Коммерческо-политический пазл из губернатора и олигарха
Виктор Вексельберг (на фото) выглядит самым логичным победителем конкурса за Большое Савиново. Но где гарантии, что он не убьет его в угоду екатеринбургскому Кольцово? |
На протяжении пяти последних лет власти Пермского края регулярно заявляли о необходимости создать на базе Большого Савино современный авиатранспортный узел. В перспективе, хаб мог стать источником пополнения краевого бюджета, «магнитом» для инвестиций и точкой роста всей краевой экономики. Однако политическая карта легла иначе и оказалась весьма неудачной. И если до прихода в Прикамье губернатора Басаргина дальше слов дело не шло, то с его назначением прорисовывается совершенно иная перспектива. Несмотря на мнимую конкуренцию среди инвесторов, реконструкция почти гарантированно достанется компании знакомого губернатору олигарха. Кто он, что за люди за ним, и чем все это грозит Пермскому краю — в материале «URA.Ru».
История модернизации аэропорта — история обещаний, данных властями. Можно загибать пальцы. Летом 2007-го должны были начаться работы по строительству корпуса аэровокзала силами югославской компании, но проект заглох на стадии «подписания договора». Ровно год спустя Государственный институт авиационной промышленности победил в конкурсе на разработку концепции аэропорта, но с госконтрактом тоже что-то не срослось. Проект реконструкции Большого Савино в рамках инвестиционной программы регионального развития на 2008—2010 годы объемом в 3,6 млрд рублей так и остался на страницах пресс-релизов. Чуть лучше у экс-губернатора Прикамья Олега Чиркунова получилось с приглашением испанского архитектора Рикардо Бофилла, автора аэропорта в Барселоне — лучшего в Европе. Здесь дело дошло аж до эскизов в формате 3D. Неизвестно, сколько еще продолжалась бы эпопея с реконструкцией единственного в крае пассажирского аэропорта, но прошлой весной Чиркунова отправили в отставку, и проблемой волей-неволей занялся новый глава региона Виктор Басаргин.
Новый губернатор продолжил дело предшественника. «Мы окончательно сформировали комиссию, которая объявит о проведении конкурса на строительство аэропорта. Предложений, на удивление, много, в том числе и от французской фирмы, занимающейся строительством подобных зданий и сооружений. Что касается проекта Бофилла, то он слишком дорогой, его стоимость превышает 2 млрд руб., — проинформировал Виктор Басаргин через полгода после того, как возглавил Пермский край. — До 1 февраля 2013 года будем собирать предложения, 1 марта получим первые результаты и узнаем, кто станет заниматься строительством. Все зависит от условий, которые предложат инвесторы. Но даже если они нас и не устроят, мы будем реализовывать проект в ближайшее время».
Когда казенное унитарное госпредприятие «Пермские авиалинии» объявил конкурс по отбору инвесторов для аэропорта Большое Савино, эксперты и пресса поспешили назвать грядущий тендер чисто формальным. Победителя, казалось, можно предсказать заранее. Согласно конкурсной документации, компания, которой доверят глобальную реконструкцию пермского аэропорта, должна иметь опыт эксплуатации российского аэропорта с годовым пассажиропотоком более 2 млн человек на протяжении трех последних лет. Один этот пункт сократил число кандидатов до семи — три московских аэропорта, плюс Кольцово, Краснодар, Пулково и Толмачево. Второй интересный пункт — требование к соискателям госконтракта иметь опыт привлечения инвестиций, не обеспеченных госгарантиями, на сумму более 1 млрд руб. Из гонки разом вылетели Внуково и Шереметьево, под вопросом оказались перспективы «Базэл-Аэро». Толмачево и Пулково должны были срезаться на требовании иметь опыт строительства новых терминалов на протяжении 10 последних лет. Если учесть, что владельцы Домодедово никакого интереса к Перми никогда не проявляли, то реальный кандидат на победу в тендере оставался один — компания «Ренова», которой принадлежит аэропорт Кольцово в Екатеринбурге. Однако день подачи заявок на конкурс принес большой сюрприз.
«Заявки подали сразу 3 компании!» — сообщил и. о. генерального директора «Пермские авиалинии» Эдуард Кошенсков. Помимо ожидаемых претендентов в лице ООО «Базэл-Аэро» и ОАО «Кольцово-Инвест», господин Кошенсков объявил, что заявку на тендер подала новосибирская компания ОАО «Аэропорт Толмачево», которая никаких публичных заявлений об интересе к пермскому проекту не делала. Все компании соответствуют основному условию конкурса: имеют опыт управления аэропортом с пассажиропотоком минимум 2 млн человек в год. Конкурсная комиссия теперь должна в срок до 28 февраля определить, насколько претенденты отвечают другим критериям отбора. Затем до конца марта с победителем конкурса будет подписан инвестиционный меморандум.
Однако эксперты прогнозируют, что самым противоречивым итогом для Перми станет победа ОАО «Кольцово-Инвест». С одной стороны, вариант с «Реновой» гарантирует высокую степень надежности инвестора, в частности — качество и своевременность выполнения работ. С другой стороны, не стоит забывать, что географически Кольцово и Большое Савино не могут дополнять другу друга, они — конкуренты, которые борются практически за один и тот же пассажиропоток.
Владельцы Кольцово не раз выражали недовольство тем, что аэропорт мощностью в 8,4 млн человек в год обслуживает менее 4 млн. На фоне этих заявлений Большое Савино, привлекшее в 2012 году только 1 млн пассажиров, уже выглядит аутсайдером. Четырехкратное отставание от принципиальных соперников-соседей из Екатеринбурга ясно показывает, кто хозяйничает на Среднем Урале на рынке авиаперевозок.
В то время как немецкая авиакомпания «Lufthansa» с 30 марта отказывается от рейсов Пермь — Франкфурт-на-Майне, Кольцоворасширяет географию своего присутствия. В планах компании — открыть рейс в Токио. Напомним, что Кольцово в настоящее время занимает пятое место в России по объему авиаперевозок и не прочь еще больше увеличить свою долю на рынке за счет московских и питерских конкурентов. Рядом с Кольцово Пермь — аутсайдер. Видно, что на Урале и в Сибири действительно формируются межрегиональные хабы в Екатеринбурге и Новосибирске, а в ПФО явных лидеров нет.
2012 | Пассажиров | Рост |
Екатеринбург | 3 783 069 | 12,7% |
Новосибирск | 3 266 745 | 18,1% |
Краснодар | 2 599 100 | 3,5% |
Уфа | 1 918 945 | 13,6% |
Казань | 1 486 904 | 21,2% |
Пермь | 994 050 | 13,0% |
Нижний Новгород | 747 165 | 61,9% |
«Постоянный рост расходов, связанный с ростом цен на топливо и другие эксплуатационные затраты и сборы, создал ситуацию, при которой операционная деятельность на рейсах в Пермь не может быть прибыльной», — объяснил позицию «Lufthansa» генеральный менеджер компании по продажам в России и СНГ Хокан Бэверштранд. Это еще больше ставит под сомнение надежды Перми поднять авиаперевозки до 2 млн человек в год в качестве авиационного хаба, если не международного, то хотя бы регионального уровня. Кольцово продолжит развиваться, в то время как Большое Савино получит новое здание аэровокзала только в 2016 году.
Рост пассажиропотока в Екатеринбурге обеспечивается не в последнюю очередь за счет пассажиров из… Перми. Их привлекают не только современный удобный аэропорт, но и прямые рейсы по доступным ценам во многие российские города и чартеры за границу, которыми вовсю пользуются пермские турфирмы. Эксперты говорят о возможном конфликте интересов в случае, когда доходы от эксплуатации Кольцово получает та же фирма, которая берется реконструировать своих прямых и единственных географических конкурентов из Перми.
Обычно, чтобы избежать такого казуса, в конкурсе указывают минимальное расстояние от города-заказчика до города, где базируется претендент. Например, аэропорт Пулково четыре года назад при отборе инвесторов указал, что компании-операторы аэропортов должны располагаться на расстоянии более 800 км от Санкт-Петербурга. Такая мера позволила избежать участия в тендере москвичей, и контракт достался консорциуму из нескольких европейских компаний. В конкурсе на реконструкцию Большого Савино такого пункта почему-то не оказалось. Почему?
Прямого ответа на этот вопрос нет, но стоит посмотреть на биографию губернатора Виктора Басаргина. Уроженец Свердловской области, он был всегда связан со Средним Уралом, где в середине 90-х — начале 2000-х годов достиг аппаратных высот, заняв должность руководителя Свердловского областного фонда имущества. Не секрет, что именно там его пути пересеклись с коммерческими интересами владельца группы компаний «Ренова» Виктором Вексельбергом, примерно тогда же и получившим контроль над екатеринбургским Кольцово. Сошелся ли этот коммерческо-чиновничий паззл — покажет время.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!