Что человеку для счастья надо? Химическое оружие!
На Щучанском объекте по уничтожению химического оружия за четыре года эксплуатации обезврежено 75% боеприпасов. За эти годы вложены миллиарды рублей в инфраструктуру города, снижено социальное напряжение. В городе даже повысилась рождаемость, а местные власти сетуют: мол, жители успокоились и стали беспечными, абсолютно уверовав в безопасность объекта. Открытым остается один-единственный и на данный момент, пожалуй, главный вопрос – чем будут заниматься местные жители, когда на Щучанском объекте уничтожат последний химбоеприпас. Подробности – в материале «URA.Ru».
Щучанский объект строился в течение нескольких лет для уничтожения артиллерийских боеприпасов, заряженных химическими, отравляющими веществами – порядка 13% от всех имевшихся на тот момент запасов химоружия в России. На протяжении всего периода строительства военные и чиновники сталкивались с сопротивлением местных жителей и экологов, обеспокоенных безопасностью объекта: если вдруг что-то пойдет не так, последствия могут быть непредсказуемыми. Однако сегодня, утверждают военные, никакого непонимания с местными нет, глава района Петр Чикишев подтверждает эти слова: мол, какие могут быть недовольства, если люди увидели, сколько денег вложено в социальную сферу, в дорожную инфраструктуру города и окрестных поселков, кроме того, люди трудоустроены и получают неплохую зарплату, так что даже могут позволить себе купить неплохие иномарки. Экологи, в свою очередь, рапортуют, что за все время эксплуатации объекта не было выявлено негативного воздействия на экологию района. Об этом, в частности, заявил директор областного департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Игорь Некрасов.
Помимо прочего, в Щучьем впервые за много лет улучшилась демографическая ситуация – рождаемость превысила смертность. «Видимо, присутствие военных, либо какие-то другие факторы положительно сказываются на демографической ситуации», - шутят специалисты.
Сегодня, признался глава Щучанского района Петр Чикишев, ситуация такова, что чиновники не могут заставить людей получить… противогазы. В зоне защитных мероприятий это обязательное требование – у каждого жителя были средства защиты. «Население приходится взбадривать: мол, ребята, вы что-то расслабились совсем, забыли, что мы тут уничтожаем – смертоносное, страшное оружие? То есть сегодня вопрос безопасности ушел на второй план. На дом привозят: возьмите, у вас ребенок только родился. Сами не идут!» - сетует Чикишев, поясняя, что объект работает стабильно, потому и не вызывает беспокойства у местных жителей.
Вместе с тем открытым остается вопрос будущего Щучанского объекта. На данный момент в Щучьем уничтожили 4 тыс. 200 тонн боеприпасов (в частности, 100% запасов снарядов с зарином). Осталось всего 25% - это боеприпасы с зоманом. Начальник объекта по уничтожению химоружия Николай Колондоевский с уверенностью говорит, что поставленную задачу – полное уничтожение склада химоружия (ориентировочно к 2015 году) – военные выполнят. В то же время сейчас на объекте готовятся к началу строительства еще одного корпуса – для уничтожения химических боеприпасов сложной конструкции.
У военных ответа на вопрос «Что будет на месте Щучанского объекта после ликвидации последнего химического боеприпаса?» - пока нет. Полковник Колондоевский четко по-военному говорит, что перед ним одна задача – уничтожить положенный объем запасов оружия. «Когда мы уничтожим последний грамм отравляющего вещества, тогда будет создаваться и готовиться документация по выводу объекта из эксплуатации. Сейчас у нас одна задача – своевременно выполнить обязательства Российской Федерации по уничтожению химического оружия», - заявил начальник объекта.
Предложения о перепрофилировании Щучанского объекта начали озвучиваться, пожалуй, еще до введения его в эксплуатацию. Высказывались мнения, что после уничтожения всех запасов химоружия объект можно было бы перепрофилировать под предприятие по выпуску удобрений. Было предложение и о создании на его базе мусороперерабатывающего предприятия – тогда, возможно, и растущая, как снежный ком, проблема сбора и утилизации ТБО начала бы реально решаться. Но пока никакой конкретики нет.
Вместе с тем, судя по опыту других регионов, где были построены аналогичные объекты, вопрос перепрофилирования решается не так быстро, как хотелось бы. Так, в поселке Горном Саратовской области уничтожение химических боеприпасов закончилось еще в 2005 году. Сейчас ведется переработка жидких и твердых отходов, а на перепрофилирование производства потребуется еще порядка трех лет.
То же самое ждет и Щучанский объект: на обеззараживание потребуется, по расчетам специалистов, 5-7 лет, чуть меньше – на процедуру перепрофилирования. Понимание того, в какое «мирное русло» будет направлен объект, вероятно, станет известно не раньше, чем через 10-12 лет.
Решаться этот вопрос будет не на региональном уровне. Руководители субъектов, на территории которых построены объекты по уничтожению химоружия, смогут лишь внести свои предложения по дальнейшему использованию производственных площадей. Окончательное решение остается за профильным федеральным министерством.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!