Все регионы
19:48   31 октября 2012

«Евраз Груп» подрался с мировой религией

Чиновники держат нейтралитет: у них собственный интерес на 12 миллиардов
Гора Качканар, в честь которой был назван среднеуральский город металлургов, стала объектом хозяйственных споров. Войну за нее ведут маленький, но гордый буддистский монастырь Шад Тчуп Линг и крупнейшее в Европе предприятие по добыче железной руды – Качканарский горно-обогатительный комбинат, входящий в «Евраз Груп». Компания намеревается вести на горе разработку месторождения и требует от буддистов освободить территорию – те наотрез отказываются. Мало того, к хозяйственному конфликту вскоре добавится межконфессиональный. В самое ближайшее время на горе может появиться еще и христианское культовое сооружение: сектанты, отколовшиеся от РПЦ, намерены поставить там часовню, а буддистского дракона, наоборот, – снести. Подробности – в материале «URA.Ru».
 
«Подумайте о людях»
 
Первыми гору заняли буддисты: монах Докшит (в прошлом боец спецназа КГБ, Михаил Санников, прошедший Афганистан) пришел на нее и начал строительство монастыря еще в 1995 году, за 10 лет до того, как ГОК начал проектировать разработку горы Качканар – Собственно-Качканарского месторождения (СКМ). Да вот беда: буддисты ни разу не озаботились оформлением земельного участка.
 
Сегодня это уже нереально: «Евраз» через Минприроды, которое распоряжается госрезервом земель, блокирует любые попытки буддистов оформить землю под монастырем. «Закон о недрах прямо обязывает Качканарский ГОК полностью выбрать всю руду, попадающую в отведенный контур. Иначе КГОКу грозят суровые санкции вплоть до отзыва лицензии… Разработка Собственно-Качканарского месторождения для ГОКа жизненно важна, так как направлена на восполнение выбывающих мощностей Гусевогорского месторождения. Промедление с началом работ вызовет падение производства, а это чревато социальным взрывом. Качканар - классический моногород. Из 45 тыс. жителей около 10 тысяч зависят от работы ГОКа: 6 тыс. сотрудников самого комбината, остальные работают в «дочках» и аффилированных структурах, порядка 10 тысяч составляют пенсионеры», - говорится в сообщении уральского департамента компании по связям со СМИ.
 
Мэр Качканара Сергей Набоких хоть и симпатизирует буддистам, признает: «Какого-то законного основания находиться там и занимать земли у буддистов нет».
 
Центр мира
 
Дорога к буддистскому храму Шад Тчуп Линг пролегает через территорию Западного карьера – это часть Гусевогорского месторождения, которое Качканарский ГОК эксплуатирует в настоящее время. Металлурги утверждают, что его запасы почти истощены, дальнейшая разработка будет очень малорентабельна. Запуска нового месторождения ждут как манны небесной: здесь и руды на 100 лет вперед, и содержание титана очень высокое.
 
На въезде в промышленную зону – КПП со шлагбаумом. Машину не пропускают (пропуск нужно оформлять заранее), поэтому дальше – пешком. Доброжелательная охрана объясняет: «Идите лесом!».
 
- Метров через 200 можно будет обратно на дорогу? - спрашиваю охранницу.
 
- Да зачем 200? Метров через 50 можно, у нас камера далеко не берет!
 
До монастыря около 12 км в гору. Спустя три часа ходу наверху, за «курумником» (навалом каменных глыб) видны сооружения буддистов: башня (потом окажется, что в ней спрятан механизм троссового подъемника) и хозяйственный корпус.
 
Монастырь стоит на предвершинном плато со скалами, мохом и карликовой растительностью (из-за перепада высот здесь уже другая климатическая зона – настоящая тундра). Строения монастыря буквально влиты, впечатаны в скалы, образуя с ними неожиданный, но очень красивый ландшафт. Возле недостроенной арки – щит, на котором висит  кусок рельсы и молоток: предполагается, что о своем приходе путник оповестит монахов ударом в рынду, но этого не требуется: еще на подходе к монастырю о вас громким лаем доложат собаки. Их здесь (считая и взрослых, и щенков) около десятка. Зимой буддисты запрягают собак в упряжки и возят на них стройматериалы: «одна упряжка прекрасно тянет поддон пеноблоков».
 
Здесь же, на щите - правила поведения в монастыре: запрещается употреблять спиртное, нецензурно выражаться, брать какие-либо вещи без спросу. Любой посетитель или гость объявляется «желающим принять посильное участие в строительстве монастыря». Буддисты заранее предупреждают: «мы не пацифисты и не вегетарианцы, не сторонники идеи о единстве всех религий и не страдаем прочими «душевными» расстройствами». Дальнейшее общение подтверждает: люди абсолютно вменяемые, религиозного фанатизма у них не наблюдается.
 
Девчонки Маша и Сати Саттва любят вязать, ребята по вечерам смотрят сериалы (телевизора нет, все общение с миром - через Интернет), сам учитель Лама Докшит обожает стратегические компьютерные игры, особенно Warcraft (но не «стрелялки» - в молодости настрелялся по-настоящему). Основное их отличие от «нормальных» людей - забрались на гору и живут там, никому не мешают, строят себе свой монастырь. И еще – почти абсолютно спокойное отношение к жизни и неиссякаемое чувство юмора и самоиронии, которым всех заряжает учитель. «Да фанатики мы, фанатики. Какой урод согласится жить вдали от цивилизации? Но мы-то живем не вдали от цивилизации, мы живем в ее центре, и поэтому люди к нам идут, а не мы к людям».
 
Это правда. В течение года монастырь посещают больше полутора тысяч человек. Однажды в летний день милицейско-прокурорская проверка насчитала на горе свыше 70 человек. Большинство туристов едут сюда специально посмотреть на уральских буддистов, едут со всех городов России и из других стран. «Проводим экскурсию, предлагаем на память сувениры, угощаем чаем, за жизнь поговорить опять же, - рассказывает молодая монахиня Сати Саттва. – Те, кто приходят в выходные, удивляются, что мы еще и в баню всех приглашаем, спать уложим. Мы относится к людям не как к чужим, они такие же, как мы, мы не разделяем себя и других.
 
«Всех так радушно принимаете?», - спрашиваю у Сати.- «Не любим только пьяных и религиозных фанатиков. На самом деле мы здесь для людей, но для этого нужно сперва разобраться в себе, уединиться. Но не получается! Вам приходится встречать по 150 человек гостей в день? Уединились, называется!»
 
«У нас нет конфликта с «Евразом», это у них с нами конфликт»
 
На вопрос, почему для строительства монастыря в свое время выбрали северную, а не южную вершину горы, лама отвечает философски: «Земля существует 5 с половиной миллиардов лет, человек на ней - существо временное. Если у кого-то спрашивать разрешения, оно будет настолько эфемерным, как и то, что я его спрашиваю. Человек рожден, чтобы что-то делать. Если это не мешает другим, не причиняет вреда здоровью, то почему я должен не делать?»
 
Буддисты уверены: они не будут мешать будущему карьеру, так же, как не мешают существующему. «Все говорят о столкновении интересов буддистов и «Евраза». Но если рассудить, как могут 8 человек помешать такой огромной разработке?» - недоумевает Сати. И действительно: разведка, засланная ими в питерский научно-исследовательский институт, который разрабатывает проект для «Евраз Груп», донесла: непосредственно под монастырем руду добывать не планируется, он попадает в санитарную зону месторождения, и то не раньше 2030 года. Но формально эту зону все же должны очистить от посторонних. Чтобы монастырь не мешал карьеру, лама предлагает немного скорректировать его границы. «Когда строили железную дорогу из Москвы в Петербург, получился такой странный аппендикс: у Петра Первого (на самом деле у Николая Первого – ред.) просто палец на линейку попал. Так и построили. Почему бы им нас точно так же не обойти?»
 
«Если «Евраз» действительно хочет нам помочь, они могли бы наладить дорогу до Косьи, чтобы мы могли подвозить материалы оттуда. И тогда совсем никаких столкновений не будет: нам не придется пересекать их территорию», - добавляет Сати.
 
КачГОК на все предложения отвечает одним: буддисты отстаивают только свои интересы и не думают о горожанах.
 
Несчастье помогло
 
В конфликте буддистов и ГОКа масла в огонь подлили и христиане: там же, на горе Качканар, началось строительство часовни. Дело двигают три женщины, отколовшиеся от движения Александра Дадашева – качканарца, сейчас проживающего в Москве. В 1998 году ему якобы явилась Богородица и дала четыре наказа: построить на самой высокой точке Качканара храм в ее честь, сделать бесплатными требы в православных церквях, убрать с Красной площади тело Ленина и построить приют для стариков и сирот. Все эти годы Александр Дадашев несет наказы в народ, его сайт насчитывает десятки тысяч просмотров, сотни людей присылают пожертвования, но за 14 лет провидец палец о палец не стукнул, чтобы добиться хоть какого-то результата.
 
Недавно инициативу перехватили активистки его движения: бывший главный бухгалтер его организации москвичка Вера и две рабы Божьи из Ижевска – Анна и Ольга. Они заявляют, что у них тоже были видения. «Матерь Божья явилась ко мне во сне и сказала, что если не будет исполнено покаяние, конец миру сему. Голос Ее шел мне прямо в мозг», - делится сестра Ольга. А с Анной якобы разговаривал Симеон Верхотурский: он повелел поставить часовню недалеко от буддистского монастыря. На пожертвования приверженцев Дадашева сестры заказали сруб 4х4 метра, привезли его в Качканар, договорились с транспортом и охраной ГОКа и доставили бревна почти до поляны перед последним подъемом к монастырю. Правда, после проверки, которую во время их отлучки учинили правоохранители, все работники разбежались и от часовни остались только крест да фундамент.
 
В свое время вся троица и работники жили в монастыре Шад Тчуп Линг: буддисты приняли их радушно. Несмотря на это в планах христианок снести буддистский монастырь. «Истинная вера только православная, а буддисты поклоняются дракону, надо вот это языческое капище убрать и поставить там православный храм», - заявляет сестра Ольга.
 
«Не обидно, что женщины воспользовались вашим гостеприимством, а  теперь - снести дракона?» - спрашиваю ламу. - «Да нет, конечно! Вон у нас объявление висит: все забытые и оставленные вещи рассматриваются как подношение. Так что спасибо за часовню! Шутка. Лично мне вариант с часовней очень нравится – это еще больше добавит в нашу копилочку, что мы абсолютно толерантны».
 
Ни шагу назад
 
Рассказываю буддистам о мечте мэра Сергея Набоких построить на южном склоне горы Качканар (он смотрит на город, и его «Евраз» трогать не будет) горнолыжный комплекс европейского уровня. Ради такого дела мэрия Качканара даже установила побратимские отношения с итальянским городом-курортом Сельва Вал-Гардена, оттуда приезжали специалисты и оценили проект ГЛК в Качканаре как очень «интересный, перспективный и недорогой». Пока это наполеоновские планы: бюджет проекта - 12 млрд рублей, таких денег Качканару никто не даст. Но сама идея очень красивая, и, что примечательно, в ней есть место и буддистскому монастырю – по задумке Сергея Набоких, он мог бы стать украшением, изюминкой «качканарского туристического кластера».
 
«Мэр более дальновиден, чем директор ГОКа, - делает вывод лама. – Он понимает, что железо рано или поздно кончится, а лыжи – они и в Африке лыжи. Желание покататься у человека будет всегда - есть у него под ногами железо или оно выкопано».
 
Идея про ГЛК буддистам очень даже нравится, но переезжать, пусть даже на южную сторону горы, буддисты отказываются. «Вы сами видели наши строения. Как вы себе это представляете? Скалу перенести?» О том, что они будут делать, если «Евраз» придет выселять их с приставами, буддисты даже не думают. «Мысли материальны, зачем думать о плохом? Мы лучше будем строить! И будем обжаловать все решения, вплоть до Верховного и Европейского судов – как раз лет 17 вся эта канитель и продлится, - смеется Сати. - А потом, может быть, уже никому не интересно будет биться за эту гору».
 
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»

Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!

Комментарии
Будьте первым! Оставьте комментарий
Перейти к комментариям