15:33 20 декабря 2012
«Я бы хотел умереть на свободе»
Михаил Гурко осужден. Наказание смягчили за сотрудничество со следствием
Последнее слово Михаил Гурко произносил негромко. В какой-то момент голос дрогнул. Гурко сделал паузу, собрался и продолжил. "Я вину свою признаю..."
Бывший депутат Курганской областной думы Михаил Гурко приговорен к 5 годам колонии строгого режима. На слушание его дела ушло меньше двух часов: уголовное дело по ходатайству самого Гурко рассматривалось в особом порядке - без допроса потерпевших и свидетелей. Для осужденного такой порядок - своего рода спасение от изнурительных судебных заседаний, которые могли бы затянуться не на один месяц. Для Михаила Гурко, состояние здоровья которого заметно пошатнулось за последние годы, это было бы непростым испытанием. Гурко получил более мягкий приговор, чем ему могли назначить, благодаря активному сотрудничеству со следствием: он рассказал подробности не только о преступлениях, инкриминируемых ему, но и о преступных деяниях других лиц, в том числе высокопоставленн ых. О деле «депутата» - в материале «URA.Ru».
В зал суда заключенного Михаила Гурко привели под конвоем, в наручниках. Внешне он заметно изменился – похудел, отпустил бороду, даже стал чем-то похож на известного исследователя Арктики Артура Чилингарова. До начала судебного процесса с Гурко переговорили оба его адвоката – Генрих Оганесян и Константин Каплунько, однако беседа прервалась, так как в зал вошел судья Вячеслав Володин.
Как и положено, была установлена личность подсудимого, защитники представили дополнительные характеристики на Михаила Гурко, после чего суд перешел непосредственно к рассмотрению уголовного дела.
Ранее сообщалось, что в 2010 году в отношении Гурко было возбуждено уголовное дело по факту бандитизма и покушения на убийство. Вместе с тем сейчас органами предварительного следствия Михаил Гурко обвиняется в хулиганстве (часть 2 статьи 213 УК РФ) и в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью (пункт «а» часть 3 статьи 111 УК РФ). За хулиганство бывшему депутату, если, конечно, его вина будет доказана в суде, грозит наказание в виде штрафа в размере от 500 тысяч до 1 млн рублей или в размере заработной платы осужденного от 3 до 4 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 7 лет. По второму составу возможно более строгое наказание: лишение свободы на срок до 12 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.
Судебный процесс оказался краткосрочным. Михаил Гурко заранее заявил ходатайство о рассмотрении его дела в особом порядке. Заместителем генпрокурора по УрФО Юрием Пономаревым это ходатайство было поддержано, так как обвиняемый заключил досудебное соглашение со следствием и активно помогал расследовать не только его уголовное дело, но дал показания и по другим преступлениям. На основании этих фактов, а также с учетом того, что Гурко полностью признал свою вину, суд удовлетворил представление Пономарева о рассмотрении дела в особом порядке, то есть без вызова в суд потерпевших и свидетелей, без представления доказательств.
Обвинение на процессе представлял прокурор отдела Управления Генпрокуратуры по УрФО Илдар Якупов. Согласно материалам, собранным органами предварительного следствия, в сентябре 2004 года Михаил Гурко, Дмитрий Попов, Сергей Авраменко, которые были приговорены к длительным срокам заключения год назад, и Гончаров, умерший в декабре 2006 года, создали преступную группу. В составе группы существовала своя иерархия: исполнители преступлений никогда не общались напрямую с руководителями – Гурко и Поповым. Михаил Гурко осуществлял финансирование деятельности участников группы, подыскивал объекты для нападения, участвовал в разработке планов, принимал решение о совершении преступлений, выплачивал денежное вознаграждение исполнителям и т.д.
Первое преступление, организованное преступной группой, было совершено в 2004 году во время кампании по выборам главы города в отношении заместителя мэра Кургана Виктора Серкова. Авраменко подкараулил потерпевшего в подъезде и нанес ему несколько ударов, после чего убежал. Здоровью Серкова был нанесен легкий вред. Как ранее пояснял один из лидеров группы Дмитрий Попов, именно Михаил Гурко попросил «напугать» и «потрясти за шиворот» заместителя мэра. Вместе с тем, по данному преступлению истек срок давности, и наказание за его совершение не понесли ни Авраменко с Поповым, ни Гурко.
По второму эпизоду вина Михаила Гурко была полностью доказана, да и сам он ничего не скрывал. Все в том же 2004 году, во время избирательной кампании по выборам губернатора Курганской области, Гурко организовал нападение на штаб одного из кандидатов – Евгения Собакина. Подготовка к преступлению была очень тщательной: участники группы продумали то, на какой машине Сергей Авраменко подъедет к штабу Собакин, как он бросит гранату в окно, как будет скрываться с места преступления. Продумали даже свои действия на случай задержания Авраменко с поличным: Гурко должен был при этом использовать все свои связи в правоохранительн ых органах для освобождения Авраменко из-под стражи. Однако все прошло по «наилучшему» для группировки сценарию: Сергей Авраменко бросил гранату в окно предвыборного штаба Собакина. Взрыва не было, так как в боевой режим граната не была приведена, да и цели взорвать никто не ставил – преступники хотели только напугать сотрудников штаба. И это действительно было сделано.
Третье преступление было совершено летом 2006 года в отношении бывшего заместителя директора РНЦ ВТО имени Илизарова Александра Федотова. Также был продуман план нападения, в котором сам Михаил Гурко принимал уже непосредственное участие. До часа ночи он находился с Федотовым в одном из курганских баров. Когда Федотов «дошел до кондиции», Гурко позвонил Попову и сообщил, что «объект» направляется в сторону дома. У подъезда ничего не подозревающего Александра Федотова поджидали все тот же Сергей Авраменко и еще один соучастник преступления. Сначала Федотова ударили деревянной палкой по голове, после чего Авраменко пырнул потерпевшего ножом в живот. Ранение оказалось не смертельным.
Обо всем этом Михаил Гурко подробно рассказал следствию. Кроме того, чтобы смягчить свой приговор, он, как уже говорилось выше, подписал досудебное соглашение, обязуясь дать правдивую и полную информацию об известных ему преступных деяниях. В частности, он дал показания по делу об обстоятельствах, возможных исполнителях и организаторах убийства в 2002 году депутата областной думы Александра Антошкина, правда, эта информация ему была известна от третьих лиц. Гурко рассказал следователям об организаторе и своих взаимоотношениях с организатором преступлений в отношении Виктора Серкова и Александра Федотова, а также по факту запуска гранаты в окно штаба Евгения Собакина. Он сообщил также следствию подробности о фактах коррупции и злоупотреблении полномочиями должностными лицами в органах власти Курганской области, связанных с передачей предпринимателем Павлом Федулевым взяток за назначение его друга Андрея Вихарева сенатором от региона. Подробности этих показаний раскрыты не были. Гособвинитель лишь отметил, что все условия досудебного соглашения Гурко выполнил в полном объеме.
Поскольку дело Михаила Гурко рассматривалось в особом порядке, никаких доказательств виновности или невиновности подсудимого стороны не представляли. Защитники лишь воспользовались возможностью обратить внимание суда на то, что Гурко никогда не скрывался от следствия. Сам подсудимый заявил, что после покушения, совершенного на него в январе 2009 года, правоохранительн ыми органами, расследовавшими это дело, ему была предоставлена защита. Однако спустя полгода ему якобы сказали, что осуществление защиты обходится слишком дорого, и посоветовали ему на время скрыться. По словам Гурко, он уехал из России (как сообщалось ранее, на Украину), причем пересекал границу по своему паспорту, все эти годы также проживал под своей фамилией. И, несмотря на все, следствие решило объявить его в розыск, хотя, по словам адвоката Константина Каплунько, его «совершенно спокойно нашли там, где он и должен был быть». Уголовное дело по факту покушения на Гурко было закрыто.
Прокурор Илдар Якупов попросил суд признать Михаила Гурко виновным в совершенных преступлениях и назначить ему наказание в общей сложности в виде 5 лет 6 месяцев лишения свободы в колонии строгого режима.
Адвокаты Гурко, в свою очередь, попросили суд не назначать их подзащитному наказания, связанного с лишением свободы, так как срок, запрошенный прокурором, для подсудимого сродни пожизненному заключению: лидеру преступной группы 68 лет, у него есть ряд хронических неизлечимых заболеваний, существует подозрение на онкологию. Кроме того, смягчение наказания, по мнению защиты, возможно и потому, что Гурко активно сотрудничал со следствием и дал исчерпывающую информацию по другим возможным преступлениям и лицам, к ним причастным. Причем Гурко и дальше, отметили защитники, готов сотрудничать со следствием. «Есть ряд уголовных дел, которые возбуждены против лиц, занимающих руководящие посты в органах власти Курганской области. Все эти дела возбуждены благодаря Михаилу Николаевичу, хотя эти эпизоды не были прописаны в досудебном соглашении. Это все свидетельствует о том, что человек глубоко раскаялся, осознал, и тесно сотрудничает с органами прокуратуры, правоохранительн ыми органами. В качестве смягчающего обстоятельства я просил бы суд признать, что все то, что совершено Михаилом Николаевичем, было совершено в силу материальной, служебной или иной зависимости, в которой он находился, от лиц, от которых поступали заказы», - отметил адвокат Каплунько.
Последнее слово Михаил Гурко произносил негромко. В какой-то момент голос дрогнул. Гурко сделал паузу, собрался и продолжил. «Я вину свою признаю, раскаиваюсь, приношу пострадавшим свои извинения. Я год уже нахожусь в заключении, много видел за этот год. Заболевания у меня действительно тяжелые. Я видел за этот год смерти в заключении. Если есть такая возможность… я бы хотел умереть на свободе. А сколько позволит оставшееся здоровье, я буду сотрудничать со следствием», - заявил Гурко.
Приговор бывшему депутату был оглашен через несколько часов. Судом назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. У Михаила Гурко есть 10 дней для оспаривания приговора суда в кассационном порядке.
Публикации, размещенные на сайте www.ura.news и датированные до 19.02.2020 г., являются архивными и были
выпущены другим средством массовой информации. Редакция и учредитель не несут ответственности за публикации
других СМИ в соответствии с п. 6 ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!
Будьте первым! Оставьте комментарий