18:28 18 июня 2012
«Я - не революционер, я не устраивал перевороты и не вижу в себе возможностей для борьбы»
Опальный пермский вице-премьер - о своей дальнейшей карьере, попытках достучаться до Басаргина и будущем пермского культурного эксперимента
Борис Мильграм считает, что заслужил благодарности за свою работу
Судьба пермского культурного проекта решится буквально в считанные дни. До конца июня губернатор Виктор Басаргин обещал завершить формирование правительства, и скоро станет ясно, останутся ли во власти идеологи пермского эксперимента. Вице-премьер краевого правительства Борис Мильграм в интервью «URA.Ru» рассказал о попытках наладить диалог с новой властью и о том, что ждет Пермь в случае, если контакт так и не состоится.
- Вы были одним из первых членов правительства, кто заявил, что не видит для себя будущего в кабинет министров губернатора Виктора Басаргина. Вам не предлагали продолжить работу в правительстве после этого заявления?
- Нет. Никто мне ничего не предлагал.
- Если вы не останетесь в правительстве, то чем планируете заниматься?
- Пока еще не знаю. Есть масса интересных дел, в том числе и по развитию культурного проекта, по брендированию городов, по маркетингу городских пространств. Также есть проекты, связанные с преподавательской деятельностью, с театральной деятельностью. Я еще не знаю, нужно отдышаться сперва от этой истории, я все-таки всецело отдавался этому проекту, в течение ряда лет.
- Вы заявляли только о намерении уйти, но заявления об отставке вы не писали?
- Нет, у меня же сейчас идет проект, я не могу его бросить. Вот он завершится, и я думаю, что наступит момент разрешения ситуации. С другой стороны, мне бы хотелось дождаться какой-то реакции со стороны нового управляющего. Дело в том, что я, как мне кажется, очень досто йно отработал, есть результаты этой работы. Я очень открыто и честно делал то, что считал правильным. Чего ж мне бежать? Мне кажется, я вправе дождаться того, чтобы мне сказали, допустим, «спасибо», а уж потом «до свидания».
- То есть пока, вы считаете, никакой реакции со стороны руководства нет?
- Нет, абсолютно никакой.
- А какие ключевые проекты сейчас под угрозой отмены из-за предполагаемой смены курса, вы можете их перечислить?
- Это всевозможные фестивали, которые были поддержаны и развиты краевой властью за последние годы, это строительство новой сцены Оперного театра, вообще весь проект Курентзиса с его новым оркестром и хором. Далее - строительство и реконструкция Речного вокзала – музея современного искусства, строительство нового аэропорта по проекту испанского архитектора Рикардо Бофилла, строительство нового здания Пермской художественной галереи по проекту Петера Цумптора и даже мастер-план Перми. Все это находится в некотором подвешенном состоянии, все ждут.
- Хорошо, а с другими идеологами культурного проекта – с Маратом Гельманом, Александром Протасевичем, Николаем Новичковым, с тем же Олегом Чиркуновым – вы обсуждали будущее проекта или каждый сам по себе теперь?
- Почему, сам по себе…Мы обсуждали, мы не понимаем пока будущего проекта. Мы пытаемся обнаружить сейчас какие-то возможности контакта с новой администрацией, но пока они не обнаруживаются.
- Но ваша коалиция, вы все пытались как-то инициировать встречу с Басаргиным, настоять на том, чтобы реакция проявилась?
- Насколько я знаю, Общественная палата просила его о встрече по вопросу культуры, по-моему, эта встреча не состоялась. Депутаты Заксобрания совместно с нами разработали концепцию программы инноваций в сфере культуры, они также хотели встретиться с губернатором, чтобы представить ему этот проект. Эта встреча также пока не состоялась. Он ее переносит бесконечно. Наверное, он занят, у него есть много других задач, которые он пытается постигнуть.
- Мне просто интересно. Вы писали в блоге, что беспокоитесь за дальнейшую судьбу проекта, но при этом сами не хотите оставаться в правительстве. Марат Гельман беспокоится за проект, министр культуры Александр Протасевич, исполнительный директор оперного театра Анатолий Пичкалев. Но никто ничего не предлагает при этом. Может, стоит как-то побороться за проект, пора переходить к каким-то активным действиям?
- Ну, понимаете, я не очень понимаю, как нужно бороться. Вот сейчас, например, идет пик этого проекта, идет фестиваль «Белые ночи в Перми» - совершенно беспрецедентный фестиваль. Месяц в городе идет активная жизнь, искусство в Перми живет этот месяц, здесь находятся люди, которые увлечены этим. За время фестиваля городок «Белых ночей» на пермской эспланаде посетили более 800 тыс. человек. Не говоря о том, что работают и другие площадки, Пермская филармония, все театры и выставочные залы – огромное количество мероприятий проходит и везде можно видеть счастливые лица людей.
Вот это то, что пермский культурный проект предложил на сегодняшний день. А бороться должны, я не знаю, граждане, в хорошем смысле этого слова. Они должны заявить, что им это надо. Это, конечно, в том случае, если кто-то хочет у них это отнять. Ведь вполне возможно, что никто не хочет ничего отнимать. Просто (со стороны губернатора – прим. ред.) есть какие-то странные заявления, они такие туманные очень. Типа того, что уберут из города арт-объекты (на последней встрече с единороссами Виктор Басаргин не исключил, что все уличные арт-объекты будут перенесены в музей современного искусства «PERMM» - прим. ред.), что фестиваль «Белые ночи» будет переформатирован, они не будут проходить на улицах, а будут проходить в помещениях. Вот эти заявления, они, честно говоря, непонятны: уберут – что поставят, чем фестивалю плохо на улице, почему нужно оттуда уходить, если люди наоборот хотят выйти из дома на улицу. Хотя эти заявления не аргументированы пока, они довольно формальны и вполне возможно, что за ними ничего не стоит и не последует.
- Ну, хорошо, предположим, простым пермякам перемены в культурной политике не нравятся, но как они должны об этом заявлять. Может сначала деятели культуры об этом прямо заявят?
- И граждане, и культурные деятели – все должны как-то выразить свое мнение. То есть, если у людей что-то отнимают, а они не хотят это потерять, то они должны об этом сказать. Что касается меня, то я не вижу у себя возможностей для борьбы. Понимаете, я ведь не выдавал себя за революционера, я не устраивал перевороты. Я просто строил такую культурную жизнь, которая сейчас есть. Мне кажется, что людям она подходит. А дальше пришла другая власть, которая вправе решать, кто этим должен заниматься, и будут ли этим заниматься дальше. А люди и деятели культуры должны на эти решения отреагировать. Вот и все.
- В свое время одной из основных претензий противников культурного проекта было то, что какие-то спорные идеи реализуются за счет краевого бюджета. Может быть, сейчас ради сохранения проекта стоит поискать и предложить губернатору какой-то другой вариант?
- Можно не делать спорных вещей вообще, то есть не делать практически ничего и стать той Пермью, которая была до нас. Бесспорного в культуре не бывает, кому-то это все равно будет не нравиться, это нормально. Споры порождают конкуренцию. А возражать, говоря, что нужно все закрыть и уничтожить – это непродуктивно. Что касается бюджета, так сегодня очень много делается за бюджетные деньги. И на традиционное искусство мы тратим гораздо больше бюджетных денег, чем на современное.
- То есть либо за бюджетные деньги, либо никак. Так?
- Хотя бы часть бюджетных средств обязательно нужна, вообще без них – это очень сомнительно.
- Вы в блоге писали, что Пермь может превратиться в «серый пригород Екатеринбурга». Можете развить вашу мысль?
- Все очень просто. Сегодня Пермь от Екатеринбурга выгодно отличается только культурным проектом. А так в принципе Екатеринбург больше, с большим количеством ресурсов, в том числе федеральным, он мощнее, с большой энергией город. То есть Пермь как-то обозначилась на карте страны и мира только благодаря преимуществам культурного проекта. Если мы их потеряем, то выигрывать будет Екатеринбург, за счет численности населения, за счет рабочей силы.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Будьте первым! Оставьте комментарий