19:12 06 февраля 2012
Как Путин Розу спасал. Спектакль в трех действиях с прологом и эпилогом
Жители ошеломлены, глава в больнице, журналисты попали под раздачу
Чем ближе выборы, тем сильнее связь Владимира Путина с волшебными силами
Маленький поселок Роза в Челябинской области, названный в честь пламенной революционерки Люксембург, до сих пор обсуждает субботнее событие – молниеносный визит премьер-министра Владимира Путина. Пробыв там 2 часа 15 минут, премьер в своей фирменной манере с ходу решил проблему, мучившую местных жителей с десяток лет. Теперь, проведя в ожидании «волшебника» семь часов, да еще в промерзшем спортзале, они думают лишь об одном: только бы не обманули! Подробности в материале «URA.Ru».
Пролог
Похоже, что информацию о предстоящем визите Владимира Путина в Челябинскую область, точнее в Коркинский район, старались держать в секрете до самого последнего дня. Ради эффекта: не ждали, а он приехал и всех спас! И все-таки полностью скрыть подготовку к явлению самого важного гостя оказалось невозможно, сведения таки просочились в массы. Этому поспособствовала серия сюжетов о проблемах поселка Роза в федеральных СМИ – они стали поводом для проверок со стороны следственного комитета по Челябинской области (хотя о сползании поселка в Коркинский угольный разрез местная пресса писала до этого неисчислимое количество раз). Да и официальные источники информацию о визите если не подтверждали, то и не опровергали.
Действие первое
Наконец в пятницу началась аккредитация СМИ, стало ясно: едет! «Оденьтесь потеплее!» - предупреждали пишущую и снимающую братию: субботний день на Южном Урале выдался морозным, под минус 30. Тогда же, в пятницу, в дома жителей Розы начали заглядывать полицейские, изымали охотничьи ружья. Во все поселковые учреждения поступила разнарядка – выделить по несколько благонадежных человек для участия во встрече с премьером. Далее список «шерстили» в администрации района, затем его «редактировали» в Федеральной службе охраны. В итоге в «реестр» попали руководители школ и нескольких предприятий да с десяток рядовых жителей, из числа тех, кто «лишнего не ляпнет».
Тут можно выразиться только словами руководителя путинского штаба режиссера Говорухина: «Так жить нельзя!»
Субботним утром жители поселка обнаружили, что всюду стоят машины ДПС. Тем, кто выходил из дома, приходилось по указанию полицейских брать с собой паспорт. А к полудню стали предупреждать: «Лучше вообще не выходите, а то обратно только поздно вечером попадете. Магазины все равно закрыты». Таким образом, Роза оказалась во временной блокаде – все подъезды и выезды перекрыли, ни выехать, ни въехать. На трассе М5 (Роза располагается поблизости) постоянно скапливались огромные пробки.
Челябинских журналистов привезли на место, в здание училища, выбранного для встречи Путина с народом, примерно в 13.30.
- А он уже прилетел? Когда все начнется? – спрашивали они у местных чиновников, озабоченно снующих по коридорам училища.
- Нет еще. Вот-вот из Москвы вылетает, - отвечали чиновники на бегу.
Журналисты закурили. Сначала бегали «под лестницу». Но потом всех быстро отправили дымить на улицу. Представитель ФСО, не церемонясь, назвал журналистов-курильщиков «свиньями» за то, что те бросали «бычки» мимо урны.
- А повежливей нельзя? - обиделась одна дама, кстати, не курящая.
- Назовите ваше имя, и мы с вами пообщаемся отдельно! – грозно сказал «фсошник» и удалился. Вскоре после этого курить запретили совсем.
Пришлось изучать закоулки училища. В умывальной - несколько старых жестяных раковин, из кранов, как в старых коммуналках, струится холодная вода. На первом этаже было необычайно холодно. Выяснилось, что здание отапливается от угольной котельной, а она не справляется. В спортзале, где предстояла судьбоносная встреча, без верхней одежды можно было застыть. Как там занимаются учащиеся – загадка. Почти 70 человек с полудня просидели в этом неотапливаемом зале, ожидая премьера.
- Нам сказали прийти к половине двенадцатого, с паспортами. Конечно, очень хотелось на Путина поглядеть, но зачем так рано нас собрали? Ладно, хоть догадались для нас чай горячий приготовить, бутерброды сытные, а то бы мы вообще околели, - поделилась с «URA.Ru» одна из участниц встречи.
«Собрать попозже», видимо, было нельзя. С 13 до 15 часов пропускали прессу. А в 17.30 приехал «сам». Ну как тут втиснуть «личный досмотр» семидесяти человек? Вероятно, ФСО решило, что ничего страшного, если люди подождут – в конце концов, не каждый же день Путин к ним приезжает!
Действие второе
Наконец процесс пошел. Телеоператоры федеральных каналов подхватили свои камеры и ринулись к угольному разрезу, куда уже подъезжал правительственный кортеж. Владимир Путин предупредил возможное ЧП, отогнав операторов от края котлована: «Вы там поаккуратнее, а то еще свалитесь!». Можно представить, какую «головную боль» представляет эта «самая глубокая рукотворная яма в Евразии», как назвал ее Владимир Путин, для родителей поселка. К счастью, пока обходится без серьезных происшествий.
Каждый министр предложил свой «волшебный горшочек» для спасения жителей Розы
Дом, куда после осмотра разреза отправился Путин, находится в 300 метрах от карьера. Несколькими днями раньше он был показан в эфире телепрограммы «Время». Местная жительница Любовь Ветрова, ставшая героиней телесюжета, в очередной раз продемонстрировала щели в стенах, рвущуюся электропроводку и осыпающийся потолок. В это время глава района Геннадий Усенко сидел в одном из кабинетов училища и нервно поглядывал на своих соседей – первого вице-премьера РФ Игоря Сечина, главу Минрегионразвития РФ Виктора Басаргина, министра финансов РФ Антона Силуанова, министра энергетики РФ Сергея Шматко, министра по ГО и ЧС Сергея Шойгу, руководителя Ростехнадзора Николая Кутьина, уральского полпреда президента Евгения Куйвашева, губернатора Челябинской области Михаила Юревича и директора «Челябинской угольной компании» Константина Струкова.
У Усенко был повод нервничать. В свое время жителей «показательного» дома пытались переселить, но помещения, которые им предоставляли, были ничуть не лучше – батареи лопнули, полы вздулись. Люди отказались. А программе «Время» глава района по простоте душевной заявил: «Ну, раз, мол, хотят жить в прежнем доме, то, наверное, могут там жить». Тревога Усенко была не напрасной.
- Слушайте, ну хоть такие вещи надо отслеживать! Я уже не говорю про региональные и местные власти. У вас хоть совесть-то есть, нет? – обрушился на Юревича и Усенко Владимир Путин, появившись в кабинете.
Юревич промолчал. Напоминать о том, что именно он, став губернатором, поднял «бучу», забросав федеральное правительство письмами о проблемах поселка Роза, не стал. Усенко тем более не издал ни звука. И вообще ни разу не высказался в течение всего совещания. И местные журналисты тут же стали делать ставки – снимут Усенко с должности или нет?
Тем временем перед журналистами разворачивалось удивительное представление в духе «что надо, новый хозяин?». Министр Шойгу говорил о том, что трещины в домах растут. Глава Минфина Силуанов вслед за этим пообещал выделить на переселение обитателей аварийных домов необходимые суммы (цена вопроса 27 млрд рублей). Виктор Басаргин доложил, что проект соответствующей программы уже готов. Юревич пообещал расселить первый дом, тот самый, где побывал Путин, уже до марта, подобрав квартиры в Челябинске. Своего рода сенсацией стало заявление Сергея Шойгу, что до Коркинского разреза докатились отголоски декабрьского землетрясения в его одной Тыве.
- А почему Юревич не скажет, что трещины растут еще и из-за взрывов на Чебаркульском полигоне? – удивлялись некоторые журналисты, следившие за трансляцией совещания. – Это же очевидно! Сколько жалоб было из Коркинского района…
- Наверное, просили эту тему не трогать, - пожимали плечами другие. – Не стали одно с другим мешать. Все равно начнут переселять, какая теперь разница.
Потом Владимир Путин спустился в спортзал, где все это время мерзли избиратели. Народ, похоже, «пересидел». И, выслушав обещания премьер-министра всех переселить в безопасные места, даже не сразу сообразили, что надо бы зааплодировать. После порции аплодисментов от «лучших людей поселка» поступило только два вопроса – и вовсе не про Чебаркульский полигон. Один весьма странный – правда ли, что в Коркинском разрезе захоронят радиоактивные отходы? Эту байку ни разу не слышали даже вездесущие журналисты, и Путин с готовностью и с улыбкой опроверг фантастические слухи. Второй вопрос касался будущего Коркинского разреза. Местный уголь малорентабелен, и перспективы занятости волнуют жителей не меньше, чем «квартирный вопрос». Путин пообещал, что разрез как предприятие сохранится.
Действие третье
- А почему вопросов-то так мало было? – поинтересовался корреспондент «URA.Ru» у одной из участниц после встречи.
- Да сами не знаем. Как-то все растерялись…Ждали-ждали Путина. А как он появился - все просто обалдели.
- А вопросы-то согласовывали?
- Нет! В том-то и дело! Мы думали, нам скажут: про что можно спрашивать, а про что нельзя. Но никто ни о чем не предупреждал. Но жалко его стало. Целый день работал, а мы его будем в холодном помещении держать. Да и сами уже домой хотели.
- А мы думали, вы на главу района жаловаться станете. Или на губернатора.
- Да тех, кто мог бы жаловаться, не позвали, - призналась собеседница. - А остальные надеются, что и без нас Усенко снимут. На губернатора вроде незачем жаловаться. Он и сам Усенко ругает. А наши местечковые проблемы - что главу поселка уморили (39-летний Михаил Андреев скончался в прошлом году после операции – ред.), что поселковых депутатов разогнали, что без бюджета живем - Путину не интересны. Лишь бы нас действительно переселили, не обманули.
«Лишь бы не обманули!» - это общее настроение в сотне семей, которым пообещали расселение в ближайшие полгода. Этого момента они ждали лет десять.
- Честно говоря, хотелось бы, чтоб нормальное жилье дали. У нас большая квартира, 84 квадратных метра. Надеемся, что новое жилье будет не меньшей площади, - говорит «URA.Ru» жительница дома № 44 по улице 50 лет Октября. – В пятидесятых годах дом построили. Ни разу после этого не ремонтировали. Трещины в стенах не меньше, чем в доме, где Путин побывал. А вы еще не знаете, как будет все происходить?
Люди, ожидавшие Путина в холодном спортзале семь часов, остолбенели от обещаний и даже забыли поаплодировать
- Не знаем. А вам не говорили? Представители областного минстроя уверяют, что уже встречаются с жителями, объясняют, какие документы надо готовить.
- Никто с нами не встречался, ничего не рассказывал.
- А что, действительно все так плохо, неужели все вот-вот рухнет?
- Ну, не сию минуту, но уже близко к этому. Особенно после того, как на Чебаркульском полигоне взрывать начали. Когда в карьере взрывы, и то дома трясутся, а теперь особенно.
- Обязательно надо было Путина дожидаться? Народ не возмущается, что его проблемами пользуются перед выборами?
- Да пусть пользуются. Лишь бы толк был. Возмущает только, что долго ничего решить не могли, надо было до крайности довести.
Эпилог
Как видим, народу предвыборные игры малоинтересны. Удалось «попасть в тему» - и прекрасно. Что дальше? Глава района Геннадий Усенко, болтают жители, срочно ушел на больничный. А Юревич завтра едет в поселок Роза – он лично возглавил штаб по переселению жителей.
- Известно, что премьер-министр Путин любит эффектные сцены перед телекамерами в стиле «грозный руководитель распекает нерадивых подчинённых и на ходу решает важную проблему». На самом деле, естественно, сами проблемы тщательно отбираются заранее, а суровая критика - не более чем разыгранный спектакль для рядового обывателя, не имеющий никаких неприятных последствий для объектов критики. Так было не раз. Классический пример - в Пикалево с Дерипаской. Да и челябинскую историю с путинским пляжем тоже можно вспомнить, - вспоминает политолог Александр Мельников. - Наверняка Юревич, в январе обсуждавший проблему поселка Роза с вице-премьером Сечиным, а сейчас готовившийся к блиц-визиту Путина, был предупрежден о готовящейся пиар-взбучке. Правда, смущает, что история эта начала развиваться странным образом. Область должна срочно найти 2 млрд рублей для софинансирования, губернатор дает поручение пересмотреть расходную часть регионального бюджета. Этот момент слабо вписывается в агитационную логику. Ведь жители области могут посчитать, что власть дополнительно залезет в карман каждого из них, сэкономив на финансировании социально значимых программ.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Будьте первым! Оставьте комментарий