Ахиллесова пятерка мэрии
Администрация свердловского губернатора продолжает реализовывать свою византийскую тактику. Как стало известно «URA.Ru», унижая мэрию за уборку улиц, а теперь еще и работу «Скорой помощи», областные власти продолжают переманивать на свою сторону депутатов муниципальной Думы. «Встречи проходят ежедневно», — утверждает собеседник агентства. Задача — добиться отставки сити-менеджера Александра Якоба до сентябрьских выборов. Кто уже побывал в резиденции, кого подкупят через Пумпянского, кому гарантируют приятную старость, а для кого важным будет «совет товарищей с Вайнера» — в материале нашего агентства.
Администрация свердловского губернатора, похоже, постепенно формулирует системный подход к работе на предстоящих выборах. Главу администрации Якова Силина освободили от контроля за всеми муниципальными кампаниями, будто готовя к статусу кандидата в мэры города. Идеологические ресурсы резиденции нацелены на самые больные места муниципалитета. Одновременно идут негласные переговоры с депутатами нынешней Думы. «Принимается принципиальное решение, — знает член президиума политсовета „Единой России“. — Или в Думу пойдут тяжеловесы, ориентированные на область, или сохранятся нынешние депутаты, которые в нынешний созыв докажут свою полезность области».
Под «полезностью» подразумевается участие в операции по досрочной отставке сити-менеджера Александра Якоба, которую резиденция хочет организовать в мае—июне. По Уставу, это возможно лишь при согласии половины депутатов представительного органа власти, то есть фактическом одобрении 18 человек. Две недели назад агентство уже сообщало о первых переговорах, и источники «URA.Ru» подтверждают: переговоры не останавливались ни на минуту. Они продолжаются до сих пор.
В мэрии Екатеринбурга об этом знают, и сами ищут слабые звенья в Думе, которую избрали в 2009-м. Сейчас наиболее уязвимым определен Олег Кагилев, избранный по 4-му одномандатному округу (Верх-Исетский район).
Известно, что четыре года назад он был согласован не из-за личных успехов, коих у 30-летнего бизнесмена было не много, а благодаря влиянию отца. Владимир Кагилев возглавляет муниципальное предприятие УЗПС метрополитена Екатеринбурга, отвечая за эксплуатацию уже введенных в строй станций метро. К статусу депутата Кагилев-младший подошел, имея за спиной опыт работы в Уралпромстройбанке и управления собственным предприятием, занимающимся противопожарной обработкой. Считается, что 80% его заказов — муниципального происхождения.
Политические обозреватели отмечают, что депутат Кагилев за время работы в Думе не произнес ни одного слова, не сделал ни единого заявления. При этом его знакомые утверждают, что молодому человеку (сейчас ему 34 года) нравится общественный статус и он хочет его сохранить, поскольку расходы прошлой кампании уже отбиты. Практически сразу же Кагилев-младший стал собственником двухэтажного здания на улице Гурзуфская, где ранее размещалось МУП Екатеринбурга. В настоящий момент административное помещение приросло этажом и стало офисным. К тому же, политический статус дает ему общественное признание в кругу ровесников и ровесниц.
Но даже с таким высоким уровнем зависимости депутат считается неблагонадежным. Во-первых, он зависит от отца, который в свою очередь вынужден с каждым годом больше ориентироваться не на городскую администрацию, а на силовиков (метро — стратегически важный объект, контроль над которым постоянно усиливается). Кроме того, Кагилевы имеют провальный девелоперский проект в Белоярке, который, с одной стороны, подтверждает неспособность семьи работать в рыночных условиях, а с другой — вынуждает ее обсуждать свое будущее с областными чиновниками.
«Уверенности нет», — формулирует знакомый представитель горадминистрации, признавая при этом, что и другие депутаты не так лояльны, как кажется. В качестве примера он приводит Вадима Воробьева (11-й округ, Кировский район). До избрания в Думу тот был главой Кировского района Екатеринбурга, и изменение статуса было вынужденным. И в «Единой России», и в мэрии указывают на проблемы Воробьева с алкоголем, которые он не мог разрешить. Главу района видели в разных ситуациях, которые не стыковались с его статусом.
Считается, что решение о переводе Воробьева из служащих в депутаты принимал лично замглавы Екатеринбурга Владимир Тунгусов. Его же называют инициатором переговоров с владельцем группы «Синара» Дмитрием Пумпянским о принятии Воробьева на работу директором Центрального стадиона, который принадлежит коммерсанту.
Источник в группе говорит, что доверия Воробьеву нет и внутри компании он воспринимается, как внедренный агент, поставляющий информацию на сторону. При этом в футбольном клубе «Урал», напротив, считают, что Воробьев неоднократно подавал сигналы о готовности политического сотрудничества. Те, кто знает депутата, утверждают, отставка с поста главы района его задела и сейчас бывший муниципальный служащий зависим от своего контракта с «Синарой», который на рынке оценивается в 350-400 тыс. рублей в месяц.
В мэрии уверены, что гарантированное продление трудового договора способно повлиять на Воробьева и сейчас готовятся соответствующие переговоры между Владимиром Тунгусовым и Дмитрием Пумпянским. Но будут ли они успешны — вопрос: глава «Синары» больше ориентирован на губернатора Евгения Куйвашева, а значит, для мэрии Вадим Воробьев практически потерянный боец.
Другое дело бывший глава Ленинского района Алексей Фисенко (15-й округ, Ленинский район). Источники агентства считают, что за его голос развернется масштабная кампания. Проработав несколько лет в компании «Драгоценности Урала», управлявшей Екатеринбургским заводом обработки цветных металлов, Фисенко стал финансово независим.
Впрочем, ощущения полной свободы у него нет. В промышленных кругах вновь популярны слухи о переговорах, которые начал с областными силовиками бывший партнер Фисенко по бизнесу Николай Тимофеев. 76-летний бизнесмен, металлург и поэт сейчас проживает в Чехии, и вернуться на Родину не может из-за множества криминальных историй, которые похоронили «Драгоценности Урала». Одна из них касается хищения с завода ОЦМ нескольких сотен тонн золота, что позволяет задавать вопросы пока только Тимофееву. Участники встреч с беглым бизнесменом считают, что Тимофеев готов рассказать обо всей схеме хищения, подставив и бывших партнеров, лишь бы вернуться на Урал.
Эти переговоры могут иметь и серьезные имиджевые последствия. 12 лет назад Алексей Фисенко стал героем масштабного скандала: обнаружилось, что вместе с друзьями он приобрел себе орден Мужества — то есть, совершил проступок, который в современной России не имеет срока давности. А учитывая, что теперь даже недвижимость за границей может поставить точку в политической карьере, покупка государственной награды способна уничтожить человека. «Но Алексей хочет переизбраться», — говорит его коллега.
Вообще в происходящих торгах влияние силовиков — ключевой вопрос. «URA.Ru» уже писало о сложной ситуации, возникшей в Орджоникидзевском районе. Сейчас выясняется, что она еще сложнее, чем кажется. Ни в администрации губернатора, ни в мэрии Екатеринбурга не могут понять, на чьей стороне выступит Николай Антонов, действующий представитель избирателей 29-го округа.
История его попадания в Гордуму печальна: но не столько для Антонова, сколько для семьи предыдущего депутата Валерия Алексеева, скоропостижно скончавшегося в 2008 году. Тогда спикер Думы Евгений Порунов говорил, что Алексеев выпил дома кофе и умер. Обстоятельства смерти не выяснены до сих пор, но интересно, что Антонов (не будучи совладельцем компании Алексеева) получил и его мандат, и автомобильный бизнес умершего. Вдова без споров и скандалов переуступила полученную долю новому владельцу, который, как и Кагилев, очень быстро монетизировал свой мандат.
Сейчас Николай Антонов управляет коммунальным бизнесом в Орджоникидзевском районе. С одной стороны, это позволяет наблюдателям относить его к промэрским депутатам. С другой, собеседники Антонова настаивают на его независимой позиции. «На всех переговорах он настаивает: мне плевать на мэрию, не интересна „Единая Россия“, я посоветуюсь со старшими товарищами с Вайнера», — пересказывает собеседник депутата.
В резиденции эти слова трактуют однозначно: Антонов ориентирован на позицию управления ФСБ по Свердловской области, сотрудником которого он был (как и Валерий Алексеев). В подчиненных Евгения Куйвашева это вселяет большие надежды: бывший начальник УФСБ Борис Козиненко сейчас работает советником губернатора, а с новым — Александром Вяткиным — они знакомы по Тюмени. Однако насколько прочна эта связь? В мэрии, по данным агентства, решили проверить ее деньгами.
Совсем неожиданный бой разворачивается вокруг другого депутата — Виктора Тестова (8-й округ, Железнодорожный район). Директор крупнейшего за пределами МКАДа рынка страны «Таганский ряд», как самостоятельная персона, мэрией не воспринимается принципиально. Городские власти считают, что Тестов — тень Анатолия Никифорова, совладельца рыночного комплекса, депутата регионального парламента.
Собеседники агентства настаивают, эта оценка неверна. Конфликт с третьим совладельцем Вадимом Макаровым, завершившийся выходом последнего из бизнеса, лишь подтверждает сложность взаимоотношений внутри боевого товарищества. «И Тестов — не тень. Мужику 50 лет, он вполне самостоятельный», — говорит собеседник агентства. Есть даже слухи о том, что депутату Гордумы надоело столь нелицеприятное отношение и он готов к активным политическим действиям.
Другое дело — сможет ли этим воспользоваться администрация губернатора. Известно, что там работают не меньшие снобы, чем в мэрии Екатеринбурга.
В любом случае война за депутатов Гордумы началась, и ее победитель — лучший лоббист — сорвет джек-пот.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!