Все регионы
18:33   14 мая 2012

«Между Юревичем и омбудсменом пробежала черная кошка….»

А все так красиво начиналось!
Первый по-настоящему серьезный конфликт разгорается между властями Челябинской области и уполномоченным по правам человека в регионе Алексеем Севастьяновым. Причем суть спора практически не выносится на публику, все в кулуарах. А в этот конфликт, между прочим, втянуты госкорпорация Росатом и четыре тысячи жителей Южного Урала. Подробности - в материале «URA.Ru».
 
Вот уже почти два месяца в министерство по экологической и радиационной безопасности Челябинской области идут письма от жителей трех сел Красноармейского района – Русская Теча, Нижняя Петропавловка и Бродокалмак. Селяне спрашивают: «А когда нас будут переселять? Говорят, что новые дома дадут или деньги большие…».
 
В министерстве поначалу отвечали – мол, никакого переселения не планируется. Потом  вовсе перестали отвечать. Министр Александр Галичин даже направил запрос начальнику государственно-правового управления региона Ольге Козловой, чтобы выяснить, а если у правительства области какие-либо юридические основания, чтобы вести такой процесс переселения в рамках реабилитации территорий, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие аварии на ПО «Маяк» в 1957 году?  Козлова ответила, что эти три села в настоящее время не входят ни в так называемую зону отчуждения, откуда людей надо вывозить немедленно, ни в зону отселения, ни в зону проживания с правом отселения. К слову, статус зоны отселения был у села Муслюмово, ныне практически исчезнувшего с карты области, – жители перебрались в новые дома. Самое главное – Русская Теча, Нижняя Петропавловка и Бродоколмак относятся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.  Изменить этот статус можно только на федеральном уровне. Но только в том случае,  если радиационный фон в селах будет превышать нормы во много раз.  А фон в этих селах, согласно данным Роспотребнадзора, за последние десять лет, по ежегодным замерам, составляет от 0,049 до 0,173 одного кубического метра допустимой радиации в год. Причем в старом Муслюмово, в том самом, что переселили, этот показатель в 2010 году составлял 0,431.
 
Таким образом, никаких оснований для того, чтобы начать процесс отселения Русской Течи, Нижней Петропавловки и Бродоколмака, вроде бы и нет. Почему же жители стали паковать чемоданы?
 
 
Чуть больше двух месяцев назад, 7 марта, в правительстве Челябинской области состоялся круглый стол с участием представителей Росатома, уполномоченного по правам человека в регионе Алексея Севастьянова, депутата Госдумы Максима Шингаркина, чиновников областного министерства по радиационной и экологической безопасности, экологов-общественников, в то числе «Гринписа». Обсуждали опыт переселения Муслюмово. С оговорками, что не все было гладко, что несколько миллионов рублей из средств фонда переселения было похищено, опыт признали, если и не самым удачным, то  приемлемым.
 
Вот тогда-то Максим Шингаркин, он же лидер экологического движения «Гражданин», и заявил впервые, что теперь пора переселять Русскую Течу, Бродоколмак и Нижнюю Петропавловку. Омбудсмен Алексей Севастьянов эту идею поддержал. Присутствующие на круглом столе представители Росатома, впрочем, горячего желания немедленно начать процесс переселения не высказали. Начальник отдела радиационной безопасности областного минэкологии Татьяна Мешкова поспешила тогда уточнить, что эти поселки, расположенные в Красноармейском районе,  не попадают под переселение, так как  не имеют такого статуса, какой имело расселенное Муслюмово. В ответ Шингаркин стал говорить о том, что в еще  2008 году Дмитрий Медведев на встрече с экологами Южного Урала заявил, что 400 тысяч жителей Челябинской области живут на пораженных радиацией территориях и с этим надо что-то срочно решать. Более того,   область обязана прислушаться к словам Медведева и самой начать расселение.  Впрочем, как впоследствии выяснило «URA.Ru», подобных поручений Медведев правительству региона не давал. Да и цифр таких не называл. 
 
 
Тогда, на заседании в правительстве области, слова депутата Госдумы никто не успел опровергнуть. Общественники оживились и стали говорить о том, что хорошо бы поставить процесс переселения на контроль со стороны экологов, дабы не было «ляпов». Корреспонденту «URA.Ru» Шингаркин позже, комментируя свою идею, заявил, что область может принять свой закон, на основании которого следует начать реабилитацию сел, в том числе и  процесс отселения. Вопрос о том, как принять областной закон, если нет соответствующего федерального норматива, остался открытым.  Но сюжет про круглый стол попал в СМИ, и началось… В Русской Тече проживает примерно 1 тысяча 800 жителей, в Нижней Петропавловке - 300, в Бродоколмаке – 3 тысячи 700 человек. Практически все жители  поверили, что скоро справят новоселье.
 
- Звонят, к примеру, из Русской Течи в министерство по экологии и спрашивают, а что будет, если в доме, который станут отселять, пропишут 15 человек, три или четыре семьи, всем семьям новые дома построят? Им отвечают, что никого никуда отселять не собираются, они не верят. Говорят, что уже на чемоданах сидят, - рассказывает «URA.Ru» один из чиновников министерства. – Просто не знаем, что теперь делать. Народ же волнуется.
 
Народ понять можно. В Муслюмово, напомним, взамен снесенного дома строили новый дом в Новомуслюмово или давали компенсацию на приобретение жилья. И большинство  переселяемых  тогда явно выгадало. Чем плохо получить за старый дом, к примеру, в Нижней Петропавловке, сумму, за которую можно купить приличную квартиру если не в Челябинске, то в Копейске или Коркино?
 
- Сразу же после того, как сюжет прошел по телеканалам, ко мне пришли жители и стали спрашивать, когда им дадут жилье, - рассказывает «URA.Ru» глава Русскотеченского поселения, в состав которого входят Русская Теча и Нижняя Петропавловка, Татьяна Граханова. – Я отвечаю, что никто села сносить не собирается. Иначе Росатом не стал бы вкладывать в нас средства.
 
- А что, Росатом вкладывает в ваши села средства?
 
- Конечно. На деньги Росатома тянут газопровод, строят новый водовод, асфальтируют дороги. Ну разве стали бы впустую такие средства выбрасывать?
 
- А общественники из Москвы, из фонда «Гражданин» или «Гринписа», у вас в этом году не появлялись? Они разве не знают, что Росатом тратит средства на благоустройство?
 
- Да что-то не припомню, чтобы к нам кто-то приезжал, - призналась глава.
 
Примерно такая же ситуация в Бродоколмаке. Жители ждут переселения, а Росатом вкладывает средства в благоустройство села.
 
- Лично разубеждал жителей, что никто никого переселять не будет, но все на что-то надеются, - говорит «URA.Ru» глава Бродоколмакского сельского поселения Михаил Дегтярев.
 
О ситуации в Русской Тече, Нижней Петропавловке и Бродоколмаке уже поставлен в известность губернатор Михаил Юревич и он довольно жестко выразился в адрес Севастьянова: «Заварил кашу! Область подставил! Он в белом, а мы злодеи, потому что вроде как на людей плюем…». Говорят, что до поры до времени Севастьянову, которого именно Юревич сделал обмудсменом, вход в кабинет главы региона заказан. Впрочем, сам Алексей Севастьянов считает, что никакого конфликта нет.
 
- Да мне все равно, по какому закону людям помогут. По областному, по федеральному. Но проблему надо решать. Есть Росатом, который несет за людей этих трех сел ответственность, пусть ими и займется, - говорит «URA.Ru» Алексей Севастьянов.
 
- Ну нет никаких законных оснований села расселять. Если Госдума примет по ним закон, тогда  и будут основания. Пусть Шингаркин инициирует принятие такого закона, - не скрывают своего раздражения в Росатоме. – А так народ взбудоражили, и сейчас в селах вакханалия начинается с недвижимостью.
 
И действительно, вакханалия. В дома начинают прописывать дальних родственников. То есть ситуация развивается по муслюмовскому сценарию. К слову, в доме главы Муслюмово к началу процесса переселения оказалось прописано 19 человек! И, как потом выяснилось, напрасно. Количество проживающих никакой роли не играло – взамен старого дома давали или один миллион рублей, или строили новый дом.
 
Сегодня в «переселяемых» селах появились риелторы, которые пытаются скупать дома и участки за копейки, надеясь заработать на  ажиотаже. Кроме этого, в селах появились семьи из Копейска, купившие совсем ветхие здания на полученный материнский капитал. Поддались на уговоры риелторов, пообещавших им, что жить в халупе придется недолго, скоро дадут новое жилье в рамках переселения. Только этого «скоро», скорее всего, не будет.
 
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Комментарии
Будьте первым! Оставьте комментарий
Перейти к комментариям