Все регионы
19:56   27 августа 2012

Владимир Семёнов: «Квалификацию властей нужно мерить не умением сглаживать национальные конфликты, а умением не создавать почвы для них…»

Глава Нефтеюганского района о том, зачем властям понадобился омбудсмен по делам национальностей и нужно ли запрещать прессе упоминать в материалах пресловутое «выходец с Кавказа»
В России могут ввести обязательные курсы по гармонизации межнациональных отношений. Слушателями таких лекций станут региональные чиновники. Таким образом федеральные власти намерены снизить напряженность в этом вопросе, которая нет-нет и проявится в регионах. То в Ленинградской области чуть было не разгорится межнациональный конфликт, где местное население ополчилось на гастарбайтеров, то в Самарской области стенка на стенку сошлись цыгане и местные жители. Инициатива курсов сродни той, с которой вышли недавно в Госдуме РФ – внести поправки в закон о  СМИ, которые запретят указывать прессе национальную принадлежность лиц, фигурирующих в материалах. На тему межнациональных отношений мы решили пообщаться с Владимиром Семеновым, главой Нефтеюганского района, который, как и весь регион, считается исторически многонациональной территорией.
 
– Владимир Николаевич, на ваш взгляд, обилие последних инициатив власти разных уровней говорит о том, что сегодня проблема межнациональных отношений достигла социального пика? Как вы считаете?
 
– Это, скорее, говорит о том, что власть обеспокоена развитием именно этих процессов – и, кстати говоря, развитием не всегда со знаком минус. Прогресс, хотим мы того или нет, связан с миграцией. Просто настало время онлайн-коммуникаций и стремительных перемещений в пространстве. Идет активное перераспределение рабочей силы не только в пределах одного государства, а по всему миру. Взгляните на любой европейский город – там не то что о межнациональных, там впору говорить о межрасовых отношениях. Мы приближаемся к такому мироустройству, когда границы становятся все более условными, а мир менее однороден в любой его точке.
 
Что же касается России, то у нас своя специфика, которая, конечно же, требует государственного регулирования. И в этом плане сегодня делается достаточно много.
 
Напомню, совсем недавно, в начале июня, был создан Совет по межнациональным отношениям при президенте России. В его задачи как раз и входит выработка приоритетов государственной политики в области межнациональных отношений.
 
– Не так давно, в бытность президентом, Дмитрий Медведев заявил, что создание еще одного государственного органа по вопросам межнациональных отношений – неэффективно. Он высказался в том духе, что попытки создания очередных бюрократических структур никогда не решали межнациональных и межконфессиональных задач. Попытка ли то, о чем вы говорите, снова создать очередной чиновничий орган?
 
– Во-первых, тогда речь шла о создании целого министерства с огромным чиновничьим аппаратом. И этому высказыванию предшествовала большая дискуссия, и, кстати, этим тезисом обсуждение не прекратилось. Время показало, что национальные вопросы, которые тогда курировались Министерством регионального развития, все-таки требуют более серьезного внимания, создания специальной госструктуры. Об этом еще в декабре прошлого года говорил Владимир Путин. Поэтому, став президентом, он и подписывает указ о создании Совета по национальным вопросам.
 
– Но вероятно и этого оказалось мало. В СМИ на днях появилось сообщение, что в России до конца 2012 года может появиться омбудсмен по делам национальностей. Среди претендентов на этот пост в администрации главы государства называют советника президента по национальной культуре Владимира Толстого, а также главу комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимета Сафаралиева.
 
– Институт уполномоченного по делам национальностей, на мой взгляд, никак не дублирует функций того или иного органа госвласти. Омбудсмен – это прежде всего заметный политик, яркая харизматическая личность, которая будет точечно заниматься конкретными делами, вопросами, судьбами. По крайней мере, так должно быть. Это, если хотите, доверенное лицо, которое имеет прямой выход на главу государства. Чем шире информационное поле, которым пользуется президент, тем более точная и полная картина о состоянии дел.
 
– Какие, как вы считаете, самые болевые точки на этом поле?
 
– Всю проблематику, связанную с межнациональными отношениями внутри страны, я бы разделил на две части. Первая – историческое наследие, условно говоря, то, что происходило в советские годы, особенно в сталинское лихолетье, когда насильственным образом переселяли целые народы. Эта проблема сегодня аукается особенно на Кавказе. И вторая часть – нынешняя неконтролируемая внутренняя миграция и незаконная внешняя. Эти явления имеют различные корни, требуют разных подходов в решении. Ничто не возникает на пустом месте, если есть негатив, необходимо найти первопричины, истоки, понять механизм его возникновения.
 
Глава государства поручил разработать до 1 декабря текущего года Стратегию государственной национальной политики. И вот это мне представляется очень важным, пожалуй, это первая серьезная попытка подойти к текущим межнациональным и межконфессиональным проблемам системно. Именно системно! Не организация некоего очередного органа – пожарной команды для «горячих точек», а создание структуры, способной выработать программу с градацией приоритетов. Ведь даже для того чтобы сформировать, скажем, миграционную политику, необходимо иметь четкую национальную концепцию.
 
– Как вы относитесь к требованию Путина ввести экзамен по русскому языку, истории России, основам законодательства РФ для трудящихся-мигрантов?
 
– В этих мерах нет никаких посягательств на чьи-то права и свободы. Вполне разумное, общепринятое в цивилизованном мире требование к тем, кто приезжает заработать денег в чужую страну.
 
Скажу больше, я бы еще ввел экзамен на знание основных культурных традиций, региональных особенностей. В этом требовании нет ничего унизительного для трудовых мигрантов. Когда человек вынужден сделать ряд осознанных шагов для принятия решения, чтобы поехать на заработки, он осознает всю меру ответственности. Мы можем быть уверены хотя бы в том, что среди приезжих нет случайных и подневольных людей, которые не понимают, куда приехали и чего от них хотят.
 
Я хорошо помню времена, когда к нам в округ ехали люди со всей страны. Середина 90-х. Жители различных регионов приезжали сюда не от хорошей жизни, старшее поколение хорошо помнит невыплаты зарплат, копеечные оклады,  отсутствие социальной политики во многих уголках страны. Наслушавшись о «золотых хлебах», многие в отчаянии продавали квартиры, тратили последние деньги на авиабилеты и приезжали сюда на свой страх и риск всей семьей. Кому-то удавалось устроиться на работу, а были и такие, которые оказывались на улице. И тогда местная власть была вынуждена решать их проблемы. Выяснялось, что многие просто не знали, куда они ехали, а некоторые были просто жертвами мошенников. Вот тогда-то благополучные регионы стали сочинять местные заградительные законы, чтобы хоть как-то упорядочить приток мигрантов.
 
Я уже писал об этой проблеме – экономических методах регулирования притока рабочей силы. Сегодня разные уголки страны ощущают потребность в более интенсивной информационной интеграции, в частности по проблемам занятости. Это целый комплекс насущных задач, которые, на мой взгляд, необходимо решить. Не технических, а социально-правовых. Это и повсеместная открытость зарплаты, и эффективная борьба с нелегальными рабочими, точнее с теми, кто эксплуатирует бесправных нелегалов, это и прозрачность крупных компаний, особенно тех, у кого большие потребности в сезонных рабочих, и постоянный  мониторинг занятости.
 
– Но даже при существовании четкой национальной концепции локальные межэтнические конфликты возможны, пока существуют такие проблемы, как безработица и коррупция.
 
– Абсолютно верно. Одно меня смущает – в последнее время за словами о тотальной коррупции все чаще прячется бездействие. Получается, что пока мы не победим этого дракона, нам надо мириться со всем негативом, который он порождает. Опустить руки и ждать, пока мы не искореним всех взяточников. А потом дружно возьмемся за «гармонизацию» национальных отношений?
 
Еще раз скажу, я как руководитель небольшой территории вижу огромное количество проблем, которые уже сегодня можно решить. Простой пример. Я уверен, я просто знаю, что журналисты у нас в районе никогда не начнут спекулировать на этой теме – теме межэтнических и межконфессиональных отношений. Потому что у нас работают в СМИ люди разных национальностей, разных вероисповеданий. Потому что мы постоянно проводим учебу для корреспондентов, к нам приезжают психологи, видные журналисты и режиссеры. Это вопрос не контроля СМИ, а вопрос грамотной внутренней политики. Наши приоритеты просты и понятны – мы живем в многонациональном регионе, Сибирь – территория, открытая для всех.
 
Если же, к примеру, центральная газета сообщает, что некий человек, профессионально занимающийся боксом, ударил другого молодого человека, который после этого скончался, – это всего лишь криминальная хроника. Речь идет о трагедии, преступлении, о нравах нашей молодежи. Но если какая-та газета сообщает, что убийца – одной национальности, да еще не коренной житель, а приезжий с Кавказа, а жертва – московский юноша, то это уже совсем другая «новость» – общество получает страшный сигнал.
 
Поэтому я вижу определенное рациональное зерно в предложении внести на рассмотрение Госдумы законопроект, запрещающий указывать национальную принадлежность лиц, фигурирующих в статьях и репортажах.
 
– На днях пресса сообщила о том, что в России могут ввести обязательные курсы по гармонизации межнациональных отношений. Слушателями таких лекций станут чиновники и руководители, ответственные за национальную политику в своих регионах. Ваше отношение к этому?
 
– Мне трудно представить, чему могут научить академические преподаватели человека, который «разруливает» конфликты в силу своих обязанностей. Наверное, любая учеба на пользу и, возможно, многие региональные столоначальники с большим удовольствием съездят в Москву на пару недель поучиться. Почему нет? Но мне представляется, что весь разговор о неграмотности муниципалов и необходимости создания ликбеза для чиновников – это попытка переложить ответственность за конфликтные ситуации, наподобие тех, которые произошли в Ленинградской области и чуть ранее в Карелии – противостояние местных жителей и мигрантов, именно на местную власть.
 
– Но вы же не будете отрицать, что в названных случаях виноваты прежде всего местные руководители?
 
– Не хочу рассуждать о конкретных эпизодах в других районах, у меня нет полной и объективной информации, а значит, нет права судить. Я говорю лишь о том, что проблема межнациональных конфликтов лежит не в гуманитарно-культурной плоскости, а гораздо глубже. Даже зная язык и традиции, невозможно снять остроту противостояния между этническими группами, потому что выясняют отношения не филологи, которые не сошлись в том, где делать ударение в сложном слове, а люди, доведенные до отчаяния. Конфликты возникают там, где затронуты глубинные вещи, – интересы родов либо распределение благ. Но любой конфликт – это крайняя ситуация. Эффективность и квалификацию местной власти необходимо измерять не  умением  сглаживать конфликты, а умением не создавать почвы для них.
 
Я убежден, что на территории Югры подобные «горячие» ситуации практически исключены. Существует окружная концепция – то, что называется национальной политикой, которая рассчитана на нашу внутреннюю специфику. Постоянно проводятся мероприятия по сохранению и развитию культуры народов, проживающих на территории Югры, в том числе для сохранения и развития культуры народов Крайнего Севера. Здесь всегда сосуществовали представители десятков народностей. У нас на территории Нефтеюганского района живут представители более 80 национальностей.
 
А что касается учебы - я уверен, что учить надо не муниципалов, а школьников. Когда наши дети, точно так же как мы в свое время, почувствуют гордость за страну, за свой единый народ, когда чувство патриотизма в сознании ребенка не будет ограничено национальными рамками, а начнет вмещать огромную страну как единое и неделимое пространство, вот тогда можно будет говорить о гармонизации межнациональных отношений.
  
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Комментарии
Будьте первым! Оставьте комментарий
Перейти к комментариям