19:31 16 августа 2012
«Это ровно то, как одни попадают в списки миллиардеров Forbes, а другие уходят в могилы»
В Зауралье зарождается свой «список Магнитского». Вид классический: богатейшие бизнесмены России вкупе с влиятельными чиновниками, «заряженными» судьями и следователями. Раскладка по именам и ролям только на «URA.Ru»
Сергей Магнитский умер, но дело его живо... в Зауралье. Здесь есть свой «Магнитский» и теперь уже свой «список Магнитского»
Самое известное в Курганской области экономическое дело в отношении застройщика крупнейшего в Зауралье торгового центра «ГиперСити» предпринимателя Василия Буркова грозит обернуться вторым «делом Магнитского» и выйти на федеральный уровень. Как стало известно «URA.Ru», бизнесмен, опасающийся по состоянию здоровья не дожить до суда и лишившийся 13 августа по настоянию следователей самого проверенного своего адвоката, решился наконец вскрыть подробности своего дела и назвать имена тех, кто за ним стоит. Корреспонденту нашего агентства удалось встретиться с оставшимися на свободе его сторонниками и выяснить — кто и почему попал в «список Магнитского» от Василия Буркова. Оказалось, что сам бизнесмен, представляемый раньше сущим исчадием ада и разорителем «ГиперСити», хоть и не безгрешен, но по сравнению с теми, кто стоит за его делом, просто агнец божий. И самое поразительное, что сторонние от него, но осведомленные в ситуации курганские бизнесмены выкладки подследственного коллеги полностью подтверждают.
История падения Василия Буркова началась в 2006 году, когда он, известный до этого бизнесом по производству соков «Дигидон», решил построить крупнейший в городе торгово-развлекательный центр формата небезызвестной «Меги». Создал компанию ООО «ГиперСити», давшую впоследствии название торговой площадке, подобрал площадку заброшенного цеха обанкротившегося в первый раз «Курганского завода колесных тягачей» и начал строительство, попутно подыскивая инвесторов. Поговаривают, что землеотвод был не простой, начал без разрешений, и без руки курганского губернатора Олега Богомолова в этом не обошлось… Впрочем, об этом расскажем в следующий раз. В этой же истории принципиально другое — генеральный подрядчик стройки Сергей Попов и крупный инвестор «УРСА-банк».
Совладельца питерской группы компаний «Строительное управление 25» Сергея Попова (вторые 50% принадлежат Владимиру Маркину) Буркову порекомендовали представители «Coca Cola», планировавшие выкупать «Дигидон». «Он [Попов] Васю практически уломал отдать ему подряд»,— вспоминает его брат Андрей Бурков. «УРСА-банк», которым на тот момент владел еще Игорь Ким, согласился профинансировать стройку в полном объеме с учетом сдачи объекта в 2008 году и выплатой тела кредита с процентами по нему к 2017 года. При этом возводимый ТРЦ поступал в залог, а сам банк для контроля за ситуацией получил долю в уставном капитале ООО «ГиперСити» 24,9%. Делать нечего — ударили по рукам.
Крупнейший в Кургане торгово-развлекательный центр и объект вожделения двух Поповых: один миллиардер Forbes из Екатеринбурга, другой строитель из Питера
О том, что строительные таланты генподрядчика уступят место рейдерским, а банк перейдет в руки людей, которые выжмут из ситуации все, тогда никто не подозревал.
Первые серьезные проблемы начались в 2008 году, когда под давлением банкиров ООО «ГиперСити» пришлось подписывать акты сдачи объекта. При том, что генподрядчик не успел довести все работы до конца. Делать этого сам Бурков не стал, вместо него в июле все завизировал менеджер среднего звена — благо через свою долю в компании «УРСА-банк» мог влиять на процесс, а департамент строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области не глядя подмахнул акт итоговой проверки. А 4 октября Бурков, Ким, директор департамента экономического развития, торговли и труда области Николай Болтнев и руководитель администрации Кургана Александр Якушев разрезали красную ленточку нового ТРЦ.
Хотя уже в этот момент его строительство стало предметом серьезных разборок. Первым начал генподрядчик Попов. С подписанными актами о сдаче здания на руках потребовавший доплатить ему за работу 163 млн рублей. «Бурков отказался давать деньги за фактический недострой — там до сих пор не облицован фасад, частично не работает вентиляция. И получил иск в арбитраж, который доблестно проиграл»,— вспоминает один из бывших компаньонов бизнесмена.
Не желая мириться с недобросовестным подрядчиком — по официальной версии, начав операцию по устранению Буркова, владеющего 75% ТРЦ, по другой владелец «УРСА-банка» начал операции по выводу имущества в другую структуру — в ООО «Мегаполис», а кредитных обязательств в собственную «дочку» — ЗАО УК «СМ.арт». Параллельно «СУ-25», основываясь на решении арбитража и отсутствии выплат со стороны «ГиперСити», инициировал процедуру его банкротства. А банк, добивая бывшего партнера, добился возбуждения уголовного дела в отношении уже на тот момент экс-главы ООО «ГиперСити» Василия Буркова по статье 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями».
Для сомневающихся в болезнях курганского «Магнитского»
«Попов тогда натурально бегал по всем и при первой же возможности в лоб спрашивал: «Есть связи в ментовке»? На вопрос - зачем - отвечал четко: Буркова закрыть. И нашел ведь в оконцовке. Первой «возбудилась» милиция, потом передали следакам (в Следственное управление СК РФ по Курганской области, следователю Чибисову — прим. ред.)»,— вспоминает курганский бизнесмен, некогда конкурировавший с Бурковым.
Ситуация усугубилась после слияния в августе 2009 года «УРСА-банка» и «МДМ-банка» — делом «ГиперСити», поговаривают, лично заинтересовался владелец банка Сергей Попов (родился в Свердловске и здесь же начинал свой бизнес). Хотя другие источники называют еще двух вовлеченных «мдмовцев» — члена правления банка Дмитрия Кузнецова, который в 2002-2004-х годах работал в питерском отделении «Менатепа» и, по слухам, с тех пор был неплохо знаком с владельцами «СУ-25», и начальника отдела досудебной работы «МДМ-банка» Алексея Токара. «Самого Токара периодически видят вместе с Поповым. В судах и Попова, и МДМ представляет один и тот же человек по фамилии Пупков»,— утверждают люди из окружения Буркова.
Они же объясняют и мотив — нынешняя стоимость торгового центра «ГиперСити» около 3 млрд рублей, непогашенная задолженность по кредиту на строительство которого сейчас составляет 1 млрд 800 млн рублей. «Устранив со своей дороги Буркова, МДМ окончательно переводит на себя «ГиперСити» и зарабатывает таким образом на ровном месте 1 млрд 200 млн рублей. Интерес Попова тоже известен — он становится управляющим крупнейшего в Зауралье торгового центра, ближайшие конкуренты которого раз в 5 меньше по площади и объемам арендных платежей»,— раскрывают карты сторонники Буркова.
«Вася всегда ходил по краю. А в этот раз просто залетел. Амбиции подвели. Против него работают такие большие люди, что и говорить вслух не стоит, причем работают очень жестко, по-бандитски. Задействуют связи в силовых органах, судах, прокуратуре, везде. Могу сказать только, что это интересы москвичей и питерцев»,— подтверждает эту информацию один из крупнейших курганских бизнесменов, пожелавший не афишировать свое имя. По его словам, поддерживает противников Буркова глава региона Олег Богомолов, для которого «затопить» бизнесмена - самый лучший способ скрыть свое участие в проекте, чиновники администрации Кургана — по тем же причинам - и связанные с ними силовики.
В пользу этого свидетельствуют принципы работы следователей. Буркова арестовывают 30 августа 2011 года — через полгода после предъявления обвинений. По странному стечению обстоятельств это происходит сразу после хирургической операции по удалению опухоли. При этом лечение обвиняемого закончено не было, в частности, не было проведено гистологическое исследование удаленной опухоли. Вместе с тем, по мнению врачей, заболевание, от которого был прооперирован Бурков, опасно именно высоким риском возникновения метастаз, которые могут повлечь его смерть, и в условиях СИЗО должной помощи ему не смогут оказать.
Не стали его выпускать на свободу и после переквалификации уголовного дела со статьи 201 УК РФ на часть 4 статьи 159 УК РФ «Мошенничество» и часть 3 статьи 174.1 УК РФ «Легализация доходов, добытых преступным путем». Хотя все они из разряда «экономических», по которым, как ранее заявлял президент, а ныне премьер-министр РФ Дмитрий Медведев нет необходимости содержать людей под стражей.
Наконец 20 июля 2012 года следователи курганского СК предъявили материалы дела Буркову для ознакомления, ограничив этот процесс 22 сентября. С учетом того, что в деле 270 томов, получается, что Буркову ежедневно надо читать по 7 томов. Это без учета вещественных доказательств, которые почти сплошь объемные финансово-юридические документы и бухгалтерская отчетность. При этом 13 апреля через суд добились отвода адвоката Буркова Ирины Мартюшевой, которая вот уже 10 лет ведет дела его семьи.
В то же время на протяжении года в СМИ сливается «интересный компромат» на Буркова и его бизнес, рисующий из него абсолютно неприглядную личность.
«Дело просто классика жанра по количеству фальсификаций со стороны следователей и судейских ошибок»,— подтвердил «URA.Ru» подключившийся недавно к защите Буркова адвокат Сергей Колосовский. Анализ ситуации с просьбой разобраться им уже отправлен заместителю Генерального прокурора РФ Юрию Пономареву. Впрочем, даже он, при его кипучей энергии, не уверен, можно ли в данном случае переломить ситуацию. Развивающиеся болезни работают против Буркова. Скоро он может замолчать навсегда, что только на руку его противникам — лишь бы не оставил их списка и описания ролей. «Это ровно то, как одни попадают в списки миллиардеров Forbes, а другие уходят в могилы»,— резюмировал разговор с корреспондентом «URA.Ru» курганский бизнесмен.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Будьте первым! Оставьте комментарий