19:21 01 февраля 2012
Зачем Мишарин летит в Екатеринбург? «Пилить» или «строить»?
Особое мнение Константина Киселева
Константин Киселев считает, что последние сделки свердловского правительства обязаны заинтересовать правоохранительные органы (фото Павла Мальцева)
Политолог Константин Киселев изучил программу приватизации имущества Свердловской области, а также проанализировал последние сделки, которые проводили областные власти. Вывод эксперта – нас пытаются обобрать. Разница между ценой сделки и рыночной ценой – сотни миллионов, общий недобор превысит миллиард. Если эти деньги не достанутся свердловскому бюджету, то кто их получит? И какую позицию займет Александр Мишарин: будет искать виновных или прикроет нарушения?
Почему Алекандр Мишарин летит в Екатеринбург? Почему не отлеживается? Хочет покаяться о содеянном на Серовском тракте? Едва ли. Дело уже начинают спускать на тормозах. Выбирать Владимира Путина? Кстати, именно эта версия озвучивается большинством. Тоже едва ли. Все знают, включая Александра Мишарина, что выбирать он не умеет. Рейтинг не тот. Есть еще одна гипотеза. Чисто экономическая.
За время отсутствия Александра Мишарина произошло два принципиальных события. Первое: дважды депутаты не одобрили «Программу управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества Свердловской области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов», утвержденную постановлением правительства Свердловской области 27 октября 2011 г. №1487-ПП. Одобрение – акт формальный, а согласовывать они и не должны, такие права у них отобрали. Но все одно - приятного в отказах мало. И естественно, что основания для отклонения депутаты нашли.
Второе: депутаты не назначили мишаринского руководителя Счетной палаты, т.е. человека, который может контролировать не все, но хоть что-то.
О втором факте говорили много, а вот о первом практически полное молчание. А документ интереснейший, заслуживающий детального обзора. Он объемен, в нем много замечательных вещей, требующих, на мой взгляд, внимания и прокуратуры, и ФСБ, и прочих правоохранителей. На анализ всего документа банально не хватит места, но вот некоторые вещи просто бросаются в глаза. Речь идет о планах приватизации государственного имущества на 2012-2014 гг. И даже не всего, а лишь акций, относящихся к государственной казне Свердловской области. Для понимания, сегодня нельзя просто так продать ГУП (государственное унитарное предприятие), нужно его сначала его акционировать. Некоторое время тому назад был, например, акционирован весь птицепром Свердловской области. Под предлогом улучшения управления. Как там с управлением, нужно выяснять, но то, что его уже продают, – факт. Более того, средства от его продажи уже заложены в доходы бюджета.
Итак, попробуем разобрать ситуацию с продажей акций по пунктам.
1. В приватизации нет ничего плохого. Это нормальная практика. Нужно соблюсти лишь два условия. Первое - чтобы не страдала безопасность государства. Второе - чтобы собственность продавалась по нормальной рыночной цене. За соблюдением первого условия должна бдить ФСБ. За вторым все остальные (депутаты, правоохранители и т.д.), включая гражданское общество.
2. На продажу в 2012 г. предполагается выставить (параграф 26 «Программы…») 13 пакетов акций. Большинство из пакетов на 100 %, т.е. все акции, принадлежат Свердловской области. Всем нам. От «Областной конторы пчеловодства» и «Уралсейсмоцентра» до Ирбитского молокозавода и Рефтинской птицефабрики.
3. Четыре предприятия из 13 еще не преобразованы из ГУПов в ОАО. И, по большому счету, их номинальная стоимость еще не известна. Не определены в «Программе…» ни стоимость акций, ни их количество.
4. Номинальная стоимость остальных 9 пакетов – 6 миллиардов 270 миллионов 828 тысяч 020 рублей. И тут начинаются чудеса. Оказывается, что правительство задумало продать эти акции даже не по номиналу. А много ниже! От продажи всех 13 пакетов акций предприятий (даже еще тех, что не прошли акционирование) планируется получить всего 5 миллиардов 419 миллионов 450 тысяч рублей. Что на 851 миллион 378 тысяч и еще 20 рублей меньше! А это 13-14 процентов. Я могу понять 20 рублей, забытых из-за невнимательности. Хотя и их жалко. А тут почти миллиард без учета еще 4-х предприятий: «Медтехники», «Сейсмоцентра», «Пчеловодства» и Ирбитского молочного завода. Можно смело накидывать еще миллионов 500. И тогда вопрос: а почему примерно 1,2-1,5 миллиарда народных денег не учтены в программе? Их куда? Недельскому? Гредину? Или повыше? Или в общак на распил? Или на выборы?
5. Но и это игрушки. Очевидно, что акции имеют рыночную стоимость, ибо рыночную стоимость имеет имущество и земля под приватизируемым объектом. Например, имущество Рефтинской птицефабрики стоит выше, чем имущество птицефабрики Свердловской. Но вот земля под Свердловской много дороже земли под Рефтинской. И все эти стоимости не статичны. Если, например, Екатеринбург получит всемирную выставку, то земля под Свердловской птицефабрикой вырастет в разы.
Проще говоря, номинал пакета акций и реальная рыночная стоимость – разные вещи. Казалось бы, слово должен сказать рынок. Но в данном случае едва ли так получится. Дело в том, что МУГИСО им. Недельского уже заложило в план стоимость акций ниже номинала. (См. предыдущий пункт).
6. Какова же реальная стоимость акций? По всем объектам проконсультироваться у специалистов не получилось, но вот по Рефтинской удалось. Итак, оценка МУГИСО по номиналу – 1 миллиард 695 миллионов 596 тысяч рублей. Независимые экономисты в Екатеринбурге дали оценку в 4,0 – 4,5 миллиарда, а «заинтересованные», но знающие предмет лучше, рефтинские – 5,0 – 5,5 миллиарда. Могу понять разброс в оценках в 20 процентов, но то, что МУГИСО занижает оценку в 3-3,5 раза – выше всякого понимания. Кроме одного: кому-то это выгодно. Вопрос: кому?
7. По моей просьбе была проведена очень сырая, не идеализирую, оценка тех убытков (в виде недополученных доходов), которые понесет область в результате приватизации в 2012 г. 13-ти объектов по заявленным ценам. Среднее значение – 8-9 миллиардов рублей. И это только по одной статье! Только от продажи акций! А там еще земля и многое иное, весьма интересное.
8. Если кто-то сомневается, то приведу недавний пример. Это так, как говорится, по мелочи. Осенью – зимой 2011 г. были проданы пакеты акций, принадлежащие Свердловской области, в торговых центрах «Успенский» и «Европа». Это для сравнения, ибо находятся они рядом.
В первом было продано чуть более 4 тысяч кв.м. Во втором - 4 648 кв.м., т.е. 1/7 часть. Первый относится к классу Б, второй – либо Б+, либо даже А. Впрочем, очевидно, что «Европа» современнее, привлекательнее, лучше. И при этой разнице за долю в «Успенском» было получено примерно 260-270 миллионов, а за бОльшую долю в лучшем центре – всего 186 миллионов 100 тысяч 102 рубля и 18 копеек. Вопрос: и почему? И вновь обратимся к экономистам. Специалисты утверждают, что, во-первых, была занижена арендная прибыль, поступаемая от «Европы» в областной бюджет, во-вторых, завышена стоимость услуг по обслуживанию областных площадей (примерно в 3 раза и то, и другое), в-третьих, область не требовала выдела доли в натуре, что было возможно, ибо области принадлежал памятник, от которого остался лишь фасад, выходящий на ул. Ленина. И если бы эти условия были соблюдены, то стоимость этого областного имущества поднималась бы до 450-500 миллионов рублей.
Если кто сомневается, то вот еще одно доказательство. Я не идеализирую эту сделку, но все же: администрация Екатеринбурга продавала «помещения, расположенные в здании по адресу пр-т Ленина, д. 24-а/ ул. 8 Марта, д. 8-б/ пер. Банковский, д.1», обремененные залогом, за 67 760 000 рублей. Покупатель - ОАО «Центральный Универмаг (пассаж)». Цена за метр с НДС составила более 95 тысяч рублей. А новую «Европу» отдали за 40 тысяч, т.е. примерно в 2,5 раза дешевле. Другими словами, если бы метр «Европы» уходил по цене в 95 тысяч, то стоила она бы более 440 миллионов рублей. И никак не 186.
Сколько потерял бюджет? Скромно – 200 миллионов. По гамбургскому счету – все 300. Кто из депутатов голосовал за сделку? Кто из правительства ее проталкивал? Мне кажется, что повод для вмешательства правоохранителей имеется.
9. Кто занимается приватизацией? МУГИСО, о котором уже говорили, и Фонд имущества Свердловской области. Попробуйте найти на его сайте хоть какую-то полезную информацию по прошедшим торгам. Ее минимум. Возможно, что это не случайно.
Кроме того, вопросы: а почему только Фонд продает областное имущество? По закону это могут быть иные организации. Более того, таких организаций должно (опять-таки по закону) быть несколько, чтобы был выбор. Сегодня у нас ситуация сознательно созданной монополии. Это ли не повод обращаться хоть к правоохранителям, хоть в антимонопольные службы? Пропускать миллиарды рублей через одну структуру… Есть сомнения как минимум в целесообразности. И подозрения в большем.
10. Чуть-чуть о перспективах. Если сравнивать планы на приватизацию по годам, то если в 2012 г. планируется получить примерно 5,5 миллиарда рублей, то в 2013 г. – всего 1 миллиард, а в 2014 г. – жалкие 230 тысяч. И вновь вопрос: куда спешим? Или действующая областная команда просто желает резко все попилить и свалить из области? Судя по планам, это вполне можно предположить. Подозрения закрадываются. А как иначе?
11. Что делать?
Во-первых, остановить программу управления собственностью во что бы то ни стало.
Во-вторых, провести тщательное расследование деятельности тех, кто ее продвигал. Депутаты от оппозиции имеют для этого все возможности.
В-третьих, попытаться оспорить сделку с «Европой» и иные аналогичные. Основания есть.
В-четвертых, вернуть полномочия по утверждению таких программ и сделок Законодательному сбранию.
В-пятых, необходимо ряд объектов перенести в число тех, что не подлежат приватизации.
И в заключение - вновь о Мишарине. Летит он для того, чтобы поучаствовать в приватизации, чтобы без него не смели «пилить»? Или все же разобраться? Чтобы построить, наказать дорвавшихся и зарвавшихся?
P.S. Все, что выше, – цифры и факты. Все данные открыты. Теперь гипотезы. Только о птицепроме. Правдоподобной выглядит гипотеза о том, что через год-два область останется без птицепрома вообще. Не просто областная казна, но вся область. Кто может купить дешево Рефтинскую? Не исключено, что челябинские предприниматели (О.Колесников, «Уралбройлер»). И совсем не за тем, чтобы развивать. Дело в том, что продукция челябинцев много дешевле нашей. И им объективно просто выгодно угробить производство и завозить в область свою продукцию, не имея конкуренции. Чтобы сделать Рефть более рентабельной, то в фабрику нужно вкладывать, а это много сложнее.
Свердловскую могут купить те, кто заинтересован в земле. Особенно если она подорожает в связи с ЭКСПО или очередным ИННОПРОМОМ. С другими может случиться что-то подобное. Пока же информации о потенциальных покупателях не видно. Все в тишине, все кулуарно. Все по-мишарински. Или все же по-мугисошному?
P.S.S. Птицепром, подозреваю, может стать не самой яркой страницей в обирании Свердловской области. Впереди еще несколько очень любопытных сегментов собственности, готовящейся к приватизации. Это и «Монетный щебеночный завод», и «Газовые сети», и иные объекты. Ситуация с каждым из них близка к детективной и требует самостоятельного расследования. Информация уже поступает.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Будьте первым! Оставьте комментарий