21:56 22 октября 2012
«Это не 37-й год, не надо, 37-й – это расстрелы и лагеря»
«Главный мыслитель» Урала: ничего ужасного не происходит
Философ Александр Перцев: "Мы живем при феодализме, где все против всех"
Сегодня, в связи с арестом оппозиционера Леонида Развозжаева, многие призадумались о близком наступлении нового 37-го и, кажется, стали паковать чемоданы. Директор департамента философии Уральского федерального университета Александр Перцев с присущим мыслителям спокойствием уверен, что Путин просто реализует свое представление о национальной идее как глобальной конкурентоспособности
- Александр Владимирович, сегодня СМИ сообщили, что Владимир Путин подписал указ о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания. Создается соответствующее управление в администрации президента, которое, по мнению политологов, наконец-таки займется выработкой объединительной национальной идеи. Как вы думаете – что это будет за патриотизм и что за национальная идея такая? Одно дело – любить родину, уважая права сограждан. Другое – патриотизм советского образца, когда любовь к родине предполагает систему очень жестких ограничений, а повсюду враги.
- Знаете, у нас в стране 6000 профессиональных философов, и все просили у Путина: дайте нам команду – и мы разработаем национальную идею. А Путин – прагматик, и для него национальная идея ясна – это конкурентоспособность. В Китае по обочинам стоят плакаты: «Если сделал товар, который можно продать на внутреннем рынке – молодец. Если сделал товар, который можно продать на внешнем рынке – ты национальный герой». Вот и Путин говорит о не нужности закрываться от мира, о позитивной, созидательной конкурентоспособности (ведь можно быть конкурентоспособным, скажем, по уровню преступности), о том, что нам нужно выходить на передовые позиции в мире. Недавно Медведев сказал, что наша задача - попасть в число 40 лучших экономик мира, а сегодня мы где-то на 60 месте, при том, что всего в ООН порядка 200 стран, в том числе африканских. Раз они об этом говорят, значит, представляют себе реалии и видят цели?
- При этом сегодня в интернете бурно обсуждают дело Леонида Развозжаева, у многих паническое настроение – это 37 год, надо скорее «валить». Выходит, предполагается модернизация по-сталински?
- Это не 37 год, вот не надо, 37-й год – это расстрелы и лагеря. У меня деда так расстреляли. Это -во-первых. Во-вторых, тут я согласен с Эдуардом Лимоновым, если ты идешь в политическую «профессию», то нормально учитывать профессиональные риски. Ну и до суда об обстоятельствах дела вообще неправильно говорить.
- Арест Развозжаева – это история с подтекстом о том, что Запад продолжает атаковать Россию, и в стране действует пятая колонна. Это что, действительно так?
- Это скорее реакция на либерализм без берегов, когда государство - ничто. На либерализм действительно высаженный на нашу почву по советам с Запада. И дело даже не в государственных тайнах, а в морали вообще. Вы знаете, что у нас текучесть кадров на складах составляет 90%? Люди уходят и уносят с собой секреты фирмы. Честь фирмы и все такое – эти ценности никому не интересны.
- Но пример-то подает сама власть, которая, казалось бы, должна стоять на страже законности, нравственности, интересов государства. Для нее неинтересна честь Родины.
- А что вы хотите, когда только 7% земли в нашей стране находится в частной собственности? Остальная земля – государственная. Это – феодализм, мы живем при феодализме, когда, как в 17 веке, в «Левиафане» Гоббса, все против всех, любые способы хороши. При этом феодалов все устраивает.
- Ну так ведь у Путина было два президентских и один премьерский срок, чтобы обуздать эту стихию. Но все наоборот: европейского разделения взаимоконтролирующих ветвей власти нет, она представляет собой монолит бюрократии, законодателей, правоохранителей, судов, и коррупция для всех них стала нормой.
- Дело в том, что теперь у власти во многом юристы, просвещенные идеалисты, у которых в голове – утопия прекрасного общества: сначала придумаем идею, а уж потом как-нибудь оформим ее в институтах. Но потом пыл проходит, внимание охладевает – и на место идеалистов приходят аппаратчики, бюрократия, клерки, которые прибирают власть к рукам и используют ее в своих интересах. Путин сам называл цифру: 200 тыс. бюрократов реализуют волю на местах.
- Вот именно что реализуют волю. А Путин-то для исправления ситуации что сделал? Вместо усиления общественного контроля – ограничение митингов, «вредоносной» информации, готовится блокада интернет-сетей.
- Полагаю, что картину изменит вступление в ВТО. Открытие границ неизбежно приведет к сужению слоя контролеров, бюрократов. Иначе мы не станем конкурентоспособными.
- То есть присоединением к ВТО Путин обуздает зарвавшуюся бюрократию?
- Возможно.
- С одной стороны, да, мы интегрируемся с миром. Но с другой, на днях казаки в Питере добились запрета на премьеру спектакля «Лолита», а патриарх Кирилл высказался, что РПЦ будет сотрудничать с любой властью, добром припомнив и сотрудничество с советским государством. Какое-то махровое «православие-самодержавие-народность», вам не кажется?
- Я так не думаю. Что касается Православной церкви, то она еще со времен византийского царя Константина, который разрешил христианство и сам его принял, считает, что «любая власть – от Бога», это – ее принципиальная позиция, тут нет ничего нового.
Ну а что насчет казачьего «экстремизма», то на Кубани, на Кавказе (это еще Львом Толстым описано) казачья и чеченская молодежь всегда подначивали друг друга, это традиция. Сейчас то же самое происходит: вы создаете казачьи дружины – мы приходим в школу в хиджабах. Это такое соревнование, «Спартак»-«Анжи». Поэтому находятся в казачьих кругах «ревнители истинного православия», которые, даже Церковь опережая в консерватизме, предлагают запретить рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда». Хотя и в Церкви достаточно «экстремистов», которые, например, считают, что научно-технический прогресс – от сатаны. Ну, таких везде хватает.
- Сегодня была информация: духовник Путина старец Илия благословил «Русский марш» и вынос Ленина. Можно ли это трактовать как один из сигналов к началу возрождения русского национального движения? Или это просто политические игры: во время президентских выборов поставили на рабочих, сейчас поставим на русских, главное – обеспечить массовость поддержки режима?
- Просто Ленин – мишень одинаково и для Церкви, и для русских националистов. Церковь таким образом исполняет важнейшую заповедь: не сотвори себе кумира. А националисты «воздают» Ленину за его национальную политику. У него есть статья «О национальной гордости великороссов», где он, ссылаясь на Маркса и Энгельса, писал, что «не может быть свободен народ, который угнетает чужие народы», и противопоставлял великорусскому шовинизму – интернационализм.
О каком-то «сигнале» я бы не говорил. Если государство сделает ставку на русское национальное движение, на местах оно вынуждено будет поддержать и удмуртское, и марийское и так далее - сотни национальных движений. Это только растащит страну, это невыгодно центральному аппарату.
- Лично я нисколько не против русского национализма. Но у меня подозрения, что это разводка: поссорить одних с другими для введения чрезвычайных мер и усиления карательных полномочий.
- Да никому это не нужно. Национальная идея, повторюсь, - конкурентоспособность. А чтобы ее достичь, нам нужен мир. Не революционная вспышка, а нудная, каждодневная работа.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Будьте первым! Оставьте комментарий