«Как бы не переср*ться». Новый лозунг Гордумы Екатеринбурга
Депутаты Гордумы Екатеринбурга плачут по прежней жизни. Теперь все непросто: равняться исключительно на третий этаж мэрии — еще не значит быть избранным в очередной созыв. Обстановка накалена до передела. Одни ругаются, «кто здесь звезда». Другие строят альтернативный центр силы и срывают заседание. Третьи, как кролики, навострили уши и замерли в ожидании угрозы. Скрывать то, что свердловские власти перекупают екатеринбургских депутатов теперь не может никто. Это видно и нечастому гостю заседаний Гордумы — «URA.Ru». Как на это реагирует Тунгусов, в чем причина расставания с Петлиным, и кто снимает напряжение близостью с коллегой — в нашем репортаже.
В зале заседаний Гордумы Екатеринбурга мрачно — жалюзи плотно закрыты. Обстановка под стать настроениям депутатов. Всегда улыбчивый Анатолий Шарапов сосредоточенно смотрит в одну точку. Константин Савинов и Олег Кагилев постоянно перешептываются. Впрочем, как и другие депутаты. Вице-спикер Яков Спектор глядит куда-то в стену. Неизменен лишь вечный гость Думы — Владимир Тунгусов: прикрыв от фотокамер поллица, он потирает пальцем планшет. Может быть, активнее обычного и не поднимая головы.
Скучающий депутат вышел на перекур и докладывает: «Заседание сегодня проходное, — говорит. — Доклад [начальника управления МВД по Екатеринбургу Игоря] Трифонова и куча бесполезных оргвопросов». Впрочем, тут же его коллега добавляет: заседание хоть проходное, но показательное — до конца пятого созыва осталось пять заседаний.
Игорь Трифонов почти час докладывает о сокращении преступлений на 6%, изнасилований — на 36%, квартирных краж — на 22% и хвалит подразделение ОБЭП. Неожиданно депутаты сбрасывают тревожные, напряженные маски и тянут руки для вопросов. Елена Дерягина спрашивает про несанкционированную торговлю на Щорса-8 Марта. Владимир Городенкер восклицает, доколе во дворах Екатеринбурга будут нелегальные парковки. «Впервые слышал его голос», — отметит потом Леонид Волков. А Рафаэль Шихов благословляет переаттестацию полиции: «Не нужно бояться самоочищаться!» Причем, заметит знакомый депутат, Шихов «прибежал к концу доклада, чтобы поговорить на камеру, а затем снова исчез».
«Начались выборы, — разводит руками один из народных избранников. — Даже по скучнейшему вопросу, каждый из тех, кто мечтает переизбраться, хочет высказаться. Поэтому [Анатолий] Шарапов, [Ян] Габинский и другие стали ходить на Думу — даже на проходные заседания».
«Давайте подведем под вопросами черту», — говорит Яков Спектор. Сегодня он исполняет роль спикера — Евгений Порунов принимает комиссию МБВ. Депутаты объясняют: если для них важно засветиться, то Спектор хочет закончить побыстрее — необходимо отчитаться о непримечательном заседании, прошедшего без происшествий. Так последние заседания в жизни не ведут — все говорит о том, что Яков Авдеевич с креслом вице-спикера расставаться не намерен, хоть он сейчас и заявляет иначе (не зря по новой «нарезке» ему сохранили его прежний округ — единственному из всего состава Думы).
Вопрос, на котором можно было высказаться, закрыт. Депутаты вновь делают кто обеспокоенные, кто — мрачные лица. Многие расходятся по кабинетам. «Кворум, кворум не набирается — всего 17 человек [для принятия решений необходимо как минимум 18 человек], — хлопочет сотрудник аппарата Надежда Сивик. — Где Бура? Где Бородин? Габинский ушел совсем». А это другая сторона грядущих выборов, отмечает наблюдатель в коридоре мэрии: «Алексея Фисенко или Николая Лантуха выборы больше не интересуют — вот они и не явились. На сегодняшнем заседании вы видите только лица будущих кандидатов. За исключением Леонида Волкова».
Яркий оппозиционер, как вышел из IT-сферы, так и полностью вернется в нее, шепчет один из его коллег. Впереди у Леонида Волкова — организация праймериз Координационного совета оппозиции, своеобразный поиск замены себе, а потом — переезд в Германию. «Позвали в аналог Силиконовой долины, говорят, классный проект, — делится один из депутатов. — Леонид ожидал от Думы большего. Но влиять на решения он здесь не может. Даже коалиция с Максимом Петлиным [ныне осужденным, но еще не лишенным депутатского статуса] развалилась. Разоср*лись: „я звезда“ — „нет, я звезда“».
Хочешь быть самостоятельным — тебя ждет глухое одиночество, жестко описывает местные порядки авторитетный народный избранник: «Здесь только одна команда. Остальные — шесть-восемь человек страждущих, ничем не обязанных третьему этажу [мэрии, где размещается руководство Екатеринбурга]».
«За все время работы не отбил ни один личный проект, — вываливает накипевшее один из „шести-восьми“ думских „несистемщиков“. — Прихожу с бумагами к Порунову — тот направляет на третий этаж. Прихожу к [сити-менеджеру Александру] Якобу — тот спрашивает: „С Тунгусовым вопрос решали?“ Третий этаж вести переговоры со мной не хочет и раздражается, что я по совести голосую».
Альтернативный центр силы не образовал и Рафаэль Шихов, который «команду Тунгусова на дух не переносит, ну и она его». Депутаты-отшельники предлагали главе группы «ЕР» в Думе провести собрание и дать установку, а затем писать докладные на народных избранников, нарушивших партийную дисциплину. «Но Раф долго сидел на крючке Екатеринбургского муниципального банка, — говорят о Шихове, — а потом оказался под протекцией администрации губернатора. Сейчас она сама — другими путями — пытается изменить расклад сил».
Как уже рассказывало «URA.Ru», команда свердловского губернатора Евгения Куйвашева приготовила для Серого дома византийский план. Сегодня реальное руководство мэрии отвлекается на информационные войны, угрозы по уборке снега, лавину проверок Екатеринбургэнерго, администраций районов, городских строек. В это время, когда даже, по словам депутатов, «позиции мэрии шатки», депутатов Гордумы, вернейшим курсу мэрии, приглашают на встречи в резиденцию губернатора.
«Внутреннее напряжение в связи с вмешательством резиденции чувствуется, согласен, — объясняет сегодняшнюю мрачность и озадаченность знакомый депутат. — Но не нужно забывать, что в администрации города работает сплоченная команда. Ее членов много чего связывает: город, бизнес, деньги, дружба. Депутаты — посули им что-то — побегут на третий этаж. Там предложат лучшую цену».
Другой собеседник тоже подтверждает переговоры с «думцами»: «Со мной еще не встречались. Но слышал, что знакомятся, узнают потребности. Из Желтого дома идет мнение, что Думу вообще желают обновить полностью. Мол, кто против — с Тунгусовым покинет мэрию. На, так называемых, колеблющихся депутатов, может, повлияет». Среди них называют Игоря Усова, Игоря Пехотина, Вадима Воробьева.
«Вы молодцы, что освещаете переговоры, — говорит еще один депутат. — Но до сих пор не понять, кто переговорщик и что предлагают. Кто, по моим догадкам, ходил на встречи, держат рот на замке. Значит, все непросто. Я, например, уже подготовился — если позовут, предложу делать ставку на выборах не только на „Единую Россию“, но и на новые партии».
Ситуацию нервирует и перепланировка избирательных округов в Екатеринбурге, которых стало меньше. Золотые ворота в Гордуму стали уже — протискиваться придется, отбиваясь локтями от соседей. Чкаловский район превратится в бойню: здесь представлены интересы депутатов Гордумы Анатолия Шарапова, Рафаэля Шихова и Закосбрания — Валерия Савельева. Еще жестче будет в Орджоникидзевском, от которого спят и видят избраться Николай Антонов, Александр Найданов, Игорь Володин и Эдуард Романовский.
«Плохое настроение? Это был рабочий созыв. А теперь только и думаешь, как бы не переср*ться», — говорит один из названных выше депутатов.
Алексей Бородин крепко обнимает за плечо Иру Овчинникову. В сентябре они схлестнутся в Верх-Исетском районе. Пока депутаты смеются.
— Смотри, а ты говоришь, что мы начнем враждовать, — улыбается мне Бородин.
— Думаю, мы с Алексеем Александровичем всегда сможем договориться, — говорит Овчинникова. — Есть же одномандатные округа, а есть партийные списки.
— Все эти слухи о «городе» и «области»… Мне никто ничего не предлагал. И не хотелось бы, — отвечает на мой вопрос Бородин. — Заксобрания, Госдума — вот где политика, а депутаты городской Думы, я считаю, должны быть хозяйственниками. Конечно, я намерен избраться. Больше года, зная о новой «нарезке», работал на весь округ.
— Покажем настоящее взаимодействие, — говорит Овичнникова. — Согласна, главное — слышать друг друга и избирателей.
Возможно, сегодня мы были свидетелями последних дружеских объятий Бородина и Овчинниковой.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!