают суммы закрытых вкладов.
 
По мнению Иванова, при такой существующей сложнейшей системе вряд ли будет много желающих обивать пороги инстанций и добиваться небольших сумм компенсаций. На это можно было бы плюнуть, но бывший сыщик поднял федеральные постановления и нашел суммы, которые выделены на подобные платежи. Так, по постановлению правительства № 1092 был предусмотрен третий этап компенсационных выплат на 2010-2012 годы, и по этому документу Сбербанк должен был получить 270 млрд рублей.
 
Поскольку получить компенсации крайне сложно, то львиные суммы средств лежат на счетах в Сбербанке или, возможно, прокручиваются, предполагает бывший сыщик. Встретив сопротивление системы, он пришел к выводу о нежелании (по крайней мере специалистов на региональном уровне) что-либо менять, а значит – есть заинтересованные в том, чтобы и дальше деньги из бюджета гражданам выделялись, но не выплачивались. «Требование завещательного распоряжения по закрытым вкладам – это преступление. Это противоречит существующему законодательству. Ссылки на банковскую тайну при запросах наследников – не правомерны, потому что речь идёт не о деньгах, принадлежащих банку или действующим вкладчикам. Речь идёт о средствах, выделенных на компенсации из бюджета, – а какая может быть банковская тайна по бюджетным деньгам? Не предусмотрено также уведомление вкладчиков и их наследников о том, что люди могут получить причитающиеся им средства. Ведь вся информация находится только в самом Сбербанке. Закрывая вклады, граждане в обязательном порядке сдавали сберкнижки, поэтому наследники умерших могут даже не знать о своих правах», - возмущается Пётр Иванов.
 
Он обращался в правоохранительные органы, в прокуратуру. «Я как бывший работник правоохранительных органов полагал, что получив от меня заявления со всеми необходимыми документами, доказывающими порочность созданной системы, будет возбуждено уголовное дело, в банк приедет  ОМОН, проведут расследование и наконец-то все, кому положены компенсации, получат доступ к этому финансовому кладбищу», - говорит Пётр Иванов.
 
Но не тут-то было. Неофициально знакомые в надзорных органах посоветовали отступиться от этого вопроса. Пётр Иванов обращался в различные политические партии – но никакого ответа получено не было. Общественники из антикоррупционных комитетов тоже быстро потеряли интерес к проблеме. Тогда пенсионер опубликовал открытое письмо в адрес заместителя прокурора РФ в УрФО Юрия Золотова, но ответ на него ждёт почти год – и, видимо, уже не дождётся из-за отставки Золотова.
 
По словам Иванова, ему советовали обратиться за юридической помощью за рубеж и даже предлагали юристов, которые бесплатно готовы инициировать скандал, но бывший милиционер считает, что нельзя выносить «сор из избы», надеется, что бороться с коррупцией начнут, наконец, его последователи и преемники в отечественной правоохранительной системе.
 
В Сбербанке с обвинениями в свой адрес не согласны. «Сбербанк России является только оператором по выплате денежных компенсаций по «советским» вкладам. Средства на эти цели выделяются правительством РФ. Порядок выплаты устанавливается российским законодательством, которому банк строго следует. Это касается и требования о подтверждении права наследования, которое необходимо в соответствии с п.6 правил к постановлению правительства РФ от 25 декабря 2009 г. N 1093», – сообщили «URA.Ru» в пресс-центре Уральского банка Сбербанка.
 
В кредитном учреждении заверяют, что банк не заинтересован в затягивании процесса выплат. Процесс выплаты компенсаций - очень трудоемкий, связан с повышенной нагрузкой на сотрудников банка и не несет для банка никакой коммерческой составляющей. «Средства от правительства на выплаты компенсации не поступают в Сбербанк единовременно, одной большой суммой, не хранятся на счетах и никуда не инвестируются. Министерство финансов РФ ежемесячно перечисляет средства банку небольшими траншами – в среднем по 100 млн рублей на территорию Уральского региона. Эти средства немедленно направляются на выплату компенсации вкладчикам и полностью целенаправленно расходуются в течение двух-трех недель после поступления. Ежегодно через банк компенсационные выплаты получают сотни тысяч людей», - отмечают в Сбербанке. 
 
Что касается частной ситуации Петра Иванова, то, по словам специалистов, Сбербанку России по закону не предоставлено право самостоятельно определять наследника, которому необходимо выплатить компенсацию по вкладу. Наследник может быть установлен нотариусом или по решению суда. В соответствии с Гражданским кодексом РФ вступить в право наследования можно через нотариуса в течение 6 месяцев после смерти владельца имущества. Если этот срок уже истек, то право наследования доказывается в суде. Это стандартная процедура вступления в права наследования, которая распространяется на любое имущество – не только на денежные средства или компенсацию по вкладу. «Таким образом, требование о подтверждении права наследования банк предъявил к П.П. Иванову абсолютно законно. На этом же основании клиенту было отказано в предоставлении информации о сумме компенсации: до момента признания его наследником эта информация не может быть ему оглашена», - подчёркивают в Сбербанке.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Комментарии
Будьте первым! Оставьте комментарий
Перейти к комментариям