22:45 23 октября 2012
«Навальный на переговорах с Путиным? Вполне реально!»
Члены только что избранного оппозиционного КС говорят о своей растущей влиятельности, а наши эксперты, что лидер оппозиции - политический бизнесмен и «сольет» КС Кремлю взамен на хороший куш
Торг Путина и Навального уместен, но кто будет цену назначать?
Результаты выборов Координационного совета оппозиции одних обрадовали: наконец-то появился зачаток объединенного протестного движения. Других – расстроили: в лидерах оказались не профессиональные политики, а шоумены. Третьим они дали повод позубоскалить: 80 тысяч проголосовавших – вот и вся оппозиционная Россия? Каверзными вопросами мы «помучили» свежеиспеченных членов КС – Дмитрия Быкова, Олега Кашина и Константина Крылова. А также опросили экспертов – они предрекли Координационному совету скорую и позорную смерть. Подробности – в нашем материале.
- В чем вы видите главный положительный результат выборов?
Дмитрий Быков, писатель, поэт, публицист:
- В том, что сейчас, после выборов в Координационный совет, оппозиция будет вынуждена объединяться. И это вызывает сильную ненависть и раздражение власти.
- Но пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков уже заявил, что Кремль практически не следил за выборами КС…
- Это говорит только о том, что мы бьем Кремль по самому больному месту.
- На выборах Координационного совета проголосовали 80 тыс. человек. Ваши критики говорят: «всего 80 тысяч». Мол, стоило ли обнаруживать столь незначительное в масштабах страны количество своих избирателей? Не есть ли это дискредитация протестного движения?
- Восемьдесят тысяч – это очень много, целый город. Это – десятки тысяч храбрых сторонников демократических перемен. А побеждает тот, у кого больше храбрых сторонников. Остальные идут за ними. Вспомните: в конце 80-х, во времена программы «Взгляд», все были либералами, а уже через десять лет - патриотами.
Олег Кашин, журналист:
- 80 тысяч - это только те, кто не поленился и не испугался поучаствовать в довольно сложной и опасной процедуре, это политический авангард.
Константин Крылов, президент Русского общественного движения:
- Я даже скажу: авангард авангардов. Люди преодолевали элементарный страх, потому что перед голосованием распространялись слухи, будто за организаторами выборов стоит Кремль, который собирает паспортные данные о протестном электорате. За каждым таким активистом – как минимум, десяток политически пассивных, но сочувствующих граждан. Если пойдет лавина, они присоединятся. Вообще, какой бы сегодня ни была цифра, не надо ее стыдиться, скрывать, фальсифицировать. Лучший инструмент в политике – это правда. Худшая ошибка – ложь. Наши политические противники этого пока не понимают, но им воздастся.
- Организаторов выборов уже обвиняют в непрозрачности подсчета голосов, в подыгрыше Алексею Навальному, который занял первое место, в создании конфликтной ситуации, из-за которой якобы пострадает легитимность Координационного совета. Насколько чистыми были выборы?
Дмитрий Быков: «Мы бьем Кремль по самому больному месту»
Дмитрий Быков:
- Процедура была абсолютно прозрачна. Волков (екатеринбуржец Леонид Волков, автор идеи и организатор выборов КС – ред.) может по первому же требованию предоставить все документы. А если у кого-то есть претензии, он может создать иной центр оппозиции, у нас, слава богу, монополии нет.
Олег Кашин:
- В Центральном выборном комитете были представители всех «курий» - и левых, и правых, и националистов, и такие непререкаемые авторитеты, как Григорий Мельконьянц и Илья Сегалович (представитель правозащитной ассоциации «Голос» и создатель «Яндекса» соответственно – ред.). Да, Волков одновременно является членом оргкомитета партии «Народный альянс», но, по-моему, это никак не сказалось на результатах выборов. (Отметим, что в КС, в отличие от Волкова, вошел еще один член оргкомитета «Народного альянса» Владимир Ашурков - ред.)
Константин Крылов:
- Это был первый блин, и он, естественно, оказался комковатым. Например, в процессе подготовки выборов возник конфликт – а надо ли допускать до них Тесака (Максим Марцинкевич, известный в прошлом скинхед – ред.). Организаторы решили: не надо, тем самым, с моей точки зрения, нарушив свои же принципы. Это им еще не раз припомнят, хотя это была скорее ошибка от недостатка опыта, чем сознательные козни. В принципе, намерения организаторов были честными. Никакой «чуровщины» в виде фальсификаций не было. А критика – слава богу, что она есть. Если бы ее не было, все бы сразу отнеслись к КС как к действительно кремлевскому проекту.
- Как вам результаты выборов? Уж больно много медийно раскрученных фигур, можно даже сказать, шоуменов - типа Ксении Собчак, Татьяны Лазаревой, Михаила Шаца – в противоположность профессиональным политикам. Звучат упреки в том, что КС – это балаган.
Константин Крылов:
- Это нормально – так происходит на любых выборах. Ведь не поспоришь с тем, что Дмитрий Быков, создатель самого громкого протестного арт-проекта «Гражданин поэт», гораздо популярнее, чем некоторые профессиональные оппозиционеры. Другое дело – сможет ли, к примеру, Ксюша Собчак проявить себя в реальной, рутинной политике? Поживем – увидим.
Олег Кашин:
– Это, по большому счету, означает протестное голосование. Не за правых, не за левых, не за националистов – а за раскрученные имена. Я понимаю, что, хоть моя виртуальная поддержка на этих выборах выше, чем у Удальцова (Сергей Удальцов, координатор «Левого фронта» - ред.), количество его реальных сторонников гораздо больше. Мне это напоминает Межрегиональную депутатскую группу на съездах народных депутатов в конце 80-х – там тоже были писатели, журналисты, композиторы. Кто-то из них выбрал практическую политику, а кто-то стал моральным авторитетом, камертоном. От Татьяны Лазаревой необязательно требовать, чтобы она организовывала политические акции, но если она скажет: вот это «Богородица не велит» - будет как раз то, что надо.
- Вы действительно верите, что вам удастся договориться об общей программе и общих действиях? Левым - с правыми, социалистам – с либералами, националистам - с интернационалистами, Николаю Бондарику, который не скрывает своего антисемитизма, - с Михаилом Шацем и Максимом Кацем?
Дмитрий Быков:
- Можно и так спросить: а как вы живете в одной стране, ходите по одной земле, дышите одним воздухом? Как видите, как-то ходим и дышим. Что касается тех же националистов, то итоги голосования показали, что они не обладают массовой симпатией в многонациональной стране. Поэтому придется суметь договариваться, поскольку сегодня цели у нас одни – сменяемая власть, чистые выборы, честные суды, независимая пресса и так далее.
Олег Кашин: «Кое-кто еще сильно пожалеет о своих высказываниях, что «митингующим надо размазывать печень по асфальту»
Олег Кашин:
- Мы вынуждены договариваться – даже не на основе единой позитивной программы (надо честно признаться, что у каждого движения внутри КС она своя), а на основе общего отрицания неприемлемых, по нашему мнению, вещей. Вчера, на канале «Дождь», в малом составе были те же Кац, Шац и Бондарик – и ничего, состоялся вполне добропорядочный разговор.
Константин Крылов:
- Выражу общий интерес тремя словами: демократизация политической системы. Нас объединяет то, что нас не допускают на легальное политическое поле. Никого из нас не устраивает монополия «партии власти», которая политической партией на самом деле не является – это партия начальников и тех, кто рядом с ними. Наша задача – разрушение этой монополии. Поэтому всем нам придется «подвинуться»: левым признать, что на сегодня не стоит вопрос пролетарской революции, правым – согласиться с тем, что есть «русский вопрос». Хотя не так важна общая программа, сколько общая технология действий.
- Но некоторых, если не многих стремление КС быть хорошим для всех только отпугнет. Это может стать стратегическим просчетом.
- В конечном счете, все равно выиграет тот, кто предложит программу, интересную максимальному количеству людей, и будет наиболее активным, заметным.
- Что вы собираетесь предпринимать в реальной политической сфере?
Дмитрий Быков:
- Сбор средств для защиты политзаключенных, выход на улицу, проведение в декабре очередного «Марша миллионов», разоблачение финансовых махинаций, создание новой политической повестки.
- А новации какие-нибудь будут?
Константин Крылов:
- Кажется, сама собой разумеющаяся вещь - раздача на митингах агитационной литературы. Но почему-то этот прием до сих пор не использовался: для этого нужны деньги и оргусилия. Будут и другие новшества, пока не скажу, какие.
- На предстоящих через год выборах непарламентская оппозиция сможет выступить единым фронтом?
Дмитрий Быков:
- Вполне возможно. Мы, собственно, для того и собрались. Возможна и более солидарная поддержка единых кандидатов, и координация действий на выборах.
- Думаете, реально преодолеть препоны, которые власть выстроила к недавнему, октябрьскому единому дню голосования – снижение явки через запутывание избирателя многопартийностью, введение муниципального фильтра?
- Не знаю. Если все будет в рамках избирательного процесса, это одно, а если танки и расстрельная стенка – другое. Власть сама еще не может определить – с Западом она, где деньги хранит, или пойдет к державному изоляционизму.
Олег Кашин:
- Думаю, буквальное объединение на выборах невозможно. Еще во времена моего детства говорили: все будет хорошо, если Гайдар с Явлинским договорятся. Не договорились. Но я не вижу в этом проблемы.
- КС будет поддерживать, благословлять на выборах каких-то кандидатов?
- Может, и так. Но члены КС должны трезво понимать, что – вот возникнет островок, где будет честно соблюдаться избирательное законодательство – это иллюзия. Октябрьские выборы показали: стоит выиграть или приблизиться к победе представителю оппозиции, как власть включает все механизмы – уголовные дела, снятие с выборов, увод всех остальных кандидатов, подвоз избирателей, непризнание итогов голосования, уговоры перейти из оппозиционной партии в «Единую Россию»…
Константин Крылов: «Общество должно увидеть: у нас есть внятная оппозиция, режим неизбежно придется менять, и в следующий раз никакого преемника не будет»
Константин Крылов:
- И тем не менее, участвовать в выборах надо. Поучаствовать и проиграть - лучше, чем вовсе не участвовать. Выборы – это способ «засветиться» перед избирателем, побороться со сфальсифицированными результатами, доказать в суде свою правоту. В заезде участвует тот, кто покупает билет.
- Ну вот, вы заранее не уверены в своих шансах на выборах. Тогда зачем все это, к чему огород городить?
Олег Кашин:
- Появился один важный субъект политического процесса, который будет организовывать, структурировать, направлять политическую активность и с которым придется считаться. Думаю, если бы в декабре была такая структура, мы бы уже сейчас могли добиться большего в реальном политическом пространстве.
Константин Крылов:
- Общество должно увидеть и привыкнуть к тому, что у нас есть внятная оппозиция, что режим неизбежно придется менять, что он не вечен, что в следующий раз никакого преемника не будет. Настоящая революция – это не вспышка. Настоящая революция – это медленный, нудный процесс. Сегодняшние «Марши миллионов» напоминают мне всероссийскую забастовку студентов в 1900 году – тогда до революции оставалось целых 17 лет. Нам нужно настраиваться на то, что придется долго и кропотливо менять политическую систему. Без этой работы никакой экономический кризис не поможет. Произойдет банальный переворот, в результате которого Путина заменят Мутиным – и все. А Путин куда-нибудь исчезнет, или скажут, что он умер от сердечного приступа, может, и вправду.
- Как вы думаете, мы сможем увидеть по телевизору картинку переговоров Путина и Навального?
Константин Крылов:
- Гарантировать нельзя, но представить – можно, это вполне реально, даже ничего удивительного. Войцех Ярузельский с Лехом Валенсой (в 80-е годы - глава Польши и лидер оппозиционного движения «Солидарность» соответственно – ред.) ведь сидели за одним столом и договаривались, что будет с Польшей.
Олег Кашин:
- По каналу «Дождь» – вполне. Кремлю придется к нам развернуться лицом. И кое-кто еще сильно пожалеет о своих высказываниях о том, что «митингующим надо размазывать печень по асфальту» (имеется в виду пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков – ред.).
Наши эксперты – Борис Кагарлицкий, Евгений Минченко и Олег Матвейчев, мягко говоря, не столь оптимистичны и доброжелательны, рассуждая о будущем Координационного совета.
Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений (Москва):
- Я напомню, что в сентябре Второй форум левых сил постановил, что левые не будут участвовать в выборах Координационного совета. Однако Сергей Удальцов своими индивидуальными действиями проигнорировал это коллективное решение. Так что формально КС может говорить о единении, легитимности, но в действительности это дискредитация, предательство и самоубийство. Путин с этой псевдополитической структурой говорить не будет. Разве что экономическая катастрофа потребует от него разогнать правительство Медведева, распустить Госдуму и отойти от «Единой России». Вот тут Навальный может пригодиться. База для его сговорчивости уже есть – он входит в совет директоров «Аэрофлота».
Евгений Минченко, политолог (Москва):
- Я не думаю, что Координационный совет – это надолго и что он эффективен. Власть в руках этих людей – это комично. Сейчас наиболее вероятен конфликт по линии Навальный-националисты. Сейчас Навальный со своими спонсорами Владимиром Ашурковым и Александром Винокуровым (последний тоже избран в КС – ред.) начнут тянуть одеяло на себя, стремиться к полному доминированию. И это многих не устроит, многие предпочтут уйти. А Навальный как политический бизнесмен попробует сорвать большой куш, пойти на торг с властью.
Олег Матвейчев, профессор Высшей школы экономики (Москва):
- Цепная реакция разрушения Координационного совета начнется прямо сейчас – «взбунтуются» те, кто оказался обманут, недоволен результатами выборов. Они потребуют перевыборов. Навальный со своей «шайкой» попробуют узурпировать власть, но это только выдавит из КС остальных. Сейчас у Навального нисходящий тренд, а через год он и вовсе растратит свое влияние и превратится в еще одного политического клоуна. Кремль контачить с ним не будет, его активы неликвидны, технологии все больше неэффективны. Есть только один источник модернизации в стране – сам Кремль. Обновление кадров пойдет через «Народный фронт», у которого весной состоится съезд, и впоследствии его кандидаты смогут избраться по спискам «Единой России» и «Патриотов России». Капитальное обновление на конкурсной основе произойдет в рядах самой «Единой России» - придется подвинуться многим «каменным задницам».
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Будьте первым! Оставьте комментарий