Все регионы
18:31   24 сентября 2012

«Травля, организованная против меня: эти попытки снять, поймать, отомстить…»

Спикер свердловского парламента в интервью URA.Ru попыталась быть откровенной. Видимо, насколько это возможно в ее положении
Через несколько часов свердловское Законодательное собрание проведет первое заседание новой осенней сессии. Формально это и будет стартом нового политического сезона. Прошлый для региона был взрывным: выборы в Госдуму, в то же Заксобрание, ДТП с участием губернатора, рабочее движение будущего полпреда и, наконец, смена главы области. Политическая активность не изменилась, и перед официальным началом сезона спикер парламента Людмила Бабушкина рассказала, чего ждать от нее и депутатов: почему власть левеет, а состоятельные депутаты недолюбливают коллег, кто организовал травлю председателя, какого министра уволили за конфликт с Заксобранием, что не позволяет Куйвашеву даже говорить о спикергейте и из-за чего у общества и его избранников не складываются отношения.
 
- Есть определенная политическая традиция: в июле мы подводим итоги завершившегося политического сезона, в сентябре обсуждаем начало нового, обсуждаем планы. В этом году все не так: даже дискуссии о том, что нужно делать в новом сезоне, нет. Это мое субъективное ощущение? У Законодательного собрания есть цели и задачи на ближайшие месяцы?
 
- У нас есть план законодательной работы, который мы сформировали в конце 2011 года. В нем 64 законопроекта, но уже за весеннюю сессию мы рассмотрели 94. То есть мы не только с опережением работаем, но и добавляем актуальные вопросы. Если говорить о ключевых темах - у нас есть бюджетное послание президента страны, бюджетное послание губернатора – мы готовимся к их реализации. И третий документ – бюджет области на 2013 год, на плановый период 2014-2015 годов. Депутаты давно работают с Минфином, уже завершаются согласительные процедуры утверждения бюджетов муниципальных образований. И сейчас мы ждем внесения правительством проекта.
 
 
 
- Ваша ремарка о количестве принятых законов – это такой кивок в историю Заксобрания, когда в конце 90-х – начале нулевых срывался кворум и количество принимаемых законов было мизерным. Цифры в качестве аргумента хорошей работы Заксобрания приводятся часто, но частыми стали и ошибки. В бюджет срочно вносятся поправки – потому что в бюджете масса опечаток, принимаемые законы вновь правятся уже через год после рассмотрения.
 
- Я не могу отвечать за работу областной думы – в тот момент я была депутатом палаты представителей и мы уже рассматривали серьезно проработанный документ. Оснований говорить о некачественном законопроекте не было. Сегодня в рамках однопалатного парламента депутаты не менее ответственно относятся к работе.
 
 
- А какова ситуация с Уральским институтом регионального законодательства, пишущим законопроекты, где сменился директор? Как это сказывается на вашей работе?
 
- Отрицательно никак не сказывается: у института есть экспертный совет, прекрасный коллектив и [и.о. руководителя УИРЗа] Николай Андреевич Воронин – хороший руководитель, человек опытный, знающий законотворческий процесс.
 
 
- Оценивая работу Заксобрания, можно услышать такое мнение: в 90-е Свердловская область была пионером по части региональных инициатив, другие субъекты Федерации копировали нашу практику, а теперь мы догоняем, повторяем федеральные идеи.
 
- Позволю себе не согласиться: я уже говорила, что несмотря на то, что в нашем плане законодательной работы 64 законопроекта на весь 12-й год, мы реально рассмотрели больше. И это инициативы и депутатов, и правительства.
 
Соглашусь, что в некоторых случаях это было приведение нашего законодательства в соответствие с федеральным, но мы с опережением принимали ряд законодательных актов, которые позднее приводились в пример. Это и поддержка малого и среднего бизнеса, развития инновационной деятельности, привлечения инвестиций и так далее. Мы этим гордимся.
 
Или Избирательный кодекс: не во всех регионах есть такой документ. И когда были приняты изменения в систему выборов губернаторов, мы одни из немногих, кому не потребовалось принимать новый закон, а было достаточно внести изменения в четыре действующих законодательных акта.
 
 
 
- Я работаю парламентским корреспондентом с 2000 года и вижу, как левеют законопроекты, вижу, что становится все больше популистских идей, цель которых – лишь раздача денег.
 
- Если структурно разложить принятые нами законы, то в весеннюю сессию мы приняли 14 социальных законов, 14 – по бюджету, финансам и налогам, восемь –по развитию региональной политики и местному самоуправлению, еще столько же – по промышленной политике. Если мы будем наращивать социальные выплаты – то будет большая проблема.
 
- Но промышленные законы, о которых вы говорите, носят в основном рамочный характер, тогда как социальные – очевидный расходный.Например, губернаторская тысяча, потребовавшая изъятия из бюджета 1,2 млрд рублей. Очевидный удар по казне.
 
- В 2010, 2011, в текущем году мы приняли ряд законов, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Например, освобождение от налога на имущество позволило нам привлечь по этому направлению в 2,5 раза больше налогов, чем было ранее.
 
 
- В вашей статистике только законы, а общее количество вносимых законопроектов очевидно левацкое.
 
- Безусловно, у нас есть популистские законопроекты. Приведу пример. Мы принимали программу строительства детских садов – это 3 млрдрублей. И в тоже время зашел законопроект, предлагавший разделить среди родителей, которые не имеют возможности разместить детей в садиках, определенные суммы. Или выплачивать детские пособия детям до 7 лет, что потребует тоже почти 3 млрд рублей. То есть деньги можно потратить, а проблему так и не решить. Депутаты не рассмотрели эти законопроекты, решили, что лучше сначала построить детские сады. Справедливо?
 
 
- В данном случае да. Людмила Валентиновна, хочу перейти к теме отношений с исполнительной властью. Какой политики ждать от вас в новом сезоне, к чему вы ведете Заксобрание: к роли жесткого контролера за исполнительными органами или друга и союзника?
 
- На мой взгляд, хороша та власть, что взаимодействует и умеет договариваться. Вы знаете, что у нас есть и контрольные функции: мы следим за исполнением бюджета, за исполнением наших законов и постановлений.
 
- Сейчас обсуждается новый регламент Заксобрания, и там есть норма о правительственном часе.
 
- Это хорошая практика, и я приветствую это предложение. Такие мероприятия были у нас в палате представителей, и мы всегда использовали этот формат, заслушивали тех или иных руководителей, обсуждали проблемы. Мы хотим эту практику распространить на новое Законодательное собрание.
 
- А что бы еще хотели добавить в новый регламент, а чего, напротив, хотели бы избежать?
 
- Я не согласна со снятием ограничения на количество задаваемых вопросов. Вы бываете на заседаниях и понимаете, что когда депутат будет иметь возможность задавать не два вопроса, а безграничное количество, – мы в один, два, три, пять дней не уложимся.
 
 
- Но нужно ли ставить в приоритет задачу уложиться в оговоренное время? Или вам не нравится, что заседания используются в качестве политической трибуны?
 
- Бывает по-разному: и использование в политические целях, и обсуждение конкретных проблем. Я опираюсь на то, что перед рассмотрением законопроекта на заседании проводится работа профильного комитета, комиссии, создаются рабочие группы. Давайте работать в этом формате, работать на комитетах, а снова поднимать тот или иной вопрос на заседании – не всегда целесообразно.
 
 
 
- На федеральном уровне обсуждается идея запрета нахождения в одном законодательном органе ближайших родственников. Что вы думаете о ней?
 
- Сейчас законодательства по этому поводу нет.
 
- Но вы же и есть законодатель, вы можете изменить ситуацию, инструментарий – в ваших руках.
 
- Разве родство мешает быть депутатом? У нас есть положительный пример такого родства – Ковпаки. Игорь Иванович избран от одного из округов Екатеринбурга, а Лев Игоревич – от избирательного округа Первоуральска. Их избрали жители, и жители доверили им представлять их интересы. У избирателей вопросов не возникает, так почему вопросы должны быть у нас?
 
- Если вернуться к новому политическому сезону. Как вы считаете, та травля, организованная против вас,эти попытки снять, поймать, отомстить вам, это продолжится?
 
- Признаюсь, мне глубоко неприятна эта ситуация, и «URA.Ru» играет не последнюю скрипку в этом освещении. Но что в итоге: поймали? Отомстили? Сняли?
 
 
- Если говорить категориями «поймали», «сняли» – нет, про «отомстили» – это категория, в которой только вы можете сказать, удалось вашим оппонентам или нет.
 
- Я не обращаю внимания, считая, что жители Свердловской области смогут разобраться в этом. Моя задача – отстроить технологический процесс. Он сложный, и я как председатель обязана обеспечить равные условия для всех депутатов.
 
- Просто депутаты разные: кто-то приезжает из Питера только на сессию, а есть активная часть, у которых амбиции, тайные желания.
 
- Вы правильно сказали, великолепное слово – амбиции. Я никаких усилий не предпринимаю, чтобы публикации остановить. А материалы появляются. Один из депутатов в своем блоге пишет, что не знает, какие средства нужно тратить на осуществление депутатской деятельности, а у меня есть протокольные записи, и мы неоднократно обсуждали смету Законодательного собрания. До такой степени, что депутаты сказали: больше не нужно обсуждать. А если какой-то депутат не знает – мне жаль, мог бы подойти, уточнить.
 
 
- Я знаю от депутатов, что есть проблемы с оформлением денег по так называемому «депутатскому миллиону» - он каждый год выделяется на различные социальные программы. Вы знаете об этом?
 
- Была такая ситуация: депутаты оформляют документы по предложениям администраций городов на те или иные цели из своего миллиона. И там были суммы: 15 тыс., 30 тыс. Минфин говорил, что суммы очень маленькие, а объем оформляемых документов – большой, и начинал блокировать. Но мы эту ситуацию поправили.
 
- Тяжело, наверно, так решать вопросы. И с депутатами тяжело. Я знаю, что бывшие сенаторы палаты представителей, владельцы заводов, очень нервно относятся к своему новому статусу, когда они в одинаковом положении с теми, кто в обычном мире для них – голодранец.
 
- Я таких мнений не слышала: у нас умные депутаты.
 
 
- А саму ликвидацию Палаты представителей вы считаете правильным решением?
 
- Я очень редко комментировала этот вопрос, потому что комментировать его бесперспективно – большинство депутатов приняло решение именно такое. Не видели смысла в длительном рассмотрении законопроектов. Остались единственными в России двухпалатным региональным парламентом.
 
- А что в этом плохого?
 
- Не знаю, но повторюсь: большинство поддержало предложение об однопалатном парламенте. Я это мнение уважаю.
 
 
- Мы видим не только по палате представителей, но и по системе исполнительной власти, как ломается росселевская система и появляется новая. Вы считаете ее эффективной?
 
- Я не могу комментировать решения исполнительных органов власти, потому что это совсем другая ветвь. Я могу только принимать решения по отдельным…
 
- Вы - законодатель, видя, что область идет по неверному пути, вы законами можете моделировать новую ситуацию.
 
- Мы принимаем решения только по определенным кандидатурам.
 
- Но вы можете, поняв, что исполнительная власть ведет себя неверно, расширить список министров, которых нужно утверждать в Заксобрании.
 
- Это полномочия исполнительной власти. Я не думаю, что было бы правильным, если бы правительство вмешивалось в технологический процесс в Законодательном собрании. Мы влияем на ключевые должности в исполнительных органах, и  вы знаете, что депутаты резко критиковали Недельского, бывшего министра госимущества. Позиция была бескомпромиссной - до тех пор, пока не поменяли министра.
 
- При этом министр публично признавал, что ему наплевать на эту позицию.
 
- И чем это закончилось?
 
- Не факт, что его отставка связана с конфликтом в Заксобрании.
 
- Я думаю, это один из факторов.
 
- Еще одна актуальная тема свердловскогоЗаксобрания: конфликт «Единой России» и оппозиции, которая обвиняет большинство в постоянном воровстве законопроектов, сознательном блокировании чужих инициатив лишь потому, что они внесены не «Единой Россией».
 
- Практика парламентской деятельности предполагает наличие не одной политической партии, и каждая партия полагает заявить о себе в более привлекательном виде, делая шаги по завоеванию симпатий избирателей. Партии, представленные в Законодательном собрании, не исключение. И не я начала разговор, что у нас много социальных законов, – у нас 70% в бюджете социальные расходы, что запредельно.
 
 
- В нынешнем составе Законодательного собрания много новых депутатов, с чьим избранием были связаны и надежды – все-таки молодые люди во власти, и опасения – не у всех есть опыт подобной работы. Какие у вас впечатления?
 
- Я наблюдаю за депутатами, которые работают первый созыв в Законодательном собрании: помню, какими они пришли, как вели себя в начале, какие поднимали вопросы и эмоционально предполагали, что здесь все неправильно. Сейчас вникли – стали себя по-другому вести.
 
- У меня тоже были приличные знакомые, которые потом становились министрами и в короткий срок менялись. Они шли во власть, анонсируя изменения в интересах общества, а вместо этого забывали об обществе, становились проводниками исключительно неких государственных интересов.
 
- Они стали встроены в систему. Не забывайте: в новом статусе появилась ответственность. Приходит понимание того, что нынешним бюджетом не все можно потянуть, что нужны иные подходы.
 
- Вы видите кризис в отношениях между обществом и Заксобранием?
 
- Не забывайте, что депутаты, избранные от 25 округов, работают в своих округах, где их знают и любят.
 
- Паслер избран с минимальным перевесом, Никифоров еле-еле победил, Савельев выиграл выборы с рекордно низким для себя показателем.
 
- Но выиграли, и депутаты работают в интересах своих территорий. Очень много обращений, писем к депутатам, и они решают эти вопросы. Я тоже избрана по одномандатному округу, и многие законопроекты, которые мы рассматривали, – это пожелания, которые я получила на встречах.
 
- У меня к вам есть еще несколько философских вопросов. Вы избраны на пять лет, и я надеюсь, что проработаете председателем все это время. Мне интересно, к чему вы ведете область, какой вы ее видите в декабре 2016 года?
 
- Я поддержу губернатора, который говорит, что наш бюджет должен быть раза в три больше, чем сейчас, и тогда мы будем иметь возможность решать существующие проблемы: проблемы ЖКХ, качества дорог и детских садов. Я бы хотела, например, чтобы в 2016 году очередей в детские сады не было.
 
- А почему Евгений Куйвашев категорически отказывается обсуждать возможность вашей отставки? Говорит, что не был инициатором выдвижения, только согласовал, когда был полпредом, но и сейчас не сдвинется с этой позиции, потому что есть некие обстоятельства, которые не позволяют даже поднимать тему вашей отставки. О чем он говорит?
 
- Вы мне задаете этот вопрос? Я не могу ничего на это ответить, потому что ничего об этом не знаю. Сегодня я отстраиваю с исполнительными органами власти такие отношения, чтобы они позволяли нам исполнять свои задачи. И если мне удается консолидировать исполнительную и законодательную власть – я считаю, что свою задачу выполняю.
 
- А есть темы, по которым просить вас о чем-то бессмысленно.
 
- Я не лоббирую ничьи интересы...(после паузы) Это плохо или хорошо?
 
- Могу говорить только за себя. Я – максималист, и мне этого недостаточно, сам список запретов, мне кажется, должен быть шире: не устраиваю родственников, друзей…
 
- Я родственников тоже не устраиваю. Если говорить о кадровой политике – у меня есть определенное видение того, кто должен работать на том или ином должностном участке, меня устраивают только профессионалы.
 
- Или назначение губернатора за два дня до вступления в силу закона о выборности главы региона. Я очень переживал эту ситуацию. Но, вероятно, политика – это искусство компромиссов.
 
- Это правда. И есть еще видение нашего президента, которого мы уважаем, и мы поддержали его решение, утвердив в должности нового губернатора. И результат – замечательный. 
  
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Комментарии
Будьте первым! Оставьте комментарий
Перейти к комментариям