Все регионы
18:34   16 августа 2012

«Они воруют картошку, велосипеды, продукты. Уберите их от нас!»

Жители Кургана просят переселить цыган. Но решать «национальный вопрос» все боятся
Образцовая  «избушка» самовольно построенного цыганского поселка
Очередной «цыганский скандал» назревает в Кургане. На этот раз в микрорайоне Затобольный, куда табор «спустился» после конфликта в поселке Керамзитовый, где он располагался прежде. Тогда столкновение русских и цыган закончилось убийством одного из местных жителей. Затобольцы на трезвую голову скрипят зубами, с недовольством поглядывая в сторону незваных соседей, но, едва выпив, грозятся сжечь табор. Нежелание коренного населения жить рядом с цыганами подогревается еще и массой нарушений законодательства, начиная с самовольного захвата земли заканчивая пропиской в никогда не существовавших домах. Подробности – в материале «URA.Ru».
 
Нежданные соседи появились рядом с домами жителей микрорайона Затобольный в Кургане два месяца назад. Некоторые цыганские семьи до этого времени жили неподалеку – около поселка Керамзитовый. В том месте постоянно возникали конфликты между цыганами и русскими. Развязка  противостояния наступила 12 июня прошлого года, когда  в результате массовой драки погиб мужчина. После этой трагедии разные надзорные ведомства начали выяснять законность поселения цыган в Керамзитовом. Оказалось, что только несколько семей имеют право собственности на земельные участки, остальные построились самовольно. Паспорта у большинства еще советского образца,  поэтому говорить о законной работе не приходится. Кто-то из цыган пытался уехать в Челябинск, но там власти не позволили им обжиться, а местные жители, по слухам, даже сожгли цыганские времянки. Так что  через какое-то время табор вернулся в Курган.
 

В  таких домах цыгане жили в поселке Керамзитовый
 
Обосновываться снова в Керамзитовом они не стали и «спустились» в микрорайон, расположенный чуть ниже – Затобольный. Местные жители говорят, что в 90-х годах была ситуация, когда директор кирпичного завода обратился в сельсовет с просьбой зарегистрировать троих цыган, прибывших на работу. Как только это было сделано, на следующий день в поселок приехал целый табор и начал строиться. Но после наводнения в начале 2000-х цыгане уехали на другое место – к Керамзитовому поселку.
 
И вот спустя 10 лет цыганский табор вернулся в Затобольный и расположился на заросшем, но все же свободном участке в нескольких метрах от крайних домов поселка. Началось строительство домов и… мучения местных жителей.
 
Цыгане уже успели построить около 30 жилищ. Назвать эти строения домами язык не поворачивается: наспех сколоченные из горбыля и фанеры времянки, обитые толем или плотной материей. Электричества в домах нет, правда, жители Затобольного подозревают, что один из местных любителей горячительных напитков пробросил в цыганский табор электрокабель от своего участка. Печей практически во всех цыганских времянках тоже нет, только из крыши одной из них виднеется труба, из которой искры порой разлетаются во все стороны, и, как считают курганцы, рано или поздно это может привести к большому пожару.
 
 

А это их жилища в Затобольном. Комментарии, как говорится, излишни
 
Жители Затобольного рассказывают, что первое время цыгане справляли нужду то у стоящего неподалеку недостроенного здания, то прямо у автодороги. Но после начавшегося противостояния с местными вроде бы даже поставили себе туалет. Однако мусор по-прежнему выбрасывают в кусты рядом с табором. Еду готовят на кострах, так что местным, опасающимся за свои дома, приходится постоянно вызывать пожарных – не дай бог порывами ветра огонь разнесет на всю окрестность. Когда же сами цыгане вызывают себе экстренные службы, в основном это скорая помощь, называют диспетчеру адреса крайних домов Затобольного – их-то адресов по факту не существует.
 
Кроме этого, участились кражи. Особенно полюбились «пришельцам» велосипеды. Если раньше, приезжая в магазин, люди могли оставить свой двухколесный транспорт у входа, не опасаясь, что он исчезнет, то после поселения цыган все изменилось – велосипеды испарялись в считаные минуты. Да и продавцы в магазинах стали недосчитываться товара: местные жители рассказывают, что после того как цыганский табор выходит из магазина, продукты, лежащие наверху холодильных установок и на полках в доступной зоне, просто-напросто исчезают. Таксисты нередко получают из табора заказы на грузовую машину. На вопрос: «Куда поедем?» - получают ответ: «Да тут надо железо перевезти». Понятно, что перевозят собранный в разных местах металлолом на пункт сдачи.
 
Жалуются местные и на воровство в огородах: уже несколько семей лишилась картошки. А вот писать заявление на кражу никто не решается – боятся, не знают, чего еще можно ожидать от соседей. Пока от «набегов» цыган страдают только местные жители, но люди не исключают, что рано или поздно дело дойдет и до молочной фермы ЗАО «Глинки», загоны которой расположены буквально в нескольких сотнях метров от табора, – кушать большому цыганскому семейству что-то нужно.
 
Среди самих цыган, по наблюдениям местных жителей, тоже начались размолвки, и буквально несколько дней назад после громкой словесной перебранки раздалось несколько выстрелов. Возможно, предполагают затобольцы, скандалы внутри табора связаны с конфликтом между семьями: в Затобольный съехались цыгане не только из Керамзитового поселка, но и из других регионов – из Московской, Челябинской областей.
 
Но все это, скажем так, бытовые неудобства, которые одни затобольцы вынуждены терпеть, а другие – бороться с ними. Помимо них налицо и нарушения законодательства со стороны цыган. По словам жительницы Затобольного Натальи Стебековой, нарушения правил пожарной безопасности в таборе допускаются постоянно. Костры жгут даже в особый противопожарный период, когда разводить открытый огонь запрещено. В таких случаях пожарные выписывают протоколы о нарушении и налагают штрафы на всех, но в отношении цыган таких протоколов почему-то никто никогда не видел. А в диспетчерской службе на звонки в последнее время просто отвечают: «Мы костры не тушим». Только у таких костров, считает женщина, могут быть трагические последствия: многие дома в Затобольном деревянные и при благоприятных погодных условиях огонь из табора может перекинуться на них достаточно быстро.
 
Кроме того, жилища цыган построены прямо на… телефонном кабеле. О том, что в этом месте проложен кабель, говорит соответствующая табличка, но и на этот факт никто из контролирующих органов, как и сами связисты, не обращает внимания.
 
Еще более интересным является факт… прописки цыган. Жители Затобольного обратились в Управление ФМС по Курганской области с обращением о расселении цыганского табора. И получили неожиданный ответ. Оказывается, «по данным ОАСР УФМС России по Курганской области, лица цыганской национальности значатся зарегистрированными по месту жительства в домах № 23, 25, 26, 27, 28, 30 по ул. Советской в поселке Затобольный г. Кургана. Регистрация данных граждан была осуществлена сотрудниками ПВС УВД г. Кургана в период с 1970 по 1997 годы… В период с 2007 г. по 2011 г. по вышеуказанным адресам были зарегистрированы исключительно несовершеннолетние дети, не достигшие 14-летнего возраста, по месту жительства своих родителей».
 
Затобольцы в недоумении: откуда взялись эти дома на улице Советской – непонятно. Ни на одной карте города их не было и нет, и чтобы убедиться в этом, достаточно выехать на место (нынешние времянки цыган в расчет браться не могут – они не являются капитальными строениями, пригодными для проживания). Более того, на нечетной стороне улицы расположено озеро, и где там могли находиться, а тем более находятся жилые дома, – непонятно. Да и зарегистрировать цыган в те годы в поселке Затобольный города Кургана никто не мог – тогда этот микрорайон относился к Кетовскому району и назывался поселком Кирпичным, а регистрацию должен был производить сельсовет.
 
После того как цыгане стали обосновываться на новом месте, в городском УМВД жителям микрорайона сказали, что разрешение на строительство цыганам уже дано в соответствии с неким «ситуационным планом». Администрация Кургана сообщила о том, что «рассматривается возможность предоставления им участков для индивидуального садоводства в поселке Затобольном». Но, по мнению жительницы Затобольного Натальи Стебековой, создать садоводческий кооператив для цыган на этом месте нельзя. Согласно правилам землепользования и застройки города территория, на которой расположился цыганский табор, относится к зоне застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами и не может быть использована под организацию садоводческих кооперативов. Следовательно, для создания дачного кооператива необходимо внесение изменений в нормативные документы и в Генплан Кургана. Кроме того, микрорайон Затобольный официально признан затопляемой зоной и организация и застройка дачного кооператива с последующей регистрацией по месту жительства на такой территории запрещены.
 
Что касается внесения изменения в Генплан города и правила землепользования и градостроительства, много зависит от активности самих жителей Затобольного: если они примут участие в публичных слушаниях, на которых будет решаться этот вопрос, то, возможно, им удастся что-то изменить (вообще-то жители Затобольного вроде бы и против цыган, но вся их активность заключается только в подписании обращений в различные инстанции с просьбой о расселении табора – люди боятся «светиться» лично).
 
С другой стороны, есть и иные способы решения цыганского вопроса. Жители Затобольного уже написали соответствующее обращение в прокуратуру города с просьбой подать иск в суд с требованием о сносе строений и выселении цыган из микрорайона, а также о признании регистрации цыган по месту жительства в Затобольном незаконной. Исковое заявление в суд в данном случае может исходить и от администрации города, так как табор расположился на муниципальных землях.
 
В такой ситуации, конечно, возникает другой вопрос – куда податься цыганскому табору? По словам Натальи Стебековой, как-то она предложила своим соседям уехать в Целинный район – в заброшенную деревушку, где и дома готовые есть, и места предостаточно. Но в ответ услышала: «А чем нам там заниматься? Там рынка-то нет».
 
Известно, что цыганские семьи сейчас строят свои жилища не только в Затобольном, но и в районе микрорайона Смолино. Законность строительства тоже весьма сомнительная. Но создается впечатление, что не только местные жители, но и официальные органы власти, надзорные ведомства боятся связываться с «цыганским вопросом». Получается, если заставить цыган в очередной раз съезжать, будут нарушены их конституционные права – как бы там ни было, они, во всяком случае большинство из них, являются гражданами России и это, как правило, многодетные семьи. Но, с другой стороны, нарушаются те же конституционные права других жителей микрорайонов, вынужденных терпеть соседей, для которых закон не писан.
  
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Комментарии
Будьте первым! Оставьте комментарий
Перейти к комментариям