Что это за документы? Уральские ФАС задают вопросы ВТБ, «Номосу» и «Ситибанку»
На рынке госзакупок Урала новая проблема: фильтр, установленный законодателями от мошенников, не работает. От участников конкурсов требуют банковские гарантии: так власть заодно вывела за границы малый бизнес. Но он живуч, предприниматели выстроились в очередь за липовыми банковскими справками. УФАС бьют тревогу, находят одних мошенников за другими: уже есть вопросы к «Номос-банку», ВТБ, «Ситибанку» и другим. Как легко попасть к бюджетным деньгам — в материале нашего агентства.
На рынке госзакупок Урала растет число мошенничеств с банковскими гарантиями. Жертвами, а порой и соучастниками афер являются представители малого и среднего бизнеса. Причина очевидна — легальную банковскую гарантию, необходимую для получения госконтракта, неизвестному предпринимателю в ограниченный законом срок получить практически невозможно. О росте числа подделок заявляют представители контролирующего рынок госзаказа органа — федеральной антимонопольной службы. Только Пермское управление ФАС за прошедший год разбирало четыре дела, в которых фигурировали фальсифицированные банковские гарантии.
Расцвет посреднических фирм, предлагающих легальные и нелегальные банковские гарантии, начался летом прошлого года. Тогда вступили в силу корректировки закона о госзакупках — из способов обеспечения исполнения контракта был исключен договор поручительства. Ранее именно поручительство использовалось небольшими компаниями в качестве гарантии выполнения работ и поставки товаров госзаказчику. Проблемой для многих госучреждений и структур были «серые» поручители — подставные фирмы, с которых крайне трудно было взыскать обязательства. Теперь, судя по всему, их место заняли «серые» брокеры. Все подделки, которые были выявлены сотрудниками управлений ФАС, оформлялись через банковских брокеров. Именно так называют себя мошенники, подделывающие востребованные бизнесом бумаги.
Напомним, банковская гарантия (БГ) — это поручительство банка за компанию, которая получила госконтракт. В случае неисполнения условий контракта банк обязан возместить требования заказчика. Такой документ служит одним из инструментов защиты от недобросоветных поставщиков наряду с передачей заказчику денежных средств. Однако для маленьких компаний с небольшим оборотом крайне сложно изыскать «лишнюю» сумму для обеспечения контракта, поэтому банковская гарантия является фактически единственным приемлемым вариантом. И в то же время — труднодоступным. Серьезные крупные и надежные банки рассматривают заявки по 1,5-2 месяца, и не исключено, что предприниматель получит отказ.
«Процедура получения БГ длится не меньше 1,5 месяца, если впервые приходишь в банк, и не менее трех недель, если приходишь повторно. Причем совершенно неважно, что БГ нужна на небольшую сумму (у нас в основном 500-600 тыс.). И как при такой процедуре успевать к подписанию контракта? Причем банк не идет на уступки. Последний раз я пыталась получить одобрение банка (пройти проверку) на выдачу БГ в рамках 1,5 млн с тем, чтобы поучаствовать в нескольких тендерах, и при выигрыше взять три гарантии по 500 тыс., и не проходить проверку каждый раз. Увы, банк отказал. Возможно, для крупных фирм, имеющих в обороте сотни миллионов, получение БГ — не проблема, но для субъектов малого предпринимательства — это настоящая беда, — пишет один из постоянных участников аукционов для госнужд на форуме сайта „Тендер.ру“. — Гарантия от брокера это — не совсем и БГ. Но чаще совсем не БГ. Я это знаю. Но деться мне, „с подводной лодки“, некуда. И приходится брать липу. Я бы с огромным удовольствием не брала ее, а оформляла все в банке. Но, увы, и ах».
Бизнесмены фактически вынуждены обращаться к «серым» банковским брокерам, так как после получения контракта у них есть всего пять — десять дней на получение БГ и предоставление обеспечения.
«Во всех случаях, которые мы рассматривали, победитель торгов заключал договор с посредником на получение банковской гарантии. Причина одна — по закону у победителя торгов слишком мало времени на оформление этого документа. Брокеры же за определенный процент предлагают оформить документы за несколько дней», — рассказала «URA.Ru» сотрудница пермского управления ФАС и добавила, что пермские бизнесмены представляли поддельные банковские гарантии «ВТБ», «Номос-банка» и «Трансинвестбанка».
В Свердловской области фигурируют лжегарантии ЗАО КБ «Ситибанк», челябинские антимонопольщики сталкивались с подделками БГ ООО «Кузбасский губернский банк — банк Кузбасса».
«Серая» гарантия может быть полностью поддельной — когда сфальсифицировано буквально все — банк, подписи, печати. А может быть полулегальной — когда реальный сотрудник существующего банка оформил документ, но не провел его по реестровым записям. Оба варианта — вне закона, однако найти посредника не составляет труда — Интернет пестрит подобными предложениями.
Поняв конъюнктуру рынка и потребность небольших компаний, «серые» брокеры мониторят сайт госзакупок и самостоятельно выходят на победителей торгов. Бизнесмены рассказывают, что на электронные адреса от посредников им приходят предложения по быстрому и недорогому оформлению гарантий. Участники рынка также обращают внимание на то, что ряд небольших банков также сотнями и тысячами начали раздавать по сути ничем не подтвержденные гарантии.
Проблему повсеместной фальсификации гарантийных документов уже пытаются решить на законодательном уровне: в Госдуме находится на рассмотрении законопроект о внесении изменений в закон о госзакупках, подразумевающий введение обязательного реестра банковских гарантий на официальном сайте госзакупок. В случае его принятия банк должен будет в течение одного дня на сайте опубликовать подробные сведения о выданной гарантии — сумму, получателя, номер контракта. Бизнесмены считают, что такая норма хоть и решит проблему фальшивок, но для малого бизнеса не расширит возможности доступа к госзакупкам.
«Изменения, касающиеся изъятия поручительства из способов обеспечения исполнения контрактов, возможно, были не до конца проработаны. Они были направлены на защиту заказчика от недобросовестных поставщиков, но в итоге негативно отразились и на добросовестных участниках аукциона. В сложившихся условиях законодатель будет обязан вновь обратиться к этой норме закона о госзакупках. Иначе рынок столкнется с ростом коррупции, потому что участники торгов будут пробовать договариваться о результатах аукциона с заказчиком, — заключает председатель комитета по государственному и муниципальному контракту свердловского регионального отделения „ОПОРЫ РОССИИ“ Дмитрий Тихонов. — На мой взгляд, проблема кроется не столько в законодательстве о госзакупках, сколько в доступе малого бизнеса к кредитным ресурсам. Мы знаем, что кредитные деньги для небольших компаний зачастую недоступны. Чтобы малый и средний бизнес мог поддерживать конкуренцию и участвовать в торгах, нужно решить именно этот вопрос».
Как рассказали «URA.Ru» в Пермском управлении ФАС, все материалы по поддельным банковским гарантиям отправлены в правоохранительные органы, однако никакой реакции пока нет. В МВД по УрФО агентству сообщили, что ни одного уголовного дела, связанного с подделкой банковских гарантий, возбуждено не было.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!