Все регионы
21:10   27 сентября 2012

«Это точно будет второй БАЗ»!

На свердловской карте готова появиться новая горячая точка. На этот раз пожар будет тушить… нет, не Путин
Казахстану оказался нужен уральский чугун больше, чем самой России. До завершения сделки осталось: 5, 4, 3, 2… 
Одно из старейших на Среднем Урале металлургических производств, Алапаевский металлургический завод (АМЗ), запустить который в ноябре 2011 года удалось команде экс-губернатора Свердловской области Александра Мишарина, вновь прекратил выпуск металла, оказавшись на грани закрытия. Как стало известно «URA.Ru», уже несколько дней как перестало работать «сердце» предприятия — домна. И 500 рабочих опасаются повторить судьбу коллег с Верхнесинячихинского метзавода (ВСМЗ), выброшенных на улицу и вынужденных устраивать голодовки, чтобы получить заработанное. Отправившимся на место корреспондентам нашего агентства удалось выяснить немало интересного. Но главное — АМЗ, ВСМЗ и даже метзавод им А.К. Серова, принадлежащий УГМК, оказались под прицелом структур президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Каких именно, почему и чем эта история рискует закончиться — читайте в материале нашего агентства.
 
«У нас домна на «металлурге» (Алапаевском металлургическом заводе) три дня уже как остановлена. 600 человек скоро окажутся на улице. Это точно будет второй БАЗ, но говорить об этом пока никто не решается»,— сообщение примерно такого содержания накануне поступило в «URA.Ru».
 
И это при том, что завод ожил всего лишь год назад! С 2005 года прежний собственник, украинская группа «Приват», предпочла остановить на нем производство. Восстановить его, запустив домну, удалось только в ноябре 2011 года, после того как предприятие передали в распоряжение российского промышленного холдинга с алтайскими корнями «Новаэм». Для этого губернатору Александру Мишарину пришлось задействовать сразу несколько членов своего кабмина: премьера Анатолия Гредина, главу минпрома Александра Петрова, министра внешнеэкономических связей Александра Харлова (он сам родом из Алапаевска). Не обошлось, поговаривают, и без участия нынешнего первого замглавы губернаторской администрации Алексея Багарякова, в прошлом депутата Госдумы от Алтайского края.
 
 
Глава Алапаевска Станислав Шаньгин пока уповает на лучшее 
 
То, что на заводе, мягко говоря, неспокойно, корреспондентам «URA.Ru» подтвердила первая же встреченная в Алапаевске женщина:
 
— Говорят, у вас домну на метзаводе остановили и людей сокращать собираются?
 
— Ну, немного не так. У меня там муж работает, поэтому хорошо все знаю. Домну в прошлый четверг или пятницу вывели на ремонт. Так, по крайней мере, работягам сказали. Сокращать пока никого не планируют. Зарплату обещали сохранить.
 
— А нам вот сказали, что собираются сокращать.
 
— Слухи, конечно, ходят. Вы сейчас в заводоуправление?
 
— Да.
 
— Вы уж узнайте у них там — точно будут сокращать или нет!
 
 
 
Домну Алапаевского металлургического завода (в центре) запустили меньше года назад после многих лет простоя. И вот теперь она снова прекратила давать чугун. Говорят, выведена на плановый ремонт. В городе опасаются, что все гораздо хуже
 
Но поговорить с исполнительным директором завода Максимом Гусаровым и его заместителями не удалось. Первый — куда-то уехал, вторые без него ничего не решились говорить. Рассказать о положении на заводе согласился глава Алапаевска Станислав Шаньгин. «О том, что там что-то начинается, я узнал недели две назад. Переговорил с Гусаровым. Тот успокоил — домну просто выводят на планово-предупредительный ремонт, который по правилам проводится раз в год. Сокращать никого не планируют».
 
Хотя это только половина правды. Вторую мэр Алапаевска скрывать тоже не стал: «Собственники, «Новаэм», решили продать предприятие. Это бизнес: взяли мертвый завод, вдохнули в него жизнь и теперь продают». Тем более что конъюнктура на рынке металлов не в пользу старых, не самых эффективных производств.
 
 
 
Верхнесинячихинский «брат» АМЗ. Он уже не работает много месяцев, рабочие распущены и вынуждены устраивать голодовки, чтобы получить свои деньги
 
Переговоры с потенциальными покупателями, оказывается, уже идут. Причем с участием свердловского губернатора Евгения Куйвашева и свердловского вице-премьера Александра Петрова. «Знаю, что Петров встречался с белорусами. Но говорят, что основные претенденты из Казахстана. На днях с ними по этому вопросу в Павлодаре встречался Куйвашев (губернатор побывал на IX Форуме межрегионального сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан, проходившем с 18 по 22 сентября в Павлодаре с участием президентов Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина)»,— уточнил Шаньгин.
 
Называть имена-покупателей он отказался, сославшись на то, что их «просто не знает». Узнать это удается через главного редактора «Алапаевской газеты» и вице-спикера местной думы Нину Перевозчикову. Это «Kazakhmys PLC».
 
 
Запустение на ВСМЗ читается во всем. Не сверкает даже Владимир Ильич. Местные жители открыто говорят — их родное предприятие разворовывают
 
Согласно интернет-поисковикам, «Казахмыс» - крупный горнорудный и металлургический холдинг Казахстана, близкий семье Нурсултана Назарбаева. Среди советников генерального директора компании фигурировал брат президента Булат Назарбаев. В свою очередь один из крупнейших акционеров «Казахмыс», самый богатый казах по версии «Forbes», Владимир Ким (доля 25,7%), прозванный на родине «Медным всадником Жезказгана», ранее работал советником у самого Нурсултана Назарбаева. Наконец, само государство - второй крупнейший совладелец структуры. Минфину Казахстана и государственному АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», в котором был трудоустроен зять Назарбаева, согласно открытым источникам, принадлежит 26,3% акций.
 
Помимо прочего, «Казахмыс» близка «Eurasian natural resources corporation PLC». Зарегистрированная в Лондоне ENRC считается самой крупной финансово-промышленной группой Казахстана в сфере добычи и переработки минеральных ресурсов с собственными энергетическими и транспортными мощностями. При этом «Казахмыс» владеет 26% акций ENRC (еще 11,65% ENRC у «Самрук-Казына»). А сама ENRC уже несколько лет как аккумулирует на Урале в своих руках профильные активы. И на данный момент в число ее приобретений входит «Серовский завод ферросплавов», «Серовский завод металлоконструкций» и шахта «Рудная» в городе Сараны Пермского края.
 

Этот серовский актив УГМК казахам тоже интересен. Купят ли?
 
 В Алапаевске уверены — казахским структурам интересен не только АМЗ, но и Верхнесинячихинский метзавод. «Обсуждается покупка единым пакетом. Планируют модернизировать производства. Им интересен передел, точнее, литье»,— подтвердил Шаньгин.
 
Но это не все. Аналогичные слухи ходят и в Серове, где в последнее время обсуждается интерес казахов к покупке металлургического завода им. А.К. Серова (структурно входит в УГМК). «Им нужен наш чугун. Он до сих пор производится по демидовским технологиям. Очень качественный, нигде такого уже нет»,— уверил один из чиновников местной администрации.
 
Переговоры о покупке, по словам Станислава Шаньгина, вышли «на финальную стадию». Но как быстро будет подписан контракт, он не знает и признает, что если все затянется, часть рабочих того же АМЗ могут вывести «в простой»: «Да, опасно. Меры нейтрализации мы продумываем. Но поймите, мы просто привыкли жить с этими опасностями».
 
Что подразумевается под «опасностями», расшифровала Перевозчикова. «Люди в 501-й раз поверили, вернулись на завод. Там практически собралась вся доменная бригада в полном составе. А теперь что? И что такое коллектив в 500 человек? У нас на флагмане Алапаевска предприятии «Стройдормаш» работает 600 человек. Здесь 500. Если не дотянут до продажи и сократят, это будет очень серьезно. Конечно, из-за этой ситуации переживают все в городе. Был Мишарин — у собственников была одна позиция, нет Мишарина — позиция другая»,— завершила беседу вице-спикер.
 
В Верхней Синячихе знают и еще об одной угрозе. Жители ближайших к ВСМЗ домов открыто говорят, что с предприятия неизвестные вывозят остатки чугуна и снимают на металлолом ценное оборудование, без которого возобновление работы будет просто невозможно. И это при том, что на заводе сейчас работают три службы безопасности — бывшего собственника ООО «НИГМАС», главного кредитора — банка «Петрокоммерц» и ЧОП, подконтрольный конкурсному управляющему Григорию Первухину. Пустить производство еще можно, но счет пошел на недели.
  
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Комментарии
Будьте первым! Оставьте комментарий
Перейти к комментариям