«Публика — дура, но ее не обманешь»
Прошел почти месяц после съезда главного проекта Путина последних лет, а даже региональные лидеры не знают, что делать с этой структурой. «Народный фронт „За Россию“» декларирует свою близость к простому народу, но сам народ пока только формирует свое отношение к организации. Чтобы выяснить, с чем ассоциируется ОНФ в глазах рядовых южноуральцев, не загубят ли путинскую идею местные чиновники, мы провели социологическое исследование. Его итоги, а также комментарии экспертов и чиновников — в материале «URA.Ru».
Общероссийский народный фронт (ОНФ) получил юридический статус и сменил название на «Народный фронт „За Россию“» на съезде 12 июня. В тот же день руководителем организации был избран Владимир Путин, а тремя сопредседателями центрального штаба, руководящего органа, — режиссер Станислав Говорухин, глава «Деловой России» Александр Галушка, а также депутат Госдумы (куратор УрФО) Ольга Тимофеева.
Прошел почти месяц после съезда, а даже региональные лидеры пока не знают, что делать с этой структурой. Так, челябинский губернатор Михаил Юревич называет движение «очень перспективным», но не может сказать, будет ли оно, к примеру, участвовать в выборах. По его словам, ОНФ призван помочь «проявить себя новым активным гражданам» и «улучшить диалог населения с властью».
Единственный пока опыт участия ОНФ в выборах — президентская кампания в марте-2012. Тогда Владимир Путин был зарегистрирован кандидатом от партии власти, но старался дистанцироваться от «Единой России». И выборный штаб был сформирован на базе «Народного фронта». На Южном Урале его возглавляет гендиректор «Медиа-центра»
Единственный опыт участия челябинской ОНФ в выборах был успешным, во многом потому что кампанию вел медийщик Шагиев
Несмотря на такой успешный опыт, официально объявлено, что в ближайших выборах ОНФ участвовать не будет. Чтобы подчеркнуть аполитичность движения, его лидеры даже отложили формирование ячеек в регионах, где в сентябре планируется голосование.
Впрочем, в тех субъектах, где выборов не будет, ОНФ пока по-прежнему остается чисто технической структурой. Зачем создавалась организация, и какое будущее ее ждет — до сих пор загадка для многих. Чтобы понять, каким видится ОНФ для простых южноуральцев, Исследовательский центр «Маркетинга и Социологии» (ИЦ «МарС») по просьбе «URA.Ru» провел специальный соцопрос. И вот что получилось.
Две трети респондентов не верит, что ОНФ сможет наладить открытый диалог населения с властью. Еще 35% либо пока не определилось, либо верит заверениям «фронтовиков». По словам политолога Андрея Лаврова, население на уровне подсознания понимает, что ОНФ создавался не для диалога с властью. «Понятно, что ОНФ был создан для трансляции идеологии лидера страны на самые малокультурные, малообразованные и зависимые слои населения. От них нужно одобрение и скандирование: „Путин, Путин“. Как говорил Станиславский, публика — дура, но ее не обманешь. Поэтому, хотя никто толком не может объяснить почему, но большинство не верит в ОНФ», — считает эксперт.
Для того чтобы выяснить, почему все-таки большинство пока скептически относится к проекту, респондентам был задан следующий вопрос. Как выяснилось, многие считают чиновников врагами всех благих идей, кто-то называет ОНФ не тем инструментом, а значительная часть опрошенных и вовсе упрекает Путина в популизме. «Показательно, что больше половины респондентов видят проблему внутри ОНФ, а не во внешних врагах, например, чиновниках. Это потому, что структура создана помимо воли людей, и никак от них не зависит», — комментирует другой челябинский политолог Дмитрий Терещук.
Его коллега Лавров при этом добавляет, что результаты ответа на этот вопрос показывают, что президент добился своей цели. «Путин в глазах многих людей — добрый царь, а бояре — плохие. Треть респондентов, которые так считают, хороший результат для президента. Второй по популярности ответ опять же говорит, что население все понимает и не верит в искренность Путина. 23% уверены, что простой человек все равно не сможет никуда пробиться», — отметил политолог.
Оценивая перспективы ОНФ, респонденты сильно разошлись во мнениях. Треть опрошенных понятия не имеет, что будет с пропутинским проектом. Мнения остальных — полярны. Показательно лишь, что всего 7% считают «фронтовиков» сменщиками «единороссов». «Те, кто затруднились с ответом, — самые честные. Остальные гадают на кофейной гуще. Ценности ОНФ в глазах людей сейчас не существует. Чем руководствуются организаторы — непонятно. Если хотят уже сейчас поднимать рейтинг организации, то очень плохо получается. Вероятнее всего, речь идет о долгой перспективе», — замечает Терещук.
Подытоживая данные опроса, политолог Андрей Лавров предположил, что ОНФ намеренно оставляют пока в «темных лошадках» для населения, чтобы использовать на следующих президентских выборах.
Впрочем, источник в правительстве области, согласившийся на условиях анонимности прокомментировать итоги исследования, не согласен с таким выводом. «У Путина сегодня есть административный и политический коммуникаторы с населением и политэлитами — администрация президента и „Единая Россия“. Жесточайший блок на вхождение в ОНФ депутатов и чиновников говорит том, что Путин не пытается создать механизм общения власти и общества. Он пытается создать механизм общения общества с ним лично. Это раскладывание идеологической корзины. Что получится, сказать не могу. Скорее всего, ОНФ станет общественно-политическим движением. Это и поддержки кандидатов, и трансляция в широкие массы позиции Путина. Со временем ОНФ станет важным политическим инструментом, но точно не единственным, а возможно, и не главным», — резюмировал высокопоставленный чиновник.
Сохрани номер URA.RU - сообщи новость первым!