20:54 29 августа 2012
«Это будет второй Чернобыль. Они превращают страну в помойку». Расследование «URA.Ru»
Международные ФПГ проводят в Свердловской области опасный эксперимент. Об этом напишут европейские журналисты, а тревогу поднял немец, влюбившийся в Урал
Немец Штефан Земкен переехал в Свердловскую область и полюбил эту землю больше свердловчан… По крайней мере, именно он первым возмутился опасными действиями промышленников
В Свердловской области вот-вот разразится международный скандал, который может свести на нет все попытки улучшить имидж региона в рамках борьбы за «Экспо-2020». Как стало известно «URA.Ru», инициативная группа из числа жителей Невьянского округа при поддержке переселенца из Германии намерена предать широкой огласке информацию о новом проекте по добыче золота. Он грозит обернуться для Свердловской области «новым Чернобылем». «URA.Ru» стало разбираться в этой истории и наткнулось на целый клубок политических интриг, конфликтов транснациональных корпораций и человеческих отношений. История увлекательная.
Примерно неделю назад в редакции раздался звонок. На другом конце провода знакомый: «Игорь, ко мне тут немец пришел — ужасы рассказывает про Невьянск. Вроде там какой-то завод собираются строить по добыче золота. Но говорит, что это смерть всем, а не завод будет. Давай я к тебе его отправлю».
По версии жителей села Быньги и присоединившегося к ним русского немца Штефана Земке, это здание на окраине Невьянска - настоящая «обитель зла» и угроза уральской экологии
Пришедший человек оказался небезызвестным Штефаном Земкеным. Выходец из Бремена, в 2000-х он приехал на Средний Урал, женился на русской переводчице, купил избу в Быньгах (деревня рядом с Невьянском) и теперь проводит там чуть ли не по полгода (остальное время по делам в Европе). Его колоритная фигура и проекты — один по разведению гусей, другой по развитию на Урале экотуризма для иностранцев — неоднократно привлекали внимание журналистов. В 2008 году журнал «Русский Newsweek» написал пространную статью о «Фрицланде» Земкена . Так он сам прозвал свое имение в Быньгах.
Впрочем, на этот раз обратиться к журналистам его заставил совсем другой повод. «Эти деревеньски идиот собрались делать цуанидь заводь в моей Биньги. Они не понимай — 1 грамм цуанид и человек,..— тут Земкен наложил себе руки на горло, продемонстрировав удушение.— В Европ и Америк этот технологий запрещена. А ваш Путин и Медведьев in Кремль, видимо, не могут сказать — nein. И они сейчас превращают эту страну в помойка».
Работы по возведению золотодобывающей площадки в Быньгах уже начались. Пока выстроили административный корпус и завозят технику. Но как только проект пройдет госэкспертизу (ориентировочно в сентябре), начнется строительство остального. Будет ли все так герметично и безопасно, местные жители сомневаются
Кто эти «они», стало известно через несколько минут диалога на смеси ломаного русского, английского, немецкого и понятных во всем мире жестов. По версии Штефана, невьянская артель старателей «Нейва» решилась на разработку Быньговского кварцево-рудного месторождения золота. Шахты по его добыче работали возле деревни вплоть до 1996 года, но потом то ли из-за нерентабельности, то ли из-за начавшегося передела собственности были закрыты. Теперь их решили восстановить, причем извлекать золото максимально эффективным способом — выщелачиванием породы цианидом натрия. «Сейчас у артели работает драга — моет песок. С тонны породы берут 80% золота [содержащегося в породе]. С цианидом они будут брать 100% и еще 18% из оставшегося в отвале»,— пояснил замысел Земкен, не забыв упомянуть, что за происходящим, по его сведениям, стоит УГМК-Холдинг, объединяющий целый спектр активов, занимающихся добычей и переработкой драгметаллов.
Заявления противников проекта о вмешательстве в экологию не совсем корректны — сразу за новой площадкой видны остатки старой. Шахтная добыча золота велась здесь до 1996 года, прииски работают до сих пор
Свердловский немец уверен — завод в Быньгах станет приемником ООО «Березовское рудоуправление» (находится в собственности города Березовского, но все добываемое золото и серебро идет на УГМК). И станет третьим подобным предприятием в Свердловской области. Цианиды ограниченно применяются в Березовске. Более широко как составной метод кучного выщелачивания используются на Воронцовском месторождении золота близ Краснотурьинска. Суть проста. Породу засыпают в гигантские открытые бассейны и поливают ее при помощи сплинкерной (оросительной) системы цианидами. Они растворяют руду, позволяя отделить драгметалл от пустой породы. Опасность метода состоит в том, что он не исключает утечек цианидов в окружающую атмосферу, а неминуемо возникающие кислотные испарения и хвосты — отвалы пропитанной кислотой пустой породы - разносятся ветром по окрестностям, отравляя ее.
Лицензией на разработку Воронцовки владеет ЗАО «Золото Северного Урала» — дочерняя структура российской горнорудной компании ОАО «Полиметалл» со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. Но интересно другое… «Вы не понимаете, кто стоит за ними. Это двое ваших — [Александр] Несис, [Александр] Мамут и 20% (19,58%) у чеха Петера Келлнера. Он [Келлнер] постоянно говорит — Прага самый лучший город на земле, Чехия — лучшая страна. Россия для него «тьфу», поэтому его ядовитый бизнес здесь. Она для него как помойка — делает деньги, а потом забывает про нее. Мне стыдно за него»,— возмущается Земкен.
На столе перед главой села Быньги Еленой Матвеевой - только что сорванная листовка. Информационные бои ведутся уже по всем правилам PR-науки
Причиной распространения технологий с использованием цианида в России он считает строгие ограничения на такой способ добычи в развитых странах. Приняты они были после того, как в 2000-м году в Румынии произошла катастрофа европейского масштаба. Из-за неожиданного подъема воды с золотодобывающего производства в Дунай вылилось 100 тонн цианида (для сравнения на Воронцовке в бассейнах находится около 2 тонн, еще 20 тонн на складах). Они погубили все живое вдоль по реке на протяжении 1200 километров. Для Европы это стало «вторым Чернобылем», после которого был создан «Cyanide management code» — специальный фонд, жестко ограничивающий применение цианидов.
«Думаете, они будут получать сертификат «Cyanide code»? Там главное требование — производство не ближе 30 километров от жилья. А в Быньгах будет 800 метров. Им в «CMC» никто бумаг не подпишет»,— продолжает свои разоблачения Земкен. Но главную боль в его душе оставляет тот факт, что цианид для уральских золотодобытчиков будет поставляться с завода в Дзержинске (Нижегородская область), который строится по немецким технологиям его же соотечественниками: «Это полный жопа. Я их знаю, но руки больше не подам», - заявляет он.
Более того, немец намерен активно противостоять происходящему: «У меня есть друг в самом авторитетном немецкий журнале – «Шпигель». Он согласен про все это написать. Там к вопросам экологии относятся куда более серьезно». И сегодня, 29 августа, Земкен отправился в Краснотурьинск в сопровождении местных журналистов собирать материал для публикаций в России и за ее пределами. Предположить, насколько губительной окажется эта информация для имиджа России и Свердловской области в частности, трудно. Но в том, что урон будет, сомневаться не приходится.
Засвидетельствовать, как добывают золото в Невьянском районе последние 200 лет, может любой проезжающий мимо города. На снимке -место прямо возле Серовского тракта. Что больше наносит урон окружающей среде, еще вопрос
В своих усилиях Земкен не одинок. В Быньгах образовалась инициативная группа из 12 человек, возглавляемая пенсионером Юрием Баталовым. Она намерена добиться выноса вопроса о запрете строительства фабрики на референдум среди жителей Невьянского района.
Между тем в самой артели старателей «Нейва» такому вниманию к собственному проекту удивлены. «Это раньше 80% золота на Урале добывалось открытым способом — грубо говоря, мыли драгами. Сейчас 80% это рудники. И нужны технологии, как его оттуда эффективнее извлекать. Мы делаем первый подобный проект в России. Это настоящая наука, и завтра сюда будут возить всех гостей Свердловской области — показывать. Но об этом сейчас никто не говорит. Вместо этого люди, которые ничего не знают о технологии, твердят об ее угрозе экологии»,— эмоционально заявил корреспонденту «URA.Ru» председатель артели Сергей Карасев.
По его словам, они решили использовать технологии «Средмаша» (Министерства среднего машиностроения СССР, правопреемник - Росатом), переработав их под золотодобычу (проект разработан ООО «Научно-исследовательским центром «Финпромко-Унипромедь»). Суть в том, что цианидное выщелачивание происходит не в открытых бассейнах, а в закрытых герметичных емкостях — «пачуках». «Даже если у нас тут произойдет своя Фукусима, ничего не случится»,— подтверждает слова шефа главный обогатитель артели Игорь Яловицкий, отработавший 20 лет в Минсредмаше. «Пачуки», по его словам, помещаются в специальную емкость, способную вместить весь объем их содержимого. А сама технология такова, что пустая порода на выходе абсолютно не содержит цианидов и ее выкладка в хвосты производится только после целой серии контрольно-измерительных мероприятий.
«Воронцовка», принадлежащая группе «Полиметалл» и чеху Петеру Келлмеру. Одно из будущих доказательств ущербности свердловского региона в глазах европейской общественности
«Это далеко не то же самое, что на Воронцовке или в Березовском. Сравнивать оба способа просто нельзя»,— добавляет главный инженер предприятия Игорь Здоровец. Причина же возмущения местных жителей, по убеждению старателей, лежит в банальном непонимании сути технологии.
Хотя есть и еще две версии. По словам одного из депутатов невьянской думы, к разжиганию скандала имеет непосредственное отношение местный предприниматель и депутат гордумы Невьянска от села Быньги Александр Бузунов. «Весной [2013 года] выборы. Он намерен выдвинуть свою кандидатуру против нынешнего главы [Невьянского округа] Евгения Каюмова. И цианидное производство - это отличный пиар-повод. Он уже вошел в инициативную группу и пытается вести линию, что во всем виновата нынешняя администрация, согласовывавшая землеотвод»,— пояснил осведомленный парламентарий.
Вторую версию корреспонденту «URA.Ru» раскрыли жители села. По их словам, возле поселка сейчас золото добывает еще одна артель — «Невьянский прииск», кровно связанная с УГМК. И это предприятие, как считается, не прочь само разрабатывать местный рудник. Лицензия на его разработку с 2000 года у «Нейвы», бумаги подписывал еще премьер Алексей Воробьев. Но сейчас, используя возмущение общественников, можно попробовать переиграть ситуацию. Тем более что на кону неплохой куш — содержание золота в Быньговском месторождении примерно 3 грамма на тонну (сейчас на местных приисках считается неплохой добыча 700 миллиграмм с тонны) и за пять лет эксплуатации (именно на такой период рассчитан проект «Нейвы») можно добыть около тонны драгметалла. При нынешней цене на него это около 1,5 млрд рублей прибыли, минус 250 млн на запуск технологической цепочки.
«Да, у нас работают две артели. И отношение к селу у них сильно отличается. Если Карасев старается помогать, то «прииск» просто ведет добычу и все. Весной у них прорвало плотину, все их отвалы к нам в пруд попали. Вместо того чтобы почистить, они все это химией какой-то засыпали, чтобы на дно все осело»,— отмечает начальник управления села Быньги Елена Матвеева. Но в то, что «Невьянский прииск» может стоять за народным возмущением, она не верит. Политическая подоплека — другое дело.
Пока из 2 тыс. жителей села в дебаты вокруг проекта вовлечены не более 150-200 человек (есть и те, кто категорически за, имея в виду приток финансов от старателей в местную экономику). Остальные же сохраняют нейтралитет. Однако градус противостояния нарастает — на днях поселок оказался заклеен плакатами с броской надписью «Цианиды — смерть идет на Невьянск, Быньги, Таволги». Местному участковому удалось сорвать практически все. Но что будет впереди, никто не загадывает — 31 августа инициативная группа снова заседает в местном клубе. Что-то да придумают. «Они (инициативная группа) не будут отступать. Если согласятся с проектом, а потом вдруг что не так пойдет, наши их первыми же забьют»,— поведала тайны местных взаимоотношений продавщица местного продуктового магазина. Вопрос, как эта история отразится на имидже всего региона, ей совсем не интересен.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Будьте первым! Оставьте комментарий