«Ваши власти нас душат!»
Полки с продуктами больше не будут столь разнообразны. Продовольственный кризис медленно, но верно надвигается на Урал. Свердловский премьер «уговорил» местные торговые сети ограничить работу с другими регионами. И соседние поставщики уже почувствовали холодок в отношениях со среднеуральскими ритейлерами, на которых они возлагали большие надежды. Подробнее об антиконкурентной продуктовой политике чиновников и о том, чего ждать простым покупателям — в материале «URA.Ru».
Свердловские власти все чаще обращаются к торговым сетям с настоятельными рекомендациями поддержать местных производителей. Однако в последнее время эти призывы стали носить приказной характер. «Продукцию, которая здесь производится, будете брать!», — до сих пор в беседах друг с другом цитируют участники скандального майского совещания слова Дениса Паслера, обращенного к представителям федеральных торговых сетей. Ужесточение продовольственной пропаганды диктуется нормативным актом, регламентирующим сотрудничество сетей с местными производителями, подписанным губернатором Евгением Куйвашевым. К его исполнению уже приступило областное Министерство АПК и продовольствия. О том, что есть закон «О конкуренции», мало кто помнит. Да и местные сети перечить побаиваются: им не нужны конфликты и недопонимания с властями.
Заинтересованность в присутствии местных молочников, птицеводов и колбасников на магазинных полках понятна: потребитель покупает здешний продукт — область пополняет бюджет. «К тому же наступает эпоха глобализации, в регион приходят новые игроки и приводят за собой своих поставщиков. В этот непростой период мы должны оказать поддержку своим, — добавляет депутат и совладелец торговой сети «Кировский» Лев Ковпак, которому давление сверху нипочем. — Если вы бываете на совещаниях у /Михаила/ Копытова и Паслера, то слышали, что они всегда ставят сеть «Кировский» в пример другим. Для нас изначально местная продукция была на первом месте. В итоге сегодня до 70% продукции — среднеуральских производителей.
Региональные ритейлеры ситуацию комментируют крайне неохотно, заявляя, что «вопросы о преференциях местным некорректны».
В X5 RetailGroup давления пока не ощутили. «Нашу ассортиментную политику формирует в первую очередь покупательский спрос. Мы продаем ту продукцию, которая востребована людьми. Заставить ввести в ассортимент тот или иной товар можно, но если товар не будут покупать, то проиграет и поставщик, и ритейлер, и покупатель, который таким образом будет лишен выбора, — рассуждает начальник отдела региональных проектов по связям с общественностью X5 RetailGroup Владимир Русанов. — Поэтому приоритетами Х5 в выборе поставщиков остаются качество товара, цена и способность обеспечить нам бесперебойные поставки. Это классические рыночные законы, которые никто не отменял». Другое дело — скоропортящаяся продукция. По данным Русанова, доля местных поставщиков такого товара в магазинах Х5 может достигать 80% — в силу специфики продукта.
Продовольственный патриотизм начался в Свердловской области не в одночасье, но поначалу он имел вполне здоровые формы. Программа «Выбирай наше — местное» стартовала в Свердловской области три года назад. Декларируемая цель — сократить ввоз импортной продукции. Выгода для покупателей ясна: чем ближе находится производитель, тем меньше времени займет доставка продукции в магазин, а значит, продукт придет к покупателю свежим и не столь богатым консервантами, как заморский. По сути, учитывая географическое положение Свердловской области, в программу поддержки могла бы попасть продукция и сырье производства предприятий всего УрФО. Однако со временем к «импортному» была отнесена и конкурентная продукция соседних регионов. По данным местного МинАПК, за три года действия программы «Выбирай наше — местное» процент присутствия свердловских продуктов вырос с 40 до 50 в федеральных сетях и до 70 в местных магазинах. И это не предел. По словам исполнительного директора НП «Мясной союз» Игоря Белоуса, статистику за 2013 год ритейлеры и производители еще не успели наработать, однако, очевидно, что тренд будет продолжен.
«Но отвечает ли местная продукция требованиям качества, могут ли свердловские производители обеспечить бесперебойную отгрузку товара и грамотно выстроить логистику, насколько привлекательны цены на продукты из области — вопросы для местных чиновников второстепенные», — рассуждает один из южноуральских мясопроизводителей.
Между тем ситуация пока не позволяет открещиваться от соседей: как отчитался на Совете общественной безопасности министр АПК и продовольствия Свердловской области Михаил Копытов, только производство картофеля и яйца находится на уровне, покрывающем норму потребления области. Молочные заводы удовлетворяют потребность местного рынка лишь на 46%, хлебокомбинаты — на 9,5%. Но больше всего проблем, как признался министр, у птицефабрик.
Взять, например, разваленную командой Владимира Вальчука нерентабельную Рефтинскую птицефабрику, где про модернизацию лишь много говорилось. После назначения решением правительства области нового руководства, птицефабрика пользуется активной поддержкой свердловских властей, и ее продукция настойчиво продвигается в магазины. Такие процессы ведут ко вполне закономерным последствиям.
«Цена за тушку цыпленка бройлера ТМ „Рефта“ самая дорогая на рынке. Чем это вызвано — загадка. Ведь к премиальным продуктам рефтинскую курицу отнести нельзя. Челябинская же область по производству мяса птицы давно обогнала Свердловскую и выбилась в неоспоримые лидеры УрФО», — говорит собеседник агентства.
Это подтверждает генеральный директор Группы Компаний «Здоровая Ферма» Евгений Наруков: «В этом году мы запустили новую современную птицефабрику в Кунашакском районе Челябинской области. Мощность птицефабрики составляет 70 тыс. тонн мяса птицы в год. Конечно, мы рассчитывали на сотрудничество со свердловским рынком, куда уже давно и стабильно поставляем свою продукцию. Однако в последнее время столкнулись с неблагоприятной для нас политикой сетей, навязанной местными властями, — рассказал он «URA.Ru».
Согласен с коллегой и директор департамента торговли «Ситно» Сергей Устюжин: «Челябинские птицефабрики ушли вперед от свердловских: у нас и оснащение лучше, и упаковка, и ассортимент, и качество продукции».
Любопытно, что под «репрессии» не попала кондитерская продукция инорегиональных предприятий. «Не сумели свердловские производители занять достойную нишу на этом поприще. — объясняет Лев Ковпак. — Поэтому наши предпочитают закупать те же торты челябинской марки „Мирэль“, их лучше берут». А вот с птицепромом у областных властей особые отношения, что несколько мешает здоровой конкуренции между производителями курятины.
Свердловские производители, заинтересованные не только в местных продажах, но и в экспорте продукции в соседние области, со своей стороны признаются, что не против присутствия на рынке соседей, но против непорядочной конкуренции, в которую, по сути, местные власти их ввязывают. Ведь Свердловская область — не первая, попытавшаяся поднять местную пищевую промышленность с помощью патриотической продовольственной программы. В регионах России уже убедились, что подобные инструменты навязывания покупателю продуктов местного производства и громкие лозунги «Покупай отечественное!», «Выбирай свое — покупай родное» не работают.
«Поддержка должна быть деликатной, без вреда конкурентной ситуации — единственного действенного регулятора цены и качества продукции на наших прилавках», — подчеркнул собеседник агентства, пожелавший остаться неназванным.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!